+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Завышенные тарифы за электроэнергию — Форум Расчет ЖКХ 2019 год

Намеренные или нечаянные ошибки и неточности в коммунальных квитанциях — не такая уж и редкость на практике.

Чтобы не переплачивать за коммунальные услуги, следует знать точный размер их тарифов.

О том, как проверить правильность начисления коммунальных платежей и что делать в случае выявления ошибки, разберем в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Формирование тарифов и правила расчета платежей за услуги ЖКХ устанавливается федеральным законодательством.

Основополагающим законодательным актом является Жилищный кодекс РФ, а точнее раздел VII «Плата за жилое помещение и услуги» и, в частности, статьи 156, 157 и 158.

Конкретное толкование положений ЖК РФ уточнено постановлением федерального правительства №354, кратко именуемым «Правила предоставления коммунальных услуг», в котором устанавливается порядок начисления, перерасчета и изменения тарифов.

Правовые акты субъектов РФ, касающиеся оплаты жильцами коммунальных услуг, должны основываться на федеральном законодательстве.

Точный размер тарифов за услуги ЖКХ находится в ведении региональных властей.

Согласно ст. 157 ЖК РФ, в отдельных случаях полномочия по установлению размеров тарифов могут передаваться на муниципальный уровень.

Однако региональные и муниципальные акты, касающиеся размеров тарифов ЖКХ, ограничены федеральным законодательством, которое вводит:

  1. минимальный и максимальный размер тарифов, устанавливаемых региональными властями;
  2. периоды и порядок повышения тарифов.

Размер некоторых тарифов может устанавливаться собранием жильцов, правлением ТСЖ или кооператива.

К данной категории относится оплата услуг консьержа, охраны, видеонаблюдения и т. п.

Узнать точный размер действующих тарифов можно из квитанции, так как поставщик коммунальных услуг должен указывать размеры в платежных документах.

Также узнать о размере тарифов можно в сети Интернет:

  • на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы;
  • либо на сайте правительства конкретного субъекта РФ.

к содержанию

Оплата расходуемых ресурсов (горячей и холодной воды, электричества, газа) осуществляется согласно показаниям индивидуальных счетчиков.

В случае, если квартира не оборудована приборами учета, то применяется норматив, установленный региональными властями.

Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» гласит следующее.

Если имеется техническая возможность оборудования квартиры счетчиками, но собственники этого не сделали, к нормативу применяются повышающие коэффициенты вплоть до момента оборудования квартиры приборами учета.

Норматив может рассчитываться:

  1. на 1 м2 площади (отопление);
  2. по числу зарегистрированных/проживающих в квартире граждан (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ).

Для определения точного размера платы нужно умножить тариф:

  • на показания счетчиков (при их наличии);
  • на норматив и общую площадь жилья (отопление);
  • на норматив и количество проживающих (газ, вода, канализация).

Если в МКД установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ), то для расчета применяется следующая формула:

Показатель ОДПУ умножается на тариф и площадь квартиры, поделенную на общую площадь жилых помещений МКД.

Для определения точного размера платы за КУ собственнику необходимо знать:

  1. точный метраж квартиры (общую и жилую площадь);
  2. количество проживающих жильцов;
  3. размер тарифов, установленных государственными либо муниципальными органами;
  4. размер нормативов, если в квартире не установлены измерительные приборы;
  5. действующие для некоторых категорий жильцов льготы, установленные органами власти.

По прописанным или проживающим гражданам в квартире начисляются платежи по ЖКУ? Читайте тут.

По ЖК РФ исполнители коммунальных услуг должны своевременно информировать о существующих задолженностях собственников или нанимателей.

Если этого не происходит, то есть несколько способов узнать об образовавшемся долге самостоятельно:

  • Через платежную квитанцию;
  • Обратиться в УК или ресурсоснабжающую организацию лично или по телефону;
  • В расчетно-кассовом центре, банке или терминале для оплаты коммунальных услуг;
  • На интернет-сайтах ресурсоснабжающих организаций, УК, Единого расчетного центра, банка, на портале Госуслуги.

Чтобы проверить размер долга через интернет, необходимо указать точный адрес и/или номер лицевого счета, а также интересующий период.

Информация предоставляется онлайн либо в виде PDF или файла формата doc, которые необходимо загрузить на персональный компьютер.

О том, как узнать задолженность по коммунальным услугам с помощью интернета, лицевого счета и по адресу, читайте в нашей статье.

Ситуация, при которой идет неправильное начисление коммунальных платежей или их размер больше ожидаемого, — не такая уж и редкость.

В расчеты поставщика коммунальных услуг могут оказаться неточности и ошибки.

Рассчитать точный размер платы согласно действующим тарифам можно с помощью онлайн-калькуляторов коммунальных услуг. Ссылки на такой калькулятор можно найти на сайте Федеральной антимонопольной службы или сайтах региональных правительств.

Если данные не сходятся, то плательщик может обратиться к исполнителю коммунальных услуг с требованием перерасчета начисленных платежей.

Поэтому нужно проверять платежную квитанцию на соответствие установленным тарифам, удостовериться в указании точного размера жилплощади и количества проживающих лиц.

Советуем посмотреть видеоролик о том, как проверить начисления ЖКХ в квитанции:

В большинстве случаев исполнителем услуг ЖКХ является управляющая компания, которая и осуществляет расчет и начисление платы.

Однако в некоторых ситуациях исполнителем является ресурсоснабжающая организация.

Такое бывает, когда:

  1. осуществляется прямое управление МКД собственниками квартир;
  2. не выбран способ управления;
  3. в период между прекращением предыдущего способа управления и выбором нового.

Узнать точного поставщика услуг можно из платежной квитанции, в которой указывается наименование организации и ее юридический адрес.

В заявлении на имя директора УК или РСО необходимо указать:

  • наименование организации и ее юридический адрес;
  • название документа;
  • ФИО заявителя, точный адрес проживания;
  • основания для проживания в жилом помещении (по праву собственности, договору соц. найма);
  • суть претензии — данные квитанций, основания неверности данных и собственные расчеты;
  • требование о перерасчете.

Образец заявления в управляющую компанию о перерасчете.

Заявление может быть составлено в письменном или электронном виде.

Срок рассмотрения — 30 суток с момента вручения.

В случае отсутствия ответа или отказа в перерасчете можно подать жалобу в Жилищную инспекцию или в прокуратуру.

Образец искового заявления в суд о перерасчете платы за коммунальные услуги.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Тарифы на коммунальные услуги повышаются каждый год. В 2018 году изменения в тарифной сетке большинства энергосбытовых компаний традиционно вступят в силу с 1 июля, при этом уже сегодня на официальных сайтах ресурсоснабжающих организаций можно ознакомиться с новыми расценками на электрическую энергию.

Информация о повышении тарифов является сегодня актуальной и важной не только для граждан с минимальным доходом, для которых оплата коммунальных услуг является существенной статьей расхода. За прошедший год широкое распространение получил такой вид заработка, как промышленный майнинг, торговля криптовалютой и обработка случайных платежей за счет так называемых ферм, поэтому майнеры заинтересованы в минимизации расходов, связанных с потреблением энергоресурсов.

Помимо введения новых тарифов, региональные власти осенью прошлого года определили новые социальные нормы потребления ресурсов. Расход электроэнергии сверх нормы предполагает применение повышенных тарифов для расчета платежей.

Традиционно в столичном регионе расценки на услуги ресурсоснабжающей организации Мосэнергосбыт с применением одноставочного тарифа выше, чем в остальных областях. Стоимость дневного потребления 1 кВт.ч в Москве составляет 5,38 руб. Эта цифра не меняется с июля 2016 года и в этом году также не изменится. Повышение тарифов коснется тех, кто использует двухтарифный и трехтарифный индивидуальные счетчики.

Это интересно:  Начисления комм.услуг УК при неоформленной квартире - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

Последние годы представители компании Мосэнергосбыт активно агитируют жителей устанавливать выгодные двух- и трехтарифные счетчики, информируя владельцев квартир об истечении срока эксплуатации старых устройств. Причем пару лет назад выгода действительно была. В 2016 году для квартир с газовой плитой в ночное время 1 кВт.ч тарифицировался в 1,64 (Т2) руб., полупиковый тариф (Т3) составлял 5,32 руб., а пиковый (Т1) – 6,41 руб. Те, кто потребляли, например, 50 кВт.ч (Т2), 30 кВт.ч(Т3) и 20 кВт.ч (Т1) соответственно, получали квиточки на сумму 369,8 руб.(50*1,64+30*5,32+20*6,41), тогда как с однотарифным счетчиком пришлось бы заплатить за 100 кВт.ч 538 руб. Экономия примерно 30%.

За последние два года основной тариф остается неизменным, при этом повышаются тарифы за потребление ресурсов в пиковые и ночные часы:

С середины нынешнего года 1 кВт.ч в ночное время (с 23.00 до 7.00) будет стоить почти 2 рубля, полупиковый и дневной тарифы останутся неизменными.

Необходимо отметить, что применение двухтарифного счетчика оправдано только для тех, кто стирает, запускает посудомоечную машинку или работает на компьютере только по ночам, т.к. дневной тариф составляет 6,19 руб./ кВт.ч.

В населенных пунктах, таких, как садоводческие, огороднические или дачные товарищества тарифы в этом году останутся неизменными. Основные тарифы в Троицком и Новомосковском административных округах с 1 июля будут приравнены к московским.

Стоимость энергоресурсов для потребителей в регионах также изменится с середины 2018 года. Подорожание составит в среднем порядка 4%. Так в Нижегородской области клиенты ресурсоснабжающей организации «ТНС энерго Нижний Новгород» будут платить по тарифам, приведенным в правой части таблицы:

Все тарифы на 2018 год с учетом летних повышений цен в регионах можно посмотреть на сайте энергосбытовой компании, предоставляющей услуги населению в данном населенном пункте.

Социальная норма – это минимум объема потребляемой энергии, который обойдется потребителям недорого (по социальному тарифу), а за превышение установленного лимита жителям регионов придется платить по повышенному тарифу. Возможность определения нормы потребления отдана на откуп региональным властям, поэтому в каждом регионе действуют свои лимиты на потребление ресурсов.

Законодательный акт, согласно которому действуют социальные нормы, был введен осенью 2013 года.

Целью таких изменений в принципах расчета размеров оплаты электроэнергии в конечном итоге является сохранение природы и поддержание благоприятной экологической обстановки в стране за счет экономии природных ресурсов, которые нередко расходуются гражданами расточительно и бездумно. Реформа, прежде всего, должна была коснуться тех, кто владеет огромными домами, использует ресурс для подогрева полов и воды в частном бассейне, эксплуатации электрокаминов и других предметов роскоши.

Та цена, по которой ресурсоснабжающие компании реализуют электроэнергию, является социальной и предполагает обеспечение комфортных условий граждан в соответствии с санитарными нормами. Потребление сверх нормы, по мнению разработчиков акта, должно оплачиваться по иному тарифу.

На сайте московской сбытовой компании можно найти информацию о том, что до настоящего момента социальная норма не установлена и соответственно данный показатель при расчете платы за электроэнергию не применяется. Учитывая цены на электроэнергию в московском регионе, которые примерно равны стоимости за кВт.ч в регионах по повышенному тарифу сверх нормы (для сравнения тариф в Москве – 5,38 руб., тариф сверх нормы в Нижнем Новгороде – 5,98 руб., в Ростове-на-Дону – 5,19 руб.), социальный тариф в столице попросту отсутствует.

Социальные нормы в различных регионах могут существенно отличаться, так например, изначально в Красноярском крае социальную норму установили в пределах 75 кВт.ч, а в Нижегородской области правительство считает, что 50 кВт.ч вполне хватает на 1 человека в месяц. По словам руководителя региональной службы по тарифам Нижегородской области, обычная статистическая семья укладывается в определенный минимум и не замечает введения норм, т.е. оплачивает коммунальную услугу по пониженному тарифу. Вместе с тем предусмотрены ряд случаев, предполагающих повышение социальной нормы:

— если в помещении прописан 1 человек, социальная норма составляет 85 кВт.ч;

— для льготных категорий граждан (членов многодетных семей, инвалидов, пенсионеров) предусмотрена норма в 75 кВт.ч в месяц на человека.

В Ростовской области для расчета социальной нормы для одиноких пенсионеров применяется повышающий коэффициент. Норма зависит от количества постоянно проживающих в квартире:

— за каждого последующего + 40 кВт.ч.

43 кВт.ч прибавляется к норме в домах с электроплитами. 90 кВт.ч прибавляется к установленному минимуму для жилья в сельской местности. В летние месяцы действует повышающий коэффициент – 1,1, в феврале, марте и апреле – понижающий – 0,9.

Методика расчета платы за электроэнергии описана в основном законодательном акте, касающемся применения социальной нормы (Постановление Правительства № 614). В приложении 6 приведены всевозможные формулы. Если с однотарифным счетчиком расчет платежей вполне понятен, то для тарифа с несколькими ставками формула выглядит сложнее.

В общем случае, расчет размера платежа в пределах нормы производится по социальному тарифу, сумма за потребление сверх нормы рассчитывается по повышенному тарифу.

Для примера, семья из двух человек в Ростовской области в осенние месяцы потребляет по 200 кВт.ч. Норма составляет 156 кВт.ч. К оплате 808,68 руб. (156*3,72+44*5,19).


Если расчет производится по многотарифному счетчику, применяется пропорциональный принцип для определения части в пределах нормы для каждой временной зоны.

V соц. нормы (1 зона) = V соц. нормы всего * V потреб. (1 зона) / Сумма V потреб. по.зонам.

Например, за месяц семья из 2 человек из Ростовской области потребила 140 кВт.ч. днем и 60 кВт.ч. ночью.

V соц. нормы днем = 156 кВт.ч * 140 кВт*час / (140 кВт.ч + 60 кВт.ч) = 156*0,7=109,2 кВт.ч.

V соц. нормы ночью = 156 кВт.ч * 60 кВт*час / (140 кВт.ч + 60 кВт.ч) = 156*0,3=46,8 кВт.ч. Соответственно из 60 кВт.ч: 46,8 в пределах нормы, 13,2 – сверх нормы.

Как выйти из этого тупика? ОДН за эл.энергию. Дома стоит ИПУ за эл.энергию. В доме есть ОПУ по эл.энергии. Но ОДН выставляют по нормативу, да ещё по цене 4.57 за кВт. Дома и плита, и свет постоянно. Индивидуальное потребление оплачиваю в районе 200р. И столько-же выставляют мне за ОДН. Словно у нас на каждой лестничной плащадке по 20-рожковой люстре стоит и свет круглые сутки горит. По дому гигантская сумма получается. Был в УК, мне сказали, что все начисления произведены согласно последним изменениям в ЖК. Однако в прессе, на ТВ чиновники и руководители области и города заявляют об обратном. Что УК неправильно начали считать, и за февраль всё пересчитают. Но в квитанции за февраль ничего не изменилось. УК заявляет, что никаких документов от Министерства по тарифам области о пересчёте не поступало. Кто же прав?. Как найти правду.

Из совокупности положений частей 9, 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ следует, что под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения с 1 января 2017 года, которое производится путем суммирования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом:

Это интересно:  Начисления в квитанции горячей и холодной воды - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

— установленного в многоквартирном доме в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
— размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующего на 1 ноября 2016 года, и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года.

После того, как в Минстрой России посыпались жалобы от жителей тех домов, где установлены общедомовые приборы учета, и у которых фактический расход ресурсов на ОДН ниже нормативного, Минстрой РФ спустя 1,5 месяца выпустил второе письмо от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04, в котором указал, что:

… исходя из буквального толкования данной нормы (часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

Но, несмотря на то, что Минстрой России указал на то, что расходы на ОДН могут включаться в плату за содержание жилого помещения в фактическом размере, если фактический размер меньше нормативного, Минстрой России не привел механизма реализации данного включения в случае, когда исполнитель коммунальных услуг отказывается использовать фактические объемы при начислении.

С учетом имеющейся правовой неопределенности полагаю, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в данном случае может быть принято решение об учете в составе платы за содержание жилого помещения фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, если данные фактические объемы ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Опубликовано: (8 февраля 2011)

Содрано с мэйл.ру. Первоисточник

В январе цены на услуги ЖКХ выросли на 9,1%. Вроде надо радоваться: еще осенью обещали прибавку чуть ли не в 40%, но благодаря окрику из правительства получилось в разы меньше. Однако именно это порождает массу вопросов. Например, как формируются тарифы, которые так легко можно менять?
В России 103,8 млн горожан, 3, млн многоквартирных домов. Объем рынка услуг по тарифам ЖКХ превышает 0,5 трлн рублей в год. Это те деньги, которые платит каждый житель города за удовольствие дернуть ручку унитаза и воспользоваться другими благами цивилизации.

что вообще представляет собой российский комплекс жилищно-коммунального хозяйства? Это — без преувеличения — крупнейшее многопрофильное предприятие России с числом работающих более 2,5 млн человек. Стоимость основных фондов ЖКХ превышает 5 трлн рублей, что составляет четвертую часть национального достояния страны. Годовой оборот — более $100 млрд.

Короче, коммуналка совсем не похожа на бедную родственницу, которая перебивается с хлеба на воду и вот-вот помрет, если потребители не раскроют свои кошельки пошире. По мнению доктора экономических наук Никиты Кричевского, резервов в отрасли более чем достаточно. Во всяком случае, тарифы на коммунальные услуги расти не должны, наоборот, их можно безболезненно снизить в два раза.

Ситуация усугубилась с появлением на рынке многочисленных «детей реформы» — управляющих компаний (УК) и ТСЖ. По мнению правоохранителей, «с тех пор, как они стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, все чаще отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения средств поставщиками». По данным Минрегиона, только за первое полугодие 2010 года собираемость платежей упала до 82%. То есть жильцы за квартиру рассчитались, а деньги до коммуналки не дошли, задержавшись в карманах посредников. УК сплошь и рядом считают «своими» денежные средства населения и распоряжаются ими как вздумается — покупают машины вместо того, чтобы делать текущий ремонт жилья, а то и просто присваивают. В Сергиевом Посаде (Московская область) небольшая управляющая компания задолжала водоканалу и теплосетям более 300 млн рублей. Теперь целая бригада прокуроров ищет, где эти деньги.

Большинство ТСЖ и УК под видом наведения порядка в расчетах просто «химичит» с количеством жильцов. В Ульяновске, например, вписывают в платежки собак и берут с них за воду как с полноценных квартиросъемщиков. Семья Елены Московцевой три месяца доказывала, что приписанный им третий потребитель услуг — всего лишь овчарка по кличке Степан. Перерасчет за собаку так и не сделали.

— В сфере ЖКХ воровали всегда, — заявил «Известиям» представитель Генпрокуратуры Сергей Иноземцев. — Но в последнее время масштабы и количество афер вышли на новый уровень. Жулики нашли немало лазеек в законодательстве, чтобы безнаказанно потрошить карманы владельцев жилья.

При всей изобретательности новых афер они блекнут перед придумками представителей старой коммунальной гвардии. В Саратове утвержденные нормативы потребления воды в 5 раз выше реального расхода. Однако водоканалу этого показалось мало — потребителям насчитали еще и долги за перерасход воды. Общая сумма доплат составила 330 млн рублей, с каждой квартиры предлагалось взыскать от 500 до 1500 рублей в месяц. Разъяренные жители обратились в прокуратуру, и та восстановила справедливость.

К слову, в Москве «водный норматив» тоже довольно интересный. Он составляет более одиннадцати кубометров на человека в месяц (6,935 куб. м — холодная вода, 4,366 куб. м — горячая). Чтобы понять, много это или мало, представьте себе 55 бочек емкостью 200 литров, которые ежемесячно обрушивает на себя каждый член вашей семьи. Нереально? Конечно. К такому выводу пришла и Контрольно-счетная палата (КСП) Москвы, проводившая проверку оплаты услуг ЖКХ за 2009 год. В отчете говорится: нормативы потребления воды и тепла в городе завышены по меньшей мере в два раза, что приводит к необоснованному росту платежей и росту расходов городского бюджета.

Это интересно:  Жалоба в жилищную инспекцию по завышенным показателям ОДН - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

Ожидалось, что после проверки КСП правительство Москвы приведет наконец нормативы в чувство. Действительно, был даже подготовлен проект постановления о снижении норм на воду. Правда, не вдвое, как предлагалось, а всего лишь до 10,741 куб. м в месяц, но и это было бы ощутимо для потребителя — счет в платежке уменьшался бы на несколько десятков рублей. Однако в окончательном варианте «узаконенный» расход воды остался прежним — 55 бочек на человека. Можно только догадываться, какие усилия предприняли столичные короли воды и пара, чтобы не уступить москвичам ни копейки.

100% — это сколько в рублях?

При всей тяжести коммунального бремени доля граждан, получающих субсидии от государства, составляет всего 6,9% от общего числа жильцов многоэтажек. Таковы данные департамента ЖКХ Минрегиона. По закону, принятому в рамках реформы ЖКХ, субсидия положена, если квартирные платежи «съедают» 22% семейного бюджета.

Спрашивается, откуда чиновники взяли эту цифру? Оказывается, при разработке реформы ЖКХ ее просто позаимствовали из европейских социальных нормативов. Но цифра получилась лукавой. Дело в том, что в Европе расходы на коммуналку включают плату за аренду квартиры, а у нас — нет. Проще говоря, там государство начинает помогать семье, если она тратит на жилье, включая стоимость его съема, четверть своих доходов. Для справки: средняя российская семья, арендующая квартиру, платит за это от 40 до 60% всех своих денег. Но протянуть ей руку помощи никто и не думает.

Вместо этого потребителям морочат головы, будто коммуналка в России по мировым меркам очень дешевая. Нам постоянно твердят, что население так и не перешло на 100-процентную оплату ЖКХ, поэтому разницу приходится компенсировать государству. Вот почему наверху уверены, что тарифы нужно увеличивать и дальше.

А до каких, собственно, пор? Когда наконец нам скажут: 100% — это сколько в рублях? По данным Росстата, с 2000 года тарифы на коммунальные услуги в среднем по стране выросли в 13,6 раза. Каждый год их приближали к заветному 100-процентному рубежу: в 2001-м коммуналка подорожала на 47%, в 2002-м — на 62%, в 2005-м — на 35%… Если суммировать, план уже давно выполнен и перевыполнен. Это подтверждают и оказавшиеся в распоряжении «Известий» экспертные материалы, подготовленные к заседанию правительства от 11 сентября 2003 года. Как следует из аналитической записки, уже в то время уровень оплаты ЖКХ в среднем по стране составлял 72,2%, а в 46 субъектах федерации — например, в Карелии, Бурятии, Воронежской, Белгородской, Владимирской, Тверской областях, Ставропольском и Приморском краях — он превышал 90%. Еще в 24 регионах уровень оплаты коммуналки составлял 80-85%.

Напомним, это было семь лет назад. С того времени пресловутый уровень оплаты давно перевалил не то что за сто — за двести процентов. Однако нынешние чиновники это отрицают. По официальным данным, этот показатель составляет всего 80%. Нам по-прежнему рассказывают, что переход на 100-процентную оплату ЖКХ — дело ближайших лет. Рубежом пока обозначен 2014 год, потом, видимо, передвинут на 2020-й. А скорее всего мы не перейдем этот рубеж никогда — всякий раз чиновники будут его отодвигать. Почему они не заинтересованы в том, чтобы сказать правду: что население давно переплачивает за ЖКХ? Очень просто — тогда государству придется не на словах, а на деле выплачивать субсидии всем, для кого коммунальные тарифы стали непосильными. А это слишком накладно — по оценкам экспертов, за субсидиями может обратиться до трети населения.

В итоге получается, что реформа ЖКХ выгодна только чиновникам и мошенникам. Для населения она превратилась не просто в страшилку, а в законный механизм по бесконечному выкачиванию денег из карманов потребителей.

Елена Николаева, председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам, подтверждает: за последний год проблемы коммунальных платежей всколыхнули все общество. Основные, судя по звонкам граждан на «горячую линию», претензии — ни у кого (даже у профильных организаций) нет понимания, из чего складываются нормативы и тарифы, как рассчитывается себестоимость этих составляющих.

Однако это не так. Жители подмосковного города Фрязина не только распутали коммунальные схемы, но и добились от ЖКХ возврата переплаченных денег. Правда, среди инициаторов сплошь доктора и кандидаты технических наук, что, конечно, повышало их шансы на победу. Но несколько лет они тоже как простые смертные находились под гипнозом разных коэффициентов и алгоритмов, согласно которым ЖКХ устанавливало цены на воду и тепло.

Из чего складывается сумма, начисленная в платежке, допустим, на услугу «отопление»? Площадь квартиры умножается на норматив, затем на тариф на тепловую энергию. Ключевая позиция в этой арифметике — норматив. Вот он-то и показался ученым подозрительным. В соседнем городе Щелкове норматив был 0,015, а вот во Фрязине — почему-то 0,02, как в уральском городе Ижевске, где зимой морозы под сорок и расходы на отопление значительно выше, чем в Подмосковье. К тому же, как выяснили ученые, изучив регламенты ЖКХ, любой норматив, даже липовый, положено корректировать с учетом изменения климата. Последние пять лет коммунальщики этого не делали. Между тем зима в Подмосковье за это время потеплела на 3 градуса, что снижает годовой объем теплоэнергии, необходимой для отопления, на 17%. В тех же регламентах нашлись и разъяснения, что обогрев новой многоэтажки, возведенной из современных материалов, обходится дешевле, чем обогрев «хрущобы» с прохудившейся крышей. Во Фрязине со всех брали по максимуму, в результате жильцы многоэтажек переплатили за тепло в 2009 году по 6234 рубля, обитатели «хрущоб» — по 2592 рубля.

Деньги возвращены. Но самое главное — повторить подвиг фрязинских ученых теперь может любой город Подмосковья: методики расчета по воде, теплу и электроэнергии популярно изложены в «пособии потребителю». Когда-то оно было просто «письмом рассерженных докторов наук губернатору Громову», благодаря интернету стало оружием против подмосковного ЖКХ. Уже в десяти городах идут суды за возврат переплаченных денег.

Хотя в Калуге, где коммуналка, наверное, более совестливая, лишние деньги за тепло потребителям возвращают добровольно. За 2009 год горожане получили назад 100 млн рублей.

Статья написана по материалам сайтов: kvartirgid.ru, tarifology.info, pravoved.ru, 757.mybb2.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector