+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Отказ Председателем в принятии счётчиков на ГВС и ХВС. — Форум Расчет ЖКХ 2019 год

Добрый день, Александр.
То есть после ввода счетчиков в эксплуатацию Вы ни разу не передавали показания счетчиков в управляющую компанию или передавали частично (как часто, и когда последний Вы передавали показания перед обращением для перерасчета)? В связи с чем по Вашей вине образовалась задержка в передачи показаний счетчиков? Почему Вам отказывают в перерасчете коммунальной услуги (КУ) холодного водоснабжения (ХВ) и при этом по горячему водоснабжению (ГВ) готовы сделать перерасчет (на какое основание ссылается УК)?
Вы имеете право требовать перерасчета платы за КУ (ГВ и ХВ) исходя из фактически потребленного объема коммунального ресурса (т.е. по счетчикам) даже несмотря на тот факт, что несвоевременно передавали показания счетчиков.
Согласно п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, если в ходе проводимой исполнителем КУ (в Вашем случае УК) проверки (работоспособности счетчиков, наличия неповрежденных пломб и достоверности показаний счетчиков) будет установлено, что счетчик исправен (в том числе его пломбы не повреждены), но имеются расхождения между показаниями счетчика и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за предшествующий проверке расчетный период, исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за КУ исходя из снятых в ходе проверки показаний проверяемого счетчика.
Излишне уплаченные суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов

Соответственно, Вам следует написать исполнителю КУ (управляющей компании) требование о проведении проверки Ваших счетчиков согласно п. 61 вышеуказанных Правил (т.е. для проверки состояния счетчиков и снятия фактических показания потребления КУ) и перерасчете платы за КУ (ГВ и ХВ) исходя из фактически потребленного объема коммунального ресурса.
В силу пп. «к» п. 31 вышеуказанных Правил, исполнитель КУ в течение 3 рабочих дней со дня получения Вашего требования обязан направить Вам ответ об удовлетворении Ваших требований либо об отказе с указание соответствующих причин. По факту сроки могут быть увеличены за счет проведения проверки счетчиков, потому что исполнитель должен согласовать с Вами время проведения проверки.
Если Вы длительные период времени не передаете показания счетчиков, то в течение первых 3 месяцев непредставления показаний счетчиков исполнитель КУ должен начислять плату исходя из среднемесячного объема потребления (пп. «б» п. 59 Правил), а затем исходя из нормативов потребления (п. 60 Правил). При этом в соответствии с п. 84 Правил если Вы не передаете показания счетчиков в течение 6 месяцев подряд, то исполнитель КУ обязан провести проверку показаний счетчиков и снять фактические показания. Если проверка не может быть проведена по Вашей вине (исполнитель направлял Вам уведомление о необходимости проведения проверки, но Вы не предоставляли доступ в помещение для ее проведения), то к нормативу потребления КУ для исчисления платы за КУ может быть применен повышающий коэффициент.
Следовательно, при длительной задержке показания счетчиков (более 6 месяцев) исполнитель и сам обязан проводить сверку показания счетчиков и пересчитывать платы исходя из фактических показаний, а если он такую проверку не проводит, то Вам следует самом инициировать ее написав жалобы (требование) исполнителю КУ.
Если исполнитель КУ несмотря на Ваше требование и после проведения проверки будет продолжать завышать плату за КУ (не применяя для расчета платы за КУ фактические показания счетчиков, а рассчитывая плату иным способом), то по п. 155(1) вышеуказанных Правил он обязан будет уплатить Вам штраф в размере 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало уплатить, требование потребителя КУ о выплате штрафа рассматривается исполнителем в течение 30 дней. Если обращение к исполнителю КУ не дает положительных результатов (УК отказывается производить перерасчет платы за КУ и выплачивать штраф), то Вам следует подать жалобу в государственную жилищную инспекцию и прокуратуру либо обращаться в суд.

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

ОТВЕТ:
Первое, что нужно сделать для установки приборов учета — это обратиться с заявлением в свою управляющую организацию (или ТСЖ, ЖСК). Там Вам должны сказать порядок действий применительно к конкретному случаю.

Общий порядок установки приборов учёта изложен в Правилах предоставления коммунальных услуг (постановление №354). С сентября 2013 г. в Правила в этой части внесены поправки, сделавшие механизм взаимодействия с управляющими организациями более удобным для потребителя (уведомительный порядок установки приборов учёта). Выдержку из Правил см. ниже.

Требования управляющей организации не должны противоречить закону и, в частности, вышеуказанным Правилам.

Так, например, требование проекта, лицензии — законом не предусмотрено. В техническом паспорте прибора учёта, как правило, излагается схема и условия его установки, которые и нужно принимать за руководство к действию. Вместе с тем, в законе нет и нормы о том, что проект, лицензия не нужны. Такая неурегулированность на руку недобросовестным субъектам, пытающимся построить свой бизнес на ограничении прав и свободы выбора потребителей.

Вопрос:
Здравствуйте!

Меня интересует такая тема. Существует ли норматив или рекомендации при установке счётчиков на ХВС и ГВС в квартире, т.е. ограничения по установке (расстояние от стены, от пола и т.д.). /Сергей, 11.03.2009 г./

Ответ:
Схема и условия установки прибора учёта указываются в техническом паспорте прибора учёта.

Некоторые требования содержатся также в СНиП 2.04.01-85*:
«11.5.* Счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 °С.
11.6. С каждой стороны счетчиков следует предусматривать прямые участки трубопроводов, длина которых определяется в соответствии с государственными стандартами на счетчики для воды (крыльчатые и турбинные) вентили или задвижки. Между счетчиком и вторым (по движению воды) вентилем или задвижкой следует устанавливать спускной кран.»

Примечание редактора: СНиП 2.04.01-85* распространяется на всю систему водоснабжения и канализации зданий, а значит, как на общедомовые, так и на индивидуальные приборы учёта. Отдельный спускной кран в квартирах, как правило, не устанавливается. Зато крайне необходима и рекомендуется производителями установка фильтров перед счётчиками, о которых, кстати, в СНиП 2.04.01-85* нет ни слова.

Вопрос:
Я зарегистрирован как ИП. Код по ОКВЭД 45.33: 45.34. Прошу разъяснить конкретно на каком основании требуют лицензию на установку водосчётчика в квартире. /Николай Геннадьевич, 04.06.2009 г./

Можно обратиться в антимонопольный орган, если Вы согласны с тем, что требование лицензии незаконно. Потому как требовать лицензию тогда, когда она не положена — есть ограничение конкуренции, воспрепятствование доступу на рынок и т.д.

Вопрос:
Требуется составить проект установки счетчиков водоснабжения в квартире. /Николай Александрович, 22.07.2009 г./

Ответ:
В настоящее время проект (схема) установки водосчётчика указывается в его техпаспорте. Если он там есть, то составлять индивидуальный проект не требуется.

Порядок установки приборов учёта в соответствии с законодательством (выдержка):
(постановление №354, актуальность редакции проверена 18.07.2016 г.):

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
– сведения о потребителе (для физического лица — фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица — наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
– предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
– тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
– сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
– показания прибора учета на момент его установки;
– дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Это интересно:  Промокают стены в квартире - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

85. Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте «б» настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте «б» настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом «б» или «в» настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 3

В редакцию журнала обратилась управляющая организация с просьбой разъяснить, как вести расчеты в следующей ситуации. В большинстве МКД, обслуживаемых данной УК, отсутствуют общедомовые приборы учета горячей воды, однако у многих жильцов этих домов установлены индивидуальные приборы учета данного коммунального ресурса. Теплоснабжающая организация предъявляет счета за горячее водоснабжение (ГВС) по количеству граждан, постоянно или временно проживающих в жилых помещениях, игнорируя показания индивидуальных приборов учета, в соответствии с которыми расход горячей воды более чем в два раза ниже, чем при расчетах по нормативу, общая сумма разницы приближается к 1 млн руб. в месяц. Источников покрытия убытков у УК нет, поэтому признание требований теплоснабжающей организации приведет к банкротству.

Это интересно:  Несправедливость тарифов на ГВС - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

Исполнители коммунальных услуг воспринимают деятельность по предоставлению таких услуг как посредническую. УК и ТСЖ, прежде всего, участвуют в расчетах между РСО и потребителями. Поскольку применяются одни и те же тарифы, предоставление коммунальных услуг не может принести прибыли. Вполне справедливо полагать, что и убыточной такая деятельность быть не должна. Между тем на практике так оно и выходит в ситуации, описанной нашим подписчиком.

Дело в том, что Правила предоставления коммунальных услуг гласят:

  • при оборудовании МКД коллективными приборами учета потребители коммунальных услуг в доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 в редакции Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), причем независимо от наличия индивидуальных счетчиков;
  • при отсутствии общедомовых счетчиков, но при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16).

Таким образом, для жильцов, имеющих индивидуальные счетчики, в доме, где общедомовой прибор учета не установлен, УК должна рассчитывать плату по показаниям индивидуальных счетчиков. Правила предоставления коммунальных услуг не предусматривают проведение в таком случае каких-либо корректировок размера платы.

С другой стороны, теплоснабжающая организация (контрагент нашего подписчика) действует правомерно. В отсутствие общедомовых приборов учета количество отпущенного в МКД коммунального ресурса следует определять исходя из нормативов потребления и числа граждан, проживающих в доме. Такова правоприменительная практика, сформировавшаяся в арбитражных судах, в том числе на уровне ВАС РФ. Она базируется на том, что условия договоров ресурсоснабжения, заключаемых между исполнителем коммунальных услуг и РСО, не должны противоречить как специальным положениям о снабжении абонентов тем или иным ресурсом, так и Правилам предоставления коммунальных услуг. Кстати, первоначально Президиум ВАС РФ постановил, что при отсутствии общедомовых приборов учета в расчетах между УК (ТСЖ) и РСО следует применять именно нормативы потребления, а не расчетные методики (см. Постановления от 21.04.2009 N 15791/08, от 09.06.2009 N 525/09). В этих спорах вышло так, что были защищены интересы исполнителей коммунальных услуг, поскольку стоимость ресурсов, определенная исходя из отраслевых расчетных методик, превышала плату, рассчитанную по нормативам потребления (индивидуальные приборы учета у граждан отсутствовали). Однако такой вывод справедлив и в ситуации, когда во всех или некоторых помещениях МКД установлены индивидуальные счетчики. С учетом того, что нормативы потребления, как показывает практика, чаще всего больше, чем потребление, зафиксированное индивидуальными приборами учета, интересы некоторых УК и ТСЖ (а именно тех, кто управляет домами, жильцы которых установили индивидуальные счетчики) оказались существенно ущемлены.

Наш читатель не одинок в своих трудностях. Пытаясь отстоять свое право не платить РСО из своего кармана (ведь платы, начисленной жильцам исходя из показаний индивидуальных приборов учета, недостаточно для расчетов с РСО), исполнители коммунальных услуг обращались и продолжают обращаться в арбитражные суды, оспаривая положения договоров ресурсоснабжения. В свою очередь, РСО также через суд взыскивают с них задолженность в сумме разницы, образовавшейся между нормативами потребления и показаниями индивидуальных приборов учета.

На сегодняшний день имеются два Постановления Президиума ВАС РФ, принятые по конкретным спорам о взыскании задолженности с исполнителей коммунальных услуг в пользу РСО: первое (от 22.09.2009 N 5290/09) касается долга за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды, а второе (от 23.11.2010 N 6530/10) — долга за поставленную горячую воду. В обоих случаях выводы арбитров одинаковы. Приведем их.

Во-первых, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению (ГВС) допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод (потребления горячей воды) одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства (теплоснабжающей организацией) и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жильцов и утвержденных нормативов водопотребления (потребления ГВС).

Во-вторых, при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, объем отпущенной воды рассчитывается РСО по нормативам, которые установлены для домов определенной группы, независимо от наличия у их жильцов индивидуальных приборов учета воды.

В-третьих, применение к отношениям между РСО и исполнителем коммунальных услуг п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на РСО ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении исполнителя коммунальных услуг. Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между УК (ТСЖ) и РСО.

Предупредим еще один возможный довод УК. Слепо распространять все положения Правил предоставления коммунальных услуг (в том числе п. 16) на отношения между УК и РСО нельзя. Действительно, Президиум ВАС РФ указал, что в силу п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг условия договора ресурсоснабжения не должны противоречить положениям данных Правил. Точно так же они не должны противоречить и специальным актам, регулирующим поставку того или иного вида ресурса. А эти специальные акты гласят, что расчеты между РСО и абонентом нужно осуществлять на основании показаний приборов учета, установленных на границе эксплуатационной ответственности . Именно поэтому показания индивидуальных приборов учета для этих целей использовать нельзя.

См. п. 1.3, абз. 2 п. 2.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго 12.09.1995 N Вк-4936; п. 34 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.

Таким образом, если УК добровольно не удовлетворит требования теплоснабжающей организации, последняя с большой долей вероятности обратится в суд. И уже суд принудит УК погасить долг, а также взыщет судебные расходы в пользу контрагента.

Если компания не будет принимать никаких мер по выходу из сложившейся ситуации, существенно возрастет риск банкротства. Кроме того, нельзя забывать о контроле показателя чистых активов .

Подробнее об этом см. статью С.Н. Козыревой «Контроль чистых активов» (N 2, 2011).

К сожалению, с образовавшимися в прошедших периодах убытками уже ничего не поделаешь (как правило, источником их покрытия в подобных ситуациях будет прибыль либо средства учредителей). В силах УК предотвратить убытки в дальнейшем. Самый очевидный способ — установить общедомовые счетчики, тем более что в конечном итоге они так или иначе будут установлены, в том числе в принудительном порядке (см. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

Добавим, что согласно п. 40 новых Правил плата за коммунальные услуги делится на две части:

  • плата за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или нежилом помещении;
  • плата за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Такая ситуация:
В счёте за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные и прочие услуги за сентябрь месяц в графе «Перерасчёты» за ГВС выставлена сумма равная 1549,19 руб. В расчётном отделе «ОрскВодоканала» мне пояснили, что это расчёт по нормативу с учётом зарегистрированных на данной жилплощади людей (4 человека), так как межповерочный интервал прибора учёта ГВС истёк в мае месяце и на основании пункта 59 Постановления Правительства РФ № 354, последующие три месяца (июнь, июль, август) рассчитывались согласно среднемесячному объёму потребления коммунального ресурса потребителем, определённого по показаниям индивидуального прибора учёта за период не менее 6 месяцев, а последующие месяца, начиная с сентября, оплачиваются по нормативу до момента установки и ввода в эксплуатацию прибора учёта. Счечик ГВС заменён 17 сентября. Заявление на принятие и ввод в эксплуатацию прибора учёта подано 18 сентября. Контролёр должен прийти 8 октября.Так же были переданы показания счётчиков ГВС(1 куб) и ХВС(3 куба) за сентябрь месяц.
Возникает резонный вопрос: «Почему так поздно был заменен счётчик?» Ведь всего этого можно было избежать. Отвечу: Паспорта на счётчики были утеряны, а расчёт по счётчикам начался с августа 2009 года. Поэтому я посчитал, что успею в срок.
Хочу написать претензию Водоканалу, в связи с чем у меня возникло несколько вопросов к Вам, как к специалисту:
1) Почему в счёте за сентябрь месяц к оплате выставлена сумма с учётом показаний счётчика ГВС(82,13 руб. за куб. и 1549,19 руб. по нормативу. Итого:1632,37 руб.)? Ведь расчёт вёлся по нормативу?
2) Расчёт по новому прибору учёта должны начать со следующего расчётного периода. То есть со следующего месяца(получается с октября) или в следующем месяце после приёмки прибора учёта(получается с ноября месяца) ? Это опять насчитают 1549,19 руб.? Где это регламентированно? Желательно указать документ с пунктом.
3) В своих комментариях, раннее, Вы писали, что должен быть составлен акт о непригодности прибора учета к коммерческим расчетам. Что представители Водоканала должны вручить предписание об устранении нарушений (замене или поверке счетчика) в течении 2х месяцев. И только после этого должны вестись расчёты согласно среднемесячному объёму потребления в течении трёх месяцев, а потом согласно нормативу. Где это регламентированно? Желательно указать документ с пунктом.
4) Являются ли электронные данные, занесённые в компьютер Водоканала, о сроках поверки счётчиков «юридическими», т.е. к принятию судом к рассмотрению? Ведь их можно всегда подкорректировать. Юридическим документом является «Руководство по эксплуатации» счётчиков, но оно утеряно. Ведь не зря же сейчас Водоканал требует копию «Руководства по эксплуатации» при приёмке нового прибора учёта.
В пункте 59а ПП РФ №354 говорится, цитирую:
в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Следовательно, срок эксплуатации прибора учёта без «Руководства по эксплуатации» начинается с расчетного периода( а это август 2009 года). Следовательно, вся процедура по расчёту среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса потребителем должна была начаться с сентября месяца. Следовательно, перерасчёт в сумме 1549,19 руб. за сентябрь месяц не законен.

Это интересно:  Газоснабжение в жилом доме (домовладении) - порядок и правила расчета размера платы 2019 год

Такая ситуация:
В счёте за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные и прочие услуги за сентябрь месяц в графе «Перерасчёты» за ГВС выставлена сумма равная 1549,19 руб. В расчётном отделе «ОрскВодоканала» мне пояснили, что это расчёт по нормативу с учётом зарегистрированных на данной жилплощади людей (4 человека), так как межповерочный интервал прибора учёта ГВС истёк в мае месяце и на основании пункта 59 Постановления Правительства РФ № 354, последующие три месяца (июнь, июль, август) рассчитывались согласно среднемесячному объёму потребления коммунального ресурса потребителем, определённого по показаниям индивидуального прибора учёта за период не менее 6 месяцев, а последующие месяца, начиная с сентября, оплачиваются по нормативу до момента установки и ввода в эксплуатацию прибора учёта. Счечик ГВС заменён 17 сентября. Заявление на принятие и ввод в эксплуатацию прибора учёта подано 18 сентября. Контролёр должен прийти 8 октября.Так же были переданы показания счётчиков ГВС(1 куб) и ХВС(3 куба) за сентябрь месяц.
Возникает резонный вопрос: «Почему так поздно был заменен счётчик?» Ведь всего этого можно было избежать. Отвечу: Паспорта на счётчики были утеряны, а расчёт по счётчикам начался с августа 2009 года. Поэтому я посчитал, что успею в срок.
Хочу написать претензию Водоканалу, в связи с чем у меня возникло несколько вопросов к Вам, как к специалисту:
1) Почему в счёте за сентябрь месяц к оплате выставлена сумма с учётом показаний счётчика ГВС(82,13 руб. за куб. и 1549,19 руб. по нормативу. Итого:1632,37 руб.)? Ведь расчёт вёлся по нормативу?
2) Расчёт по новому прибору учёта должны начать со следующего расчётного периода. То есть со следующего месяца(получается с октября) или в следующем месяце после приёмки прибора учёта(получается с ноября месяца) ? Это опять насчитают 1549,19 руб.? Где это регламентированно? Желательно указать документ с пунктом.
3) В своих комментариях, раннее, Вы писали, что должен быть составлен акт о непригодности прибора учета к коммерческим расчетам. Что представители Водоканала должны вручить предписание об устранении нарушений (замене или поверке счетчика) в течении 2х месяцев. И только после этого должны вестись расчёты согласно среднемесячному объёму потребления в течении трёх месяцев, а потом согласно нормативу. Где это регламентированно? Желательно указать документ с пунктом.
4) Являются ли электронные данные, занесённые в компьютер Водоканала, о сроках поверки счётчиков «юридическими», т.е. к принятию судом к рассмотрению? Ведь их можно всегда подкорректировать. Юридическим документом является «Руководство по эксплуатации» счётчиков, но оно утеряно. Ведь не зря же сейчас Водоканал требует копию «Руководства по эксплуатации» при приёмке нового прибора учёта.
В пункте 59а ПП РФ №354 говорится, цитирую:
в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Следовательно, срок эксплуатации прибора учёта без «Руководства по эксплуатации» начинается с расчетного периода( а это август 2009 года). Следовательно, вся процедура по расчёту среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса потребителем должна была начаться с сентября месяца. Следовательно, перерасчёт в сумме 1549,19 руб. за сентябрь месяц не законен.

Здравствуйте Вячеслав. На мой взгляд, Водоканал, экономя средства и силы пошел по упрощенному пути, то есть имея данные электронной базы (либо по картотеке актов приемки приборов учета) представители этой организации заочно (без уведомления населения), дистанционно (не выезжая на место) бракуют счетчики. Упрощенно говоря, посмотрели акты приемки учетов четырехгодичной давности, и при отсутствии актов приемки новых учетов, автоматически начинают начисления по нормативу (для счетчиков с интервалом поверки 4 года). Не нужно куда то бежать, не нужно искать собственника квартиры, осматривать учет, составлять акт. Экономятся время и средства на содержание персонала. Удобно конечно, но неправильно. Здесь даже вопрос не в каких то загогулинах коммунальных правил и законов. Все проще! Для того чтобы начать начисления по нормативу необходимы основания. А их нет. Единственным основанием для перерасчета является акт осмотра прибора учета у которого истек срок госповерки. Какие то мифические, виртуальные данные о вашем счетчике не могут являться основанием браковки учета с последующим перерасчетом. Любой суд запросит основания, то есть акты осмотров приборов учета. Причем, если даже работники водоканала составляют акты у себя в офисе, — это ничего не значит. Как и данные электронной базы такие акты являются односторонними документами и никакой юридической силы не имеют. Акт должен составляться на месте осмотра и должен подписываться стороной абонента, а в случае отказа двумя свидетелями. Акт осмотра составляется в двух экземплярах, один для коммунальщиков, второй вручается абоненту. В документе прописывается,: место составления (адрес абонента), лицевой счет абонента,марка счетчика, заводской номер, сведения о госповерке, показания на момент осмотра.
Для того чтобы изменить порядок расчетов (перевести на норматив) необходимо уведомить абонента (вручить предписание).
Еще один момент по порядку расчетов при браковке счетчика по 354 постановлению:

59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

Требуйте перерасчета! В случае отказа обратитесь в УФАС (управление Федеральной Антимонопольной Службы), можно по ссылке через интернет приемную ЗДЕСЬ.
Вячеслав, обращение в УФАС может привести к серьезным последствиям для Водоканала, поэтому, принимая во внимание непростое положение Водоканала, применяйте жалобы в надзорные органы только в случае если уже не имеете возможностей найти понимания. Проявите терпение, предупредите, что будете вынуждены обратиться в Антимонопольную службу

Статья написана по материалам сайтов: pravoved.ru, izhcommunal.ru, wiseeconomist.ru, xn--80acehszjodcv6j.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector