+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Порядок расчёта корректировки отопления — Форум Расчет ЖКХ 2019 год

В пятницу, 3 марта, о корректировке отопления говорил весь город. К сожалению, управляющие компании не потрудились напечатать на обороте квитанций никаких разъяснений. Поэтому люди звонили в УК, администрацию города, СМИ и пытались найти ответы на вопросы: кто, зачем и как насчитал дополнительный платеж?

Плановый и фактический платеж

Разъяснения по корректировке отопления «ВД» дал заместитель руководителя администрации Максим Данилов.

– Есть у нас Правила 354 предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением РФ. Ситуация следующая: в первом квартале после года закрывающегося, отчетного, все УК обязаны сделать корректировку по факту выставленных счетов со стороны ресурсоснабжающих организаций в адрес непосредственно потребителей. То есть нас с вами, населения, – объяснил он.

Проще говоря, в домах, где есть общедомовой прибор учета тепла (ОПУ) – плата за отопление начисляется по среднемесячному показателю прошлого года. В домах, где нет ОПУ – по нормативу. А ресурсоснабжающая организация начисляет оплату за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепла за истекший год.

По итогам года, сравнив показания общедомового прибора учета тепла за этот год, УК получает разницу между тем, сколько уже начислили людям по плановым показателям и сколько должны предъявить по факту.

Таким образом, корректировка идет либо в «плюс», либо в «минус».

– Температурный график прошлого сезона был гораздо выше – я имею в виду температуры были выше и объем в гигакалориях и потребление тепловой энергии населением было меньше. В этом году зима была холодная. И объем потребляемой тепловой энергии в гигакалориях был выше. Но население платило на протяжении года по показателям предыдущего года по 1/12. По окончании календарного года УК стали делать корректировку на факт полученной тепловой энергии от ресурсоснабжающих организаций. Эта разница получилась положительная. Но не возмещения со стороны УК населению, а наоборот, восполнить тот «провал», который сложился от факта и плана, – уточнил Максим Данилов.

Сравнительная таблица средних температур в Дубне в течение отопительного сезона по годам

Считаем корректировку сами

В Правилах № 354 указано, как по формуле рассчитать корректировку платы за отопление в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепла (при условии, что не все квартиры дома оборудованы индивидуальными приборами учета). Именно таких домов в Дубне большинство. Даже если в некоторых (но не всех 100%) квартирах есть ИПУ, начисление за отопление и корректировка применяется по формулам 3.1 и 3.2.

Для расчета корректировки в вашей квартире нужны данные:

площадь дома (указана на сайте УК)

площадь квартиры (указана в квитанции)

сумма, начисленная поставщиком тепла (данные за 2014 и 2015 указаны на сайте УК по каждому дому, за 2016 запросить в УК – при личном обращении экономист назвала запрашиваемые цифры)

данные в вашей квитанции по оплате отопления за год (обратите внимание: с 1 января по 1 июля – один тариф, с июля до конца декабря – другой).

Порядок расчета размера корректировки за 2015 и 2016 год на примере квартиры площадью 51,1 м² в д. № 11/3 на ул. Энтузиастов.

Таблица данных по дому Энтузиастов, 11/3 (9 этажей, кирпичный, 6 подъездов, 214 квартир, 1 нежилое помещение (16,5 м²))

*Данные опубликованы на сайте УК в отчетах по дому за 2015 и 2014 год в подразделе «Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления», там же и общие данные по дому. Цифры за 2016 год дала главный экономист УК.

2015 год. Расчет корректировки для квартиры 51,1 м² (Энтузиастов, 11/3) по формуле из Правил

Высчитываем площадь своей квартиры по отношению к общей площади дома (долю). Для этого разделим площадь своей квартиры на общую:

Высчитываем свою долю оплаты по факту. Для этого общую сумму, начисленную поставщиком тепла, умножим на производную – долю квартиры от общей площади:

Вычислим сумму, оплаченную за отопление по квитанции. Обратите внимание, нужно использовать тариф начисленный за отопление, а не тариф за Гкал. Для этого ваш тариф с 1 января по 30 июня умножим на 6 месяцев, затем тариф с 1 июля до 31 декабря умножим на 6 и сложим оба показателя:

1 293,18*6 = 7 759,08

1 377,69*6 = 8 266,14

Считаем разницу между оплаченным по квитанции и начисленным по счетчику:

Положительный результат говорит о том, что житель заплатил больше и на эту цифру должен быть уменьшен платеж за отопление в месяце, в котором сделана корректировка.

Кстати, размер корректировки за 2015 год в данной квартире по версии УК – 87 рублей 38 копеек «в пользу» жителя.

2016 год. Расчет корректировки для квартиры 51,1 м² (Энтузиастов, 11/3)

Отрицательный результат говорит о том, что житель заплатил меньше начисленного по счетчику и на эту цифру должен быть увеличен платеж за отопление в месяце, в котором сделана корректировка.

Кстати, размер корректировки за 2016 год в данной квартире по версии УК – 2 824,81 руб.

Размер коректировки в этом доме рассчитан так: 55,28 рублей с кв. м общей площади квартиры.

Вот объявление от УК, где указана цифра 55,28 руб/м² и непонятно откуда она взялась…

Как поясняют специалисты, при любых расчетах цифры должны быть одинаковыми, ну или практически одинаковыми. Расхождение может возникать, если кому-то не начисляют плату, то есть не весь дом платит одинаково. Это уже вопрос к УК о равномерности распределения оплаты за тепло по квартирам. В нашем случае, к расчетам УК по дому Энтузиастов, 11/3 – возникает масса вопросов. Почему в прошлом феврале корректировка платы за отопление такая низкая, если расчеты показывают сумму в разы больше? Почему в этом феврале размер корректировки выше, чем показывает расчет по формуле? Куда потрачены более 340 тысяч рублей, переплаченных жителями этого дома в 2014 году? Причем, проверяя по формуле из Правил № 354 порядок начисления платы за отопление в вышеуказанной квартире, все цифры в квитанции оказались верными. То есть получается, что УК правильно (по Правилам) начисляет плату за отопление, но корректировку рассчитывает не по Правилам, а деля на общую площадь дома разницу между суммой, начисленной по плановым показателям и суммой, начисленной по счетчику.

Корректировка платы за отопление по Правилам рассчитывается для жилых помещений, оставляя за бортом» лестничные клетки подъездов (общие помещения). Вот поэтому-то УК и распределяет недоплату/переплату за отопление равномерно по всем. Но, еще раз повторимся, похоже, такой порядок противоречит Правилам.

Данные по всем домам появятся на сайте администрации

Как стало известно «ВД», депутатская комиссия по ЖКХ совместно с администрацией города решила разместить на официальном сайте наукоград-дубна.ру информацию для расчетов по каждому дому. Запросы направлены энергетикам, УК и ТСЖ.

Кроме того, запросят и акты сверки за 2016 год (объем тепловой энергии, поставляемый в многоквартирный дом, фиксируется двусторонними актами исходя из текущих показаний приборов учета).

На сайте люди увидят информацию по дому, формулы расчета и сами смогут проверить правильность начислений.

Прежде чем отправиться платить за услуги ЖКХ, проверьте правильность расчетов УК по корректировке. Но предупреждаем, у большинства корректировка будет плюсовой, по всем данным фактическое потребление тепла было выше планового. Хотя в некоторых домах и в этом году корректировка произведена в пользу жителей.

Как вернуть переплату за прошлые годы

Для этого нужно рассчитать корректировку за 2015 год уже сейчас – данные по каждому дому есть на сайтах УК. Далее написать заявление, приложив все расчеты и направить его в УК с требованием сделать перерасчет. Получите отказ, напишите в Госжилинспекцию Московской области или исковое заявление в суд. В Дубне жители некоторых домов таким образом вернули себе свои деньги, переплаченные за тепло. Например, по обращению в Госжилинспекцию жителя Школьной, 8, собственникам всего дома вернули 1,7 млн рублей переплаты за отопление в 2015 и 2014 годах (деньги не возвращают наличными, а делают перерасчет оплаты за отопление, уменьшая очередной платеж).

Но, получить переплаченное за 2014 год, например, у жителей дома Энтузиастов, 11/3 не получится, так как оплата отопления начислялась по нормативу, а при таком варианте корректировка не делается. Узнать, что начисления велись по нормативу можно в квитанциях, в них это указано.

В других домах, возможно, в прошлые годы начисления для жителей велись по плановым показателям, а фактическое потребление насчитывалось по счетчику, значит, переплату можно вернуть. Для этого за информацией нужно обратиться в УК или ТСЖ.

Напомним, что все вышесказанное относится к домам с общедомовыми счетчиками учета тепла, но без индивидуальных счетчиков тепла в квартирах. Таких домов большинство и их жители получили корректировку.

Отличия в расчетах есть в новостройках, квартиры в которых оборудованы счетчиками тепла; домах, где нет общедомовых счетчиков и домах, где один общедомовой счетчик «считает» и тепло и горячую воду.

На брифинге в администрации города на вопросы по корректировке ответили Максим Данилов, Александр Усов и Мария Игнатьева:

– Если я подозреваю, что корректировку насчитали недобросовестно. Что делать?

– Ряд совещаний с руководителями УК проведен, они все готовы к обращениям жителей. Прошу обращаться в УК за разъяснениями. Вам дадут всю детализацию расчетов. Сколько по счетчикам общедомовым было поступление тепла и каких объемов тепловой энергии, сколько 1/12 составляла и сколько по факту случилась корректировка.

– Мне не пришла корректировка, почему?

– Многие УК, как выяснилось, в прошлые периоды не делали корректировку. Я призываю УК делать корректировку в рамках действующего законодательства. Потому что это влияет на общую экономическую ситуацию сектора ЖКХ города.

Если корректировку не сделали, особенно в морозные периоды, как были этой зимой, значит, УК деньги населения не доплатят ресурсоснабжающим организациям. А те, в свою очередь, не заплатят за газ, электричество. У нас начнется провал… А если население не согласно с чем-то, прошу обратиться в УК за письменным ответом и разъяснением.

– Кому-то возвращали деньги по корректировке за отопление?

– Взяли больше по 1/12 – возвращают деньги. В прошлом году ГЕУК вернул порядка 7 млн рублей. В прошлом году ситуация была в пользу населения, а в этом в пользу энергопроизводителей, потому что зима холоднее.

– Почему в квартирах у всех температура одинаковая зимой в целом, а корректировка пришла по 8 тыс, другим 3,5 тыс за одинаковые квартиры?

– Все дома разные, внутридомовые инженерные коммуникации отрегулированы по-разному. Одни в носках и под двумя одеялами спят, у других окна открыты всю зиму. Мы со своей стороны будем рекомендовать УК регулировать тепло внутри домов. Кроме того, состояние домов везде разное. В новых домах хорошая теплоизоляция, там теплопотерь меньше. Где «сифонят» дома, теплопотери выше. Поэтому размер корректировки будет разный.

– Достоверны ли показания счетчиков, расчеты котельных по домам? Может они нас обманывают и свои долги на нас «вешают»?

– Не надо стоять над счетчиком и проверять каждый раз, когда УК снимает показания. Все общедомовые счетчики поверены, есть акт поверки данных счетчиков. Есть счета, выставляемые со стороны ресурсноснабжающих организаций в адрес УК, и это документация, которая относится к финансово-хозяйственной деятельности. На основании ее формируется бухгалтерская отчетность, бюджет. За этими вещами можно спокойно сходить в УК, сказать: «Давайте оборот сверим – что было по факту, что было по плану».

– На систему оплаты 5/7 (оплата в течение отопительного сезона) Дубна когда перейдет?

– Постановлением правительства Московской области определена система оплаты по 1/12, поэтому работаем, как вся область, по одним правилам.

– Договориться можно с УК о рассрочке. Но не больше чем на 6 месяцев, так как по истечении полугода на долг будут насчитываться пени.

Это интересно:  получение комнаты в общежитии - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

– В нашем доме нет общедомового прибора учета, придется ли нам оплачивать корректировку?

– Корректировка отопления касается тех домов, которые оборудованы общедомовыми приборами учета (ОПУ). Там где нет ОПУ ресурсоснабжающие организации выставляют УК сумму по нормативам и, соответственно, УК жителям начисляет по нормативам. Корректировка в таком случае не предусмотрена. Так же корректировка не предусмотрена в домах где оплата отопления происходит по факту, то есть по системе 5/7.

– Как узнать, есть ли в доме общедомовой счетчик учета тепла?

– Большинство домов обеспечены счетчиками. У кого нет – поставят – это обязанность. Есть дома, где технически невозможно поставить счетчик.

Итак, что делать дальше?

Делаем выводы из произошедшего. Что нужно сделать, дабы не мерзнуть следующей зимой и не платить огромных сумм?

По возможности создать совет дома, председатель которого:

– должен узнать, есть ли в доме Индивидуальный тепловой пункт. В ходе проекта по кредиту МБРР в 81 многоквартирном жилом доме с целью повышения эффективности использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения, были установлены ИТП.

ИТП как раз и регулирует подачу тепла в квартиры в зависимости от температуры воздуха на улице (похолодало – дает больше тепла в квартиры, потеплело – снижает температуру в батареях);

– требовать от УК настройки инженерных систем дома перед отопительным сезоном (не допускать перетопа). Во многих домах БВ и ЧР в этом сезоне было очень жарко, люди жили почти всю зиму с открытыми балконами и окнами – за что сейчас и расплачиваемся;

– будет контролировать правильность начисления платежей, запрашивая данные у УК.

Или же создавать в доме ТСЖ, председатель которого, работая за зарплату, будет выполнять вышеуказанные действия.

Маловыполнимые, конечно, советы, но у нас нет другого выхода – по крайней мере до тех пор, пока не введут оплату тепла по факту в течение отопительного сезона.

Мы продолжаем рассказывать, как исполнителям КУ по отоплению делать расчёт платы за услугу в связи с постановлением КС РФ № 30-П и изменениями, внесёнными в ПП РФ № 354. Читайте пояснения Елены Шерешовец о том, как произвести корректировку платы за отопление за 2018 год и рассчитать производную от норматива.

Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске «ЖКХ: Мечты сбываются» рассказала, как исполнителям коммунальной услуги по теплоснабжению скорректировать плату за отопление в 2018 году в многоквартирном доме, где не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии:

Эксперт напомнила о двух правилах, которые ранее регулировали вопросы корректировки платы за теплоснабжение:

  1. Корректировка платы за 2018 год производится по формулам, подлежащим к применению в 2018 году на основании ч.1 ст. 6 ЖК РФ. В данной норме закреплено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
  2. Корректировка проводится в I квартале следующего года.

Однако формулы, по которым должна была производиться корректировка платы, утратили силу в середине года, а точные сроки её проведения отменены, поскольку п. 3(2) приложения 2 ПП РФ № 354 утратил силу. Корректировку теперь можно сделать в течение всего 2019 года.

До 10 июля 2018 года в системе расчётов за отопление действовало чёткое правило: если не все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии, показания индивидуальных счётчиков к расчёту не принимаются. Поэтому корректировка платы за первую половину отопительного сезона в 2018 году производится по старой формуле 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.

10 июля 2018 года Конституционный суд РФ вынес определение № 30-П, коснувшееся многоквартирных домов, все помещения в которых были оборудованы ИПУ тепловой энергии, но сохранность ИПУ в отдельных помещениях не была обеспечена.

Поскольку с момента вынесения постановления КС РФ нормативно-правовой акт, признанный не соответствующим Конституции РФ, утрачивает силу, то с 10 июля не действуют:

  • ч. 1 ст. 157 ЖК РФ,
  • абз. 3 п. 42(1) ПП РФ № 354,
  • формулы 3 и 3(1) приложения 2 к ПП РФ № 354, существовавшие на тот момент.

Эти положения признаны недействительными в части, в которой они не предусматривали возможности учёта показаний ИПУ тепловой энергии при определении платы за отопление в домах, где не все помещения оборудованы счётчиками.

В определении № 30-П Конституционный суд РФ указал, что до внесения в нормативно-правовые акты надлежащих изменений расчёт платы за отопление необходимо производить по модели, установленной абз. 4 п. 42(1) ПП РФ № 354.

Для помещений, где отсутствуют индивидуальные приборы учёта тепловой энергии, вместо показаний счётчиков исполнители КУ по теплоснабжению принимают в расчёт величину, производную от норматива потребления КУ по отоплению.

И здесь исполнителям коммунальных услуг нужно быть очень внимательными, поскольку КС РФ постановил использовать при расчётах не норматив, а величину, от него производную.

Норматив уже содержит в себе объём ресурса на ОДН. И если вместо производной в формулах корректировки использовать норматив, а не его производную, то потребитель тепловой энергии дважды заплатит за свою часть ОДН. Тем самым исполнитель КУ нарушит его права.

Для корректировки платы за отопление в 2018 году за вторую половину отопительного сезона в домах, где не все помещения оборудованы ИПУ, необходимо использовать формулу 3(3) из приложения 2 ПП РФ № 354 согласно абз. 4 п. 42(1) этого постановления:

Размер платы по этой формуле складывается из двух частей:

  1. Vi – это та тепловая энергия, которая потреблена внутри конкретного помещения n.
  2. Часть ОДН по теплу, которая пропорциональна этому конкретному помещению.

За величину Vi для помещения «n» берутся или показания индивидуального прибора учёта тепловой энергии, или в случае его отсутствия – величину, производную от норматива.

Чтобы правильно произвести корректировку платы за отопление по формуле 3(3), необходимо разобраться, что такое величина, производная от норматива. Согласно пояснениям КС РФ, это часть удельного расхода тепловой энергии, которая приходится на отопление площади помещения и не учитывает её расход на ОДН.

Однако никакой формулы для расчёта производной КС РФ не приводит, поэтому Елена Шерешовец рассказала, как исполнителю КУ по теплоснабжению самостоятельно рассчитать производную величину исходя из указаний суда.

Чтобы найти потребление тепловой энергии на один квадратный метр помещения необходимо:

  1. Взять норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, который уже содержит объём потребления ресурсов на ОДН, и умножить его на общую площадь жилых и нежилых помещений в доме без учёта площади общего имущества.
  2. Разделить полученное произведение на сумму площадей жилых, нежилых помещений в доме и площади общего имущества собственников.

Результат – это часть удельного расхода тепловой энергии, приходящейся на отопление 1 кв.м. площади жилого или нежилого помещения и не учитывающей расход ресурса на отопление площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.

Последнее действие для получения величины, производной от норматива (Vi для помещения n), – произведение полученного значения удельного расхода теплоэнергии на 1 кв.м. (Vi) и площади помещения n, где не установлен ИПУ.

Это и есть величина, которую необходимо подставить в формулу 3(3) вместо значения Vi для помещений, где не сохранён ИПУ.

Чтобы правильно произвести корректировку платы за отопление за 2018 год в домах, где не во всех помещениях сохранены индивидуальные приборы учёта тепловой энергии, исполнитель КУ должен:

  1. За период до 10 июля 2018 года использовать старую формулу 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.
  2. За период с 10 июля по 31 декабря 2018 года использовать формулу 3(3) из приложения 2 ПП РФ № 354, подставив в неё либо показания ИПУ, либо рассчитанную величину, производную от норматива, а не сам норматив.

Рассчитать такую величину для помещения без рабочего счётчика можно:

  • умножив норматив потребления на площадь помещений собственников;
  • разделив результат на сумму площадей всех помещений в доме, в том числе общего имущества МКД;
  • умножив получившуюся удельную величину на площадь конкретного помещения, где не сохранился ИПУ.

С 1 января 2019 года для расчётов платы за отопление в многоквартирных домах, где хотя бы одно, но не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, применяются новые формулы, которые были введены в ПП РФ № 354 постановлением Правительства РФ от № 1708. Ольга Шевлягина

Бухучет в управляющей компании процесс особый, так как бухгалтер должен подстраиваться под постоянно меняющуюся нормативно-правовую базу. Но есть операции, по которым большинство бухгалтеров совершают типовые ошибки. Ярким примером может быть отражение в бухгалтерском учете начисления собственникам помещений стоимости услуги отопления в случае, если в субъекте РФ принято решение о равномерных начислениях. Тут бухгалтера ошибаются повсеместно.

Способы расчета стоимости услуги отопления.

Существует 2 способа расчета размера платы за услугу отопления в МКД оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее по тексту – ОДПУ):

  1. расчет «по факту», когда стоимость услуги отопления определяется исходя из показаний ОДПУ за месяц;
  2. «равномерное начисление», когда стоимость услуги отопления выставляется собственникам помещений равномерными платежами и один раз в год исполнитель коммунальных услуг делает корректировку стоимости отопления.

Обратите внимание.

Применение «равномерного начисления» не может быть прихотью управляющей организации или собственников.

Собственники данный вопрос на общем собрании не могут проголосовать за порядок начисления стоимости отопления, так как данный вопрос не относится к компетенции общего собрания собственников.

В свою очередь, управляющая организация обязана руководствоваться требованиями действующего законодательства, а именно п. 42.2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила 354). В указанном пункте предельно четко указано, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

Сроки проведения корректировки отопления.

Законодательно срок проведения корректировки не определен. В п.42.2 Правил №354 четко прописаны сроки корректировки указаны лишь для ситуации, когда в субъекте РФ впервые принимается решение о переходе на равномерные платежи. В такой ситуации корректировка стоимости отопления производится в течение 1 квартала календарного года, следующего за годом, в котором произошло изменение способа оплаты. Для ситуаций, когда управляющие организации в субъекте РФ изначально рассчитывают стоимость отопления равномерно сроки не указаны. В Правилах 354 говорится лишь о том, что корректировка должна быть произведена в течение года.

Оптимальные сроки корректировки отопления будут зависеть от того, соблюдает ли РСО требования пп.«а» п.25.1 Правил, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее по тексту – Правила 124). Согласно данному пункту РСО ежемесячно выставляет в адрес управляющей организации счета за потребленную тепловую энергию не фактический объем по показаниям ОДПУ, а сумму, рассчитанную аналогично порядку выставления стоимости отопления собственникам помещений в МКД (равномерно) с ежегодной корректировкой.

В случае, если корректировка производится в сторону доначисления собственникам помещений стоимости услуги отопления – корректировка отопления может быть произведена в любой из месяцев года.

В ситуации, когда корректировка должна быть произведена в сторону уменьшения размера платы за отопление, возможны варианты:

  1. В случае, если РСО фактически нарушая требования пп.«а» п.25.1 Правил 124 выставляет управляющей организации стоимость тепловой энергии по показаниям ОДПУ, оптимальный срок корректировки – летние месяцы. Дело в том, что в такой ситуации летом у управляющей организации продолжает поступать оплата за отопление от собственников, а РСО счета на отопление не выставляет, что формирует «подушку» из временно свободных средств и прохождение корректировки проходит относительно безболезненно.
  2. В случае, если РСО соблюдает требования пп.«а» п.25.1 Правил 124, сроки корректировки в сторону уменьшения могут быть любыми.
Это интересно:  капитальный ремонт - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

С учетом того, что в управлении управляющей организации может быть большое количество МКД корректировка отопления в сторону уменьшения сразу по всем МКД может привести к большому кассовому разрыву, когда собственники массово получат возврат. В качестве варианта можно «раскидать» корректировку по разным месяцам, прописав четкие сроки в приказе руководителя организации.

Бухгалтерский учет начисления услуги отопления и корректировки

Давайте рассмотрим схему бухгалтерского учета услуги «равномерного» отопления в управляющих компаниях, так как данная тема постоянно поднимается на моих семинарах по всей России.

Стандартная, но неправильная схема бухгалтерских проводок при равномерном выставлении стоимости платы за отопление выглядит следующим образом:

Дт 62 Кт 90.1 – отражена стоимость услуги отопления (эта сумма попала в платежные документы)
Дт 20 Кт 60 – отражена стоимость тепловой энергии по показаниям ОДПУ

При проведении корректировки стоимости услуги отопления в сторону увеличения бухгалтер делает проводки:

Дт 62 Кт 90.1 – отражена корректировка (доначисление) стоимости услуги отопления.

Если же корректировка производится в сторону уменьшения, то бухгалтера управляющих организаций делают следующую проводку:

Дт 90.1 Кт 62 – отражена корректировка (возврат) стоимости услуги отопления.

Вас ничего не смущает в последней бухгалтерской проводке? А должно смутить то, что бухгалтер начинает корректировать объем реализации в сторону уменьшения, что не есть хорошо.

Получается, что в течение календарного года бухгалтер искусственно «задирал» объем реализации, что приводило к излишней уплате НДС и налога на прибыль, а в квартале, когда делается корректировка, бухгалтер искусственно занижает объем реализации.

Указанная схема бухгалтерских проводок нарушает методологию бухгалтерского учета и вот почему.

Правила формирования в бухгалтерском учете коммерческих организаций информации о доходах регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н (далее по тексту – ПБУ 9/99).

Согласно п.12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при условии, что право собственности на работу (услугу) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана).

В отношении услуги отопления можно сказать, что услуга потребляется в конкретном месяце. Следовательно, объем потребленной услуги в целом по МКД легко определяется по показаниям ОДПУ и объем реализации в бухгалтерском учете должен отражаться не по суммам отраженным в платежных документах, а по стоимости тепловой энергии по показаниям ОДПУ.

Возникает вопрос – как будет отражаться разница между стоимостью услуги отопления в квитанциях и объемом реализации в бухгалтерском учете. Нет ничего проще.

Дт 62 Кт 76/отопление – отражено начисление собственникам помещений стоимости услуги отопления.

Дт 20 Кт 60 – отражена стоимость тепловой энергии по показаниям ОДПУ.

Дт 76/отопление Кт 90.1 – отражена реализации стоимости услуги отопления исходя из показаний ОДПУ.

При указанной схеме разница между стоимостью фактически потребленной в МКД тепловой энергии и стоимостью услуги отопления, отраженной в платежных документах будет отражаться либо на Дт 76/отопление (задолженность собственников), либо на Кт 76/отопление (задолженность исполнителя перед собственниками).

Годовая корректировка стоимости услуги отопления будет отражаться:

Дт 62 Кт 76/отопление – отражено доначисление собственникам услуги отопления.

Дт 76/отопление Кт 62 – отражена корректировка стоимости услуги отопления (возврат).

Как вы видите, данная схема достаточно проста и имеет ряд преимуществ, а именно:

  1. она правильная с точки зрения методологии бухгалтерского учета;
  2. при корректировке отопления бухгалтер не трогает счета реализации и корректировка производится только с использованием счетов расчетов 62 и 76;
  3. каждый период правильно определяется объем реализации, а значит можно правильно рассчитать и заплатить НДС и налог на прибыль в бюджет;
  4. при проведении ежегодной корректировки нет необходимости пересдавать декларации за предыдущие периоды.

Как то так…

С уважением, Кочетков Юрий.

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

До 1 июля 2016 года корректировка платы за отопление при внесении ее равномерно в течение календарного года было предусмотрено прежними Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, действие которых неоднократно продлевалось, но наконец прекратилось. Одновременно Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 в актуальные Правила предоставления коммунальных услуг были внесены поправки, согласно которым оплата отопления равномерно в течение календарного года стала равноправным способом наряду с оплатой в течение отопительного периода. Каким образом теперь должна проводиться корректировка платы? В чем отличие от порядка, который применялся ранее? Такой вопрос поступил в редакцию от читателя. Давайте разбираться.

Порядок оплаты отопления прописан в п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг. В данном пункте нет положений о проведении корректировки платы. Они приведены в п. 3(2) Приложения 2 к Правилам.

В абзаце 3 п. 42(1) предусмотрено, что в МКД, который оборудован ОПУ тепловой энергии и в котором не во всех помещениях установлены ИПУ (распределители) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) из Приложения 2 исходя из показаний ОПУ тепловой энергии.

Формула 3 представляет собой расчет платы при осуществлении оплаты в течение отопительного периода: объем потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ распределяется пропорционально площади помещения.

В свою очередь, формула 3(1) предназначена для случая, когда оплата осуществляется равномерно в течение календарного года.

Pi = Si x VT x T T ,

где Si – общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

VT – среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, которым оборудован дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. При отсутствии показаний ОПУ за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;

T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

В пояснении к формуле 3(2) сказано, что размер платы, определенный по предыдущей формуле, в первом квартале года, следующего за расчетным, корректируется исполнителем по формуле 3(2):

где Pk.пр – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год;

Si – общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме;

Pfn.i – общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

Как видим, данные формулы идентичны тем, которые приведены в прежних Правилах предоставления коммунальных услуг и использовались до 01.07.2016. Однако разница в правовом регулировании все-таки есть. В пояснениях к действующим в настоящее время формулам даны весьма конкретные указания.

Прежде всего, расчетным периодом является год. Учитывая указание на I квартал года, следует прийти к выводу, что речь идет о календарном годе. Таким образом, плата за отопление за месяцы с января по декабрь 2017 года должна рассчитываться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2016 год.

Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы 2017 года и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОПУ за тот же период. Если в течение года повышался тариф, для корректировки это никаким особым образом не учитывается, поскольку формула 3(2) оперирует итоговыми показателями в рублях.

Это интересно:  Уральский бизнесмен предлагает изменить тактику регулирования тарифов ЖКХ - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

Корректировка платы проводится в I квартале года, следующего за расчетным. То есть плата за отопление за 2017 год должна быть скорректирована в платежном документе за январь, февраль или март 2018 года.

Таким образом, если корректировка ожидается в пользу потребителей и ее сумма не была отражена в платежных документах за первые три месяца года, следующего за расчетным, потребитель вправе обратиться к исполнителю за пояснением и в письменной форме потребовать уплаты штрафа за необоснованное завышение размера платы за коммунальные услуги на основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ (см. статью Н.М. Софийской “Штрафы за неправильный расчет платы за КУ” на с. 60).

Условия проведения корректировки – внесение платы равномерно в течение календарного года (согласно решению региональных властей) и наличие в течение всего расчетного года исправного ОПУ тепловой энергии.

Обратим внимание, что в пояснениях к формуле 3(2) нет отсылок к п. 59, 59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг, в которых описывается порядок расчета платы за отопление при выходе прибора учета из строя (кстати, такие ссылки есть в пояснениях к формуле 3(4), посвященной корректировке платы за отопление в случае, когда дом оснащен ОПУ и во всех помещениях в нем установлены ИПУ тепловой энергии). Тем не менее в аналогичных ситуациях правовое регулирование должно быть одинаковым. Кроме того, судебная практика, сложившаяся по вопросу расчетов на основании прежних Правил предоставления коммунальных услуг, говорит о возможности проведения корректировки с учетом среднемесячного объема потребления (нормативов потребления). Выше мы установили, что актуальные формулы совпадают с ранее действовавшими, поэтому, полагаем, можно применять данные принципы более широко, тем более что они не нарушают права потребителей (не предполагают выставление платы в большем размере, чем предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг).

Иначе говоря, если в начале года исполнитель имел все основания для расчета платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления за прошедший год, а впоследствии ОПУ вышел из строя, корректировка должна быть проведена несмотря на то, что показатель Pk.пр невозможно определить именно по данным ОПУ. Следует воспользоваться иными расчетными величинами (среднемесячным объемом потребления в первые три месяца, нормативом потребления в последующие месяцы).

Тем более это логично, поскольку цель корректировки – приведение объема тепловой энергии, оплачиваемого потребителями, в соответствие с объемом, поставленным в дом в целом. А РСО имеет возможность определять такой объем в доме, оснащенном ОПУ, при выходе его из строя, утрате и др. в соответствии с пп. “в(2)” п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, содержание которого соотносится с содержанием п. 59(1) и 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг.

“Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и 3(3) из Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с п. 42(1), 59(1) и 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг”.

При этом, очевидно, перекладывать на потребителей оплату повышающего коэффициента 1,1 (установлен пп. “е” п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения) исполнитель не имеет права.

Корректировка платы за отопление если произошла смена потребителя в течение расчетного года

На практике многие (если не все) исполнители коммунальных услуг, которые рассчитывают плату за отопление равномерно в течение календарного года с ежегодной корректировкой, столкнулись с тем, что собственник квартиры, купивший ее в расчетном году, не желает уплачивать полную сумму корректировки (доначисление в пользу УК), а согласен внести лишь часть платы пропорционально времени владения квартирой в году, за который осуществляется перерасчет. УК этот вариант невыгоден, поскольку для получения суммы корректировки, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, необходимо установить его новое место жительства. В связи с этим получить деньги во внесудебном порядке становится весьма сложно. Но и при судебном взыскании необходимо иметь информацию о месте жительства должника. Она должна быть указана в заявлении о вынесении судебного приказа (п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ), в противном случае судья возвратит заявление (п. 3 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ).

Тем не менее взыскивать с нового собственника сумму корректировки в части, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, незаконно. Так, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента наделения его правом собственности на помещение. Исключение составляют взносы на капитальный ремонт: при переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт МКД, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Неправильно было бы считать, что гражданин, купивший квартиру после окончания отопительного периода, вообще не должен оплачивать корректировку платы за отопление за год приобретения квартиры. В случае равномерного внесения в течение года плата за отопление и стоимость фактически оказанной услуги в разрезе каждого месяца не совпадают (а при расчетах в течение отопительного периода и при наличии в доме ОПУ – совпадают). При этом у собственника возникает обязанность по внесению платы за отопление, а не по оплате фактически оказанных услуг. Также есть обязанность уплачивать часть суммы корректировки платы за отопление. К примеру, если в доме отсутствует ОПУ и плата рассчитывается исходя из норматива потребления, новый собственник не имеет оснований отказаться от внесения платы за услугу, которая ему фактически не была оказана (если он владел квартирой только в течение неотопительного периода).

Некоторые исполнители полагают, что могут произвести корректировку платы за отопление за часть расчетного года на дату перехода права собственности. Это удобно, поскольку нередко одной из обязанностей продавца по договору купли-продажи квартиры является полная уплата долгов за жилищно-коммунальные услуги. Однако насколько это законно? По мнению автора, данный подход не подкреплен положениями нормативно-правовых актов. Прежде всего, корректировка проводится в определенный момент – в I квартале следующего года, а не на дату перехода права собственности. Кроме того, и это главное, необходимый для корректировки показатель – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год. В течение расчетного года соотношение платы, исчисленной по среднемесячному потреблению за прошлый год, и фактической платы может колебаться (быть как положительным, что вызывает корректировку платы в пользу потребителей, так и отрицательным, что указывает на необходимость ее корректировки в пользу исполнителя). Итоговый результат, позволяющий соблюсти требования Правил предоставления коммунальных услуг, известен только по окончании расчетного года. Именно поэтому корректировка, произведенная на любую дату в течение года, может быть оспорена.

Корректировка платы за отопление если произошла смена исполнителя в течение расчетного года

Еще один вопрос того же рода: каким образом проводится корректировка платы за отопление, если в течение расчетного года поменялся исполнитель коммунальной услуги?

В соответствии с пп. “а” п. 25(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения в редакции Постановления Правительства РФ N 603 в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты отопления равномерно в течение календарного года объем ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется для МКД, оснащенного ОПУ, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным ОПУ, определенной в порядке, установленном п. 22 данных Правил. Иначе говоря, исполнитель ведет с РСО расчеты за отопление точно так же, как и с потребителями.

Вместе с тем на момент прекращения договора управления и прекращения договора ресурсоснабжения с соответствующим управляющим МКД фиксируются показания ОПУ (пп. “д(1)” п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения), осуществляются расчеты за фактически поставленный в период управления домом объем тепловой энергии. Поэтому вполне законно стремление УК, утратившей право управления домом, получить от потребителей плату за объем фактически оказанной до прекращения договора управления коммунальной услуги по отоплению.

Однако не уточняется, в какой момент прежний управляющий может провести корректировку: на дату прекращения управления или в I квартале следующего года? Полагаем, что ответ на данный вопрос может быть приведен в тексте договора управления либо решения общего собрания о смене управляющего (выборе нового способа управления). Очевидно, что прежнему управляющему в целях обеспечения как можно более полной и скорой оплаты выгодно включить суммы корректировки в платежный документ за последний месяц периода управления домом. В пользу данного варианта можно привести следующий аргумент: поскольку правоотношения между исполнителем и потребителем завершились, объем тепловой энергии, фактически поставленной в дом на момент прекращения правоотношений, известен. Удержание потребителями стоимости отопления свыше предъявленной к оплате означает их неосновательное обогащение за счет прежнего управляющего и потому должно быть произведено. Это общее правило, справедливое и для других ситуаций: когда корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в пользу потребителей, когда прежний управляющий не вправе удерживать отчисления в фонд текущего ремонта и, соответственно, когда собственники помещений обязаны оплатить прежнему управляющему ремонтные работы, стоимость которых была согласована, но полностью не возмещена до прекращения управления домом.

Сравнив положения прежних и действующих сегодня правил предоставления коммунальных услуг в части проведения корректировки платы за отопление в случае внесения платы равномерно в течение года при наличии в доме ОПУ тепловой энергии, мы увидели, что формулы не изменились, а это дает основания применять старые наработки и сегодня. Одновременно в пояснениях к новым формулам уточнены некоторые вопросы, которые ранее не были урегулированы и вызывали разногласия. Так, корректировка проводится всегда в I квартале года, следующего за расчетным, среднемесячный объем потребления считается за прошедший календарный год. Пояснения Минстроя с учетом правоприменительной практики позволяют прийти к выводу, что при смене потребителя и исполнителя в течение года корректировка проводится для каждого из них за период фактического владения помещением и управления домом соответственно. Если в течение расчетного периода ОПУ временно не эксплуатировался, но начисление платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год в определенных месяцах было законным, корректировку провести необходимо.

Статья написана по материалам сайтов: indubnacity.ru, roskvartal.ru, www.burmistr.ru, acitadel.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector