+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

До 1 мая 2015 года все управляющие организации обязаны зарегистрироваться — Форум Расчет ЖКХ 2019 год

Сегодня руководители управляющих организаций и товариществ собственников жилья обращаются в Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Забайкальского края с вопросами по поводу письма Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 26 марта 2015 года о необходимости регистрации в ГИС ЖКХ.

Согласно письму, до 1 мая 2015 года все организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны зарегистрироваться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства – ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru). Система создана на основании Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Указанный в письме срок определен в соответствии с изменениями в пункте 3 статьи 7 Жилищного кодекса РФ, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». За неисполнение управляющей организацией обязанности по размещению в ГИС ЖКХ информации установлена административная ответственность в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Центр общественного контроля принял к сведению обращения УК и ТСЖ и при более детальном рассмотрении и сопоставлении вышеупомянутого письма и действующего законодательства обнаружил ряд несоответствий.

Прежде всего, следует обратить внимание на сроки регистрации в ГИС ЖКХ. В письме Минкомсвязи указана дата – до 1 мая 2015 года. Однако в пункте 4 статьи 12 Федерального закона № 209-ФЗ прописано, что управляющие организации обязаны размещать в системе информацию с 1 июля 2016 года, но не ранее ввода системы в эксплуатацию.

Более ранний срок регистрации устанавливается для тех субъектов РФ, которые заключили с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы соглашение об опытной эксплуатации системы на территории субъекта. Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона № 209-ФЗ, такие субъекты обязаны размещать в системе информацию по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу заключенного соглашения, но не позднее 1 июля 2016 года.

Пока Забайкальский край не входит в число подобных регионов. Следовательно, требование зарегистрироваться в ГИС ЖКХ до 1 мая 2015 года по отношению к местным управляющим организациям является неправомерным.

Еще одно несоответствие связано с тем, что в своем письме Минкомсвязи ссылается на статью 198 Жилищного кодекса РФ о порядке размещения лицензиатом (управляющей организацией, которая желает получить лицензию) сведений об обслуживаемых многоквартирных домах. В пункте 1 статьи 198 указано, что данные сведения должны быть размещены в сети «Интернет» на официальном сайте для раскрытия информации. В настоящее время, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 02.04.2013 г. № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», таким сайтом является Интернет-ресурс «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru). Возникает закономерный вопрос о целесообразности дублирования информации в двух похожих системах: и в «Реформе ЖКХ», и в ГИС ЖКХ.

Кроме того, в пункте 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ упоминается, что в течение трех дней со дня получения сведений от лицензиата изменения в реестр лицензий субъекта РФ вносит орган государственного жилищного надзора. Иными словами, размещением данных должна заниматься Государственная жилищная инспекция, а не сама управляющая организация. Таким образом, в очередной раз подтверждается некорректность требований, заявленных в письме Минкомсвязи РФ.

Письмо Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 26 марта 2015 года о необходимости регистрации УК и ТСЖ в ГИС ЖКХ до 1 мая 2015 года содержит ряд противоречий действующему федеральному законодательству, что дает основания усомниться в правомерности представленных обязательств и мер административной ответственности.

Центр общественного контроля в сфере ЖКХ предлагает всем заинтересованным организациям ознакомиться с предложенными положениями и высказать свою точку зрения по данному вопросу.

С 1 мая 2015 года все управляющие организации обязаны размещать сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми они осуществляют, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) www.dom.gosuslugi.ru. Эта обязанность продиктована действующим законодательством.

В срок до 1 мая 2015 года управляющие организации должны зарегистрироваться в ГИС ЖКХ. С инструкцией по регистрации можно ознакомиться на портале ГИС ЖКХ http://dom.gosuslugi.ru/#/regulations.

Государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ) должна объединить всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг — управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, а также жильцов с целью сделать жилищно-коммунальное хозяйство прозрачнее.

Так, подсистема ведения лицевых счетов обеспечивает возможности по ведению лицевых счетов потребителей жилищно-коммунальных услуг, просмотра и печати электронного счета, оплаты начислений ЖКУ. Подсистема инспектирования жилищного фонда предназначена для планирования и проведения мероприятий, связанных с осуществлением государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля организаций сферы ЖКХ, контроля аварийных ситуаций и планово-предупредительных работ, контроля деятельности управляющих организаций, контроля раскрытия сведений управляющих организаций в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Не менее актуально и то, что благодаря подсистеме управления обращениями граждан обеспечивается возможность формирования и исполнения обращений граждан в управляющие организации и в органы исполнительной власти, а также контролируется исполнение обращений граждан.

NAME] => Управляющие компании обязаны разместить информацию на ГИС ЖКХ [ACTIVE] => Y [

DATE_ACTIVE_TO] => [SORT] => 500 [

PREVIEW_TEXT] => [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [

PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [DETAIL_TEXT] =>

С 1 мая 2015 года все управляющие организации обязаны размещать сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми они осуществляют, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) www.dom.gosuslugi.ru. Эта обязанность продиктована действующим законодательством.

В срок до 1 мая 2015 года управляющие организации должны зарегистрироваться в ГИС ЖКХ. С инструкцией по регистрации можно ознакомиться на портале ГИС ЖКХ http://dom.gosuslugi.ru/#/regulations.

Государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ) должна объединить всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг — управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, а также жильцов с целью сделать жилищно-коммунальное хозяйство прозрачнее.

Так, подсистема ведения лицевых счетов обеспечивает возможности по ведению лицевых счетов потребителей жилищно-коммунальных услуг, просмотра и печати электронного счета, оплаты начислений ЖКУ. Подсистема инспектирования жилищного фонда предназначена для планирования и проведения мероприятий, связанных с осуществлением государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля организаций сферы ЖКХ, контроля аварийных ситуаций и планово-предупредительных работ, контроля деятельности управляющих организаций, контроля раскрытия сведений управляющих организаций в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Не менее актуально и то, что благодаря подсистеме управления обращениями граждан обеспечивается возможность формирования и исполнения обращений граждан в управляющие организации и в органы исполнительной власти, а также контролируется исполнение обращений граждан.

С 1 мая 2015 года все управляющие организации обязаны размещать сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми они осуществляют, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) www.dom.gosuslugi.ru. Эта обязанность продиктована действующим законодательством.

В срок до 1 мая 2015 года управляющие организации должны зарегистрироваться в ГИС ЖКХ. С инструкцией по регистрации можно ознакомиться на портале ГИС ЖКХ http://dom.gosuslugi.ru/#/regulations.

Государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ) должна объединить всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг — управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, а также жильцов с целью сделать жилищно-коммунальное хозяйство прозрачнее.

Так, подсистема ведения лицевых счетов обеспечивает возможности по ведению лицевых счетов потребителей жилищно-коммунальных услуг, просмотра и печати электронного счета, оплаты начислений ЖКУ. Подсистема инспектирования жилищного фонда предназначена для планирования и проведения мероприятий, связанных с осуществлением государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля организаций сферы ЖКХ, контроля аварийных ситуаций и планово-предупредительных работ, контроля деятельности управляющих организаций, контроля раскрытия сведений управляющих организаций в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Это интересно:  Обоснованность перерасчета по изменению площади - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

Не менее актуально и то, что благодаря подсистеме управления обращениями граждан обеспечивается возможность формирования и исполнения обращений граждан в управляющие организации и в органы исполнительной власти, а также контролируется исполнение обращений граждан.

MODIFIED_BY] => 337 [IBLOCK_SECTION_ID] => 423 [

IBLOCK_SECTION_ID] => 423 [DETAIL_PAGE_URL] => /current-activity/cooperation/news/40203/ [

src] => [SRC] => /upload/iblock/d0b/gis.png [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/d0b/gis.png [SAFE_SRC] => /upload/iblock/d0b/gis.png [ALT] => Управляющие компании обязаны разместить информацию на ГИС ЖКХ [TITLE] => Управляющие компании обязаны разместить информацию на ГИС ЖКХ ) [

src] => [SRC] => /upload/iblock/4aa/gis.png [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/4aa/gis.png [SAFE_SRC] => /upload/iblock/4aa/gis.png [ALT] => Управляющие компании обязаны разместить информацию на ГИС ЖКХ [TITLE] => Управляющие компании обязаны разместить информацию на ГИС ЖКХ ) [

LIST_PAGE_URL] => /current-activity/cooperation/news/ [LANG_DIR] => / [

IBLOCK_TYPE_ID] => committees_news [IBLOCK_CODE] => [

IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [

NAME] => Выводить в общих новостях? [

DEFAULT_VALUE] => 0 [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [MAIN_DISPLAY] => Array ( [ID] => 1579 [IBLOCK_ID] => 117 [NAME] => Выводить на главной в слайдере? [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_DISPLAY [DEFAULT_VALUE] => 0 [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => SASDCheckboxNum [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => Array ( [0] => Нет [1] => Да ) ) [HINT] => [

NAME] => Выводить на главной в слайдере? [

DEFAULT_VALUE] => 0 [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [DOP_PHOTO] => Array ( [ID] => 1765 [IBLOCK_ID] => 117 [NAME] => Дополнительные фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => DOP_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => Y [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

NAME] => Дополнительные фотографии [

DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [NEWS_DOC] => Array ( [ID] => 1767 [IBLOCK_ID] => 117 [NAME] => Документы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NEWS_DOC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [HIGHLIGHT] => Array ( [ID] => 1845 [IBLOCK_ID] => 117 [NAME] => Выделить новость как ЧМ 2018? [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => HIGHLIGHT [DEFAULT_VALUE] => 0 [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => SASDCheckboxNum [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => Array ( [0] => Нет [1] => Да ) ) [HINT] => [

NAME] => Выделить новость как ЧМ 2018? [

DEFAULT_VALUE] => 0 [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) [COLOR_TITLE] => Array ( [ID] => 1846 [IBLOCK_ID] => 117 [NAME] => Цвет заголовка ЧМ 2018 [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => COLOR_TITLE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => SASDPalette [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [

NAME] => Цвет заголовка ЧМ 2018 [

DEFAULT_VALUE] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [DESCRIPTION] => [

VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [PRODUCT_PROPERTIES] => Array ( ) [PRODUCT_PROPERTIES_FILL] => Array ( ) [OFFERS] => Array ( ) [OFFER_ID_SELECTED] => 0 [ITEM_PRICE_MODE] => [ITEM_PRICES] => Array ( ) [ITEM_QUANTITY_RANGES] => [ITEM_MEASURE_RATIOS] => [ITEM_MEASURE] => Array ( ) [ITEM_MEASURE_RATIO_SELECTED] => [ITEM_QUANTITY_RANGE_SELECTED] => [ITEM_PRICE_SELECTED] => [CAN_BUY] => [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [BACKGROUND_IMAGE] => [MORE_PHOTO] => Array ( ) [LINKED_ELEMENTS] => Array ( ) [SECTION] => Array ( [ID] => 423 [

MODIFIED_BY] => 174 [CREATED_BY] => 174 [

CREATED_BY] => 174 [IBLOCK_ID] => 117 [

IBLOCK_ID] => 117 [IBLOCK_SECTION_ID] => [

IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [

ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [

GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [

SORT] => 500 [NAME] => Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области [

NAME] => Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области [PICTURE] => [

LEFT_MARGIN] => 3 [RIGHT_MARGIN] => 4 [

RIGHT_MARGIN] => 4 [DEPTH_LEVEL] => 1 [

DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [

DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [

DESCRIPTION_TYPE] => text [CODE] => [

XML_ID] => [TMP_ID] => 7be7ce55dd48ecd1b1077f80d56b11f3 [

TMP_ID] => 7be7ce55dd48ecd1b1077f80d56b11f3 [DETAIL_PICTURE] => [

SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /current-activity/cooperation/news/ [

LIST_PAGE_URL] => /current-activity/cooperation/news/ [SECTION_PAGE_URL] => /current-activity/cooperation/news/ [

SECTION_PAGE_URL] => /current-activity/cooperation/news/ [IBLOCK_TYPE_ID] => committees_news [

IBLOCK_TYPE_ID] => committees_news [IBLOCK_CODE] => [

EXTERNAL_ID] => [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 423 [

EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 117 [

IBLOCK_ID] => 117 [IBLOCK_SECTION_ID] => [

IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 500 [

SORT] => 500 [NAME] => Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области [

NAME] => Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области [ACTIVE] => Y [

DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /current-activity/cooperation/news/ [

SECTION_PAGE_URL] => /current-activity/cooperation/news/ [IBLOCK_TYPE_ID] => committees_news [

IBLOCK_TYPE_ID] => committees_news [IBLOCK_CODE] => [

Что требует Минкомсвязь?

В письме указано, что в срок до 01 мая 2015 года организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора, необходимо зарегистрироваться в ГИС ЖКХ.

Сразу становится понятно, что, несмотря на указание в качестве части адресатов письма таких организаций как «ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные организации», на самом деле требование актуально исключительно для управляющих организаций, поскольку только УО осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления.

В качестве обоснования требований Минкомсвязь РФ ссылается на статью 198 ЖК РФ. Указанная статья устанавливает требования к лицензиатам, т.е. к управляющим организациям, имеющим лицензию на деятельность по управлению МКД. Это ещё один аргумент в пользу того, что требования не касаются ТСЖ, ЖСК, ЖК.

Необходимо отметить, что Минкомсвязь РФ требует только зарегистрироваться в ГИС ЖКХ до 01 мая 2015 года, но при этом указывает, что с 01 мая 2015 года управляющие организации обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о многоквартирных домах, «в отношении которых данные организации осуществляют деятельность по договору управления многоквартирными домами».

Правомерны ли требования?

В качестве обоснования своих требований Минкомсвязь РФ ссылается на Федеральный закон от 21 июля 2014 года N209-ФЗ «О Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон 209-ФЗ) и на Жилищный кодекс РФ, в частности, на статью 198 ЖК РФ.

Процитируем пункт 1 статьи 198 ЖК РФ: «1. Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт для раскрытия информации)».

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N731 утверждён «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», согласно которому информация раскрывается путём обязательного опубликования (в числе прочих сайтов) на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 2 Приказа Минрегионразвития РФ от 02 апреля 2013 года N124 в качестве такого сайта утверждён Интернет-сайт www.reformagkh.ru.

Это интересно:  капитальный ремонт - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

Таким образом, как видно из приведённых норм, сайтом для раскрытия информации был и остаётся сайт www.reformagkh.ru, обязанность взаимодействия именно с ГИС ЖКХ указанными положениями законодательства не установлена.

Необходимо отметить, что Минкомсвязи РФ в качестве обоснования своих требований дополнительно ссылается на Закон 209-ФЗ.

На первый взгляд, получается, что Минкомсвязи предъявляет обоснованные требования в части необходимости размещения информации в ГИС ЖКХ. Однако, в отношении срока такого размещения пункт 4 статьи 12 Закона 209-ФЗ устанавливает: «С 1 июля 2016 года, но не ранее ввода системы в эксплуатацию поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом. В случае, если законодательством Российской Федерации для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики информации обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, установленные законодательством Российской Федерации».

Несмотря на указанный срок 01 июля 2016 года, необходимо отметить, что в приведённом пункте 4 статьи 12 Закона 209-ФЗ имеется указание на возможность установления некого более раннего срока. Пункт 5 той же статьи 12 Закона 209-ФЗ устанавливает: «При заключении субъектом Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере информационных технологий, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации поставщики информации, осуществляющие деятельность на территории такого субъекта Российской Федерации, за исключением федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, обязаны размещать в системе информацию, подлежащую обязательному размещению в системе в соответствии с настоящим Федеральным законом, по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу этого соглашения, но не позднее 1 июля 2016 года».

Здесь важно отметить такой момент: по информации Минкомсвязи РФ на данный момент такие Соглашения заключили 20 субъектов РФ, со всеми остальными субъектами Соглашения планируется заключить до конца года. Проблема в том, что нигде нет официально утверждённого порядка уведомления исполнителей коммунальных услуг о заключении таких Соглашений. Откуда УО, ТСЖ, ЖСК должны узнавать информацию о том, что субъект РФ, на территории которого они осуществляют свою деятельность, заключил некое Соглашение, непонятно. Кроме того, не определён конкретный орган, имеющий право заключать Соглашение от имени субъекта РФ! Исходя из положений законодательства, это может быть и губернатор, и Правительство региона, и отдельное Министерство, и иной орган государственной власти субъекта РФ. Таким образом, ИКУ не только могут не информироваться о заключении Соглашений, обязывающих их осуществлять взаимодействие с ГИС ЖКХ, но и не имеют сведений о том органе, который мог бы довести такую информацию до сведения заинтересованных лиц.

Ещё один немаловажный момент: вышеперечисленные нормы установлены для поставщиков информации, к которым относятся, в числе прочих, все ИКУ – и УО, и ТСЖ, и ЖСК, и ЖК. В размещённой на сайте «АКАТО» статье приводилась ссылка на пункт 10.1 статьи 161 ЖК РФ (введён в ЖК РФ Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 263-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства”»), который устанавливает обязанности для УО. Однако, статья 10.1 ЖК РФ не противоречит положениям Закона 209-ФЗ, а лишь подтверждает их в отношении УО. Трактовать обязанности по взаимодействию с ГИС ЖКХ как обязанности исключительно УО, неверно! Поставщиками информации в ГИС ЖКХ являются не только УО, но и ТСЖ, ЖСК, ЖК, а также РСО, региональные операторы капитального ремонта и иные лица.

Дополнительно необходимо отметить следующее: в ранее размещённой статье приводилась ссылка на пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее – Закон 255-ФЗ), которая устанавливает: «С 1 мая 2015 года информация, указанная в статьях 195 и 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ, в которой необходимо размещать информацию, определена, конечно же, Законом 209-ФЗ). Законом 255-ФЗ (более известном как «Закон о лицензировании деятельности по управлению МКД») внесены изменения в ЖК РФ, в том числе, добавлен раздел Х («Лицензирование деятельности по управлению МКД»). Статьи 195 и 198 входят в указанный раздел.

Ст. 198 ЖК РФ устанавливает к лицензиатам требования по размещению информации об управляемых МКД на официальном сайте, которым, как уже доказано ранее, является сайт www.reformagkh.ru. Представляется маловероятным, чтобы два положения одного и того же Закона противоречили друг другу, а с учётом того, что и указанная статья 198 ЖК РФ, и положение п.3 ст.7 Закона 255-ФЗ утверждены одним и тем же федеральным законом 255-ФЗ, напрашивается вывод, что п.3 ст.7 Закона 255-ФЗ не устанавливает требований к ИКУ об использовании для раскрытия информации ГИС ЖКХ.

Дополнительными аргументами в пользу указанного вывода является то, что в самом пункте 3 статьи 7 Закона 255-ФЗ ничего не сказано о том, что именно ИКУ обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ. А с учётом того, что статья 195 ЖК РФ устанавливает обязанность органов государственной власти по ведению реестров информации, и в п.3 ст.7 Закона 255-ФЗ статья 195 ЖК РФ указана наравне со статьёй 198 ЖК РФ, можно сделать вывод, что обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ с 01 мая 2015 года возложена Законом 255-ФЗ на органы государственной власти.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Размещать информацию в системе ГИС ЖК поставщики информации обязаны по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу Соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта РФ, заключенного субъектом РФ с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере информационных технологий (Минкомсвязь России), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой России), и оператором системы («Почта России»), но не позднее 1 июля 2016 года;

2. Источник информации о наличии/отсутствии Соглашения, заключенного субъектом РФ, и дате вступления такого Соглашения в силу, нигде не указан.

3. Поставщиками информации в ГИС ЖКХ являются не только УО, но и ТСЖ, ЖСК, ЖК, а также РСО, региональные операторы капитального ремонта, органы местного самоуправления, органы госвласти и иные лица;

В ГИС ЖКХ заработал контроль наличия у управляющих компаний лицензии. Об этом официально заявлено на сайте ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru). Поэтому с 21 декабря 2015 года блокируется возможность работы в ГИС ЖКХ для тех управляющих компаний, сведения о которых не занесены в реестр лицензий субъектов РФ.

Работу в ГИС ЖКХ можно будет возобновить только после размещения органами ГЖН соответствующей информации об УК в реестре лицензий, подтверждающей наличие у компании законных оснований для осуществления ей предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

На данный момент в ГИС ЖКХ размещено более 15 тысяч лицензий. На сайте системы есть специальный раздел, в котором находятся все лицензии управляющих компаний. Посмотреть их можно здесь.

Это интересно:  Начисления комм.услуг УК при неоформленной квартире - Форум Расчет ЖКХ 2019 год

Напоминаем, что в соответствии с ФЗ №209 от 21.07.2014 года с 1 июля 2016 года управляющие компании, товарищества собственников недвижимости и жилья, ресурсоснабжающие организации и органы власти обязаны размещать в ГИС ЖКХ всю информацию о своей деятельности, многоквартирных домах, ЖКУ, состоянии жилищного фонда, проведении капремонта и прочих сведениях.

С 1 мая 2015 года вести предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами могут только управляющие компании, получившие лицензию (ФЗ №255 от 21.07.2014 года). Таким образом, действующим УК до 1 мая 2015 года необходимо было пройти процедуру лицензирования. А уже новые управляющие компании, образованные после 1 мая 2015 года должны действовать по новым правилам и получать лицензию. Без этого ни те, ни другие УК не могут работать в сфере ЖКХ.

Напомним вкратце процедуру лицензирования. Это поможет новым управляющим компаниям, которые только начинают управление многоквартирными домами. Прежде всего, нужно пройти квалификационный экзамен на знание сферы ЖКХ и ответить на 100 вопросов.

Сдавать экзамен должен руководитель УК. Также желательно сдать квалификационный экзамен заместителю руководителя УК или иному должностному лицу в компании. Делается это для того, чтобы в случае дисквалификации руководителя УК, заместитель смог занять его место и продолжать деятельность компании.

После сдачи экзамена и получения квалификационного аттестата ЖКХ соискатель лицензии может подавать заявку вместе с необходимыми документами для её получения. Заявление рассматривается региональной лицензионной комиссией. Одним из главных моментов является тот факт, что в заявлении соискатель лицензии должен указать о себе только достоверные сведения.

Кроме того, к соискателям лицензии предъявляются следующие обязательные требования:

  • УК должна быть зарегистрирована на территории РФ;
  • претендент не должен числиться в реестре дисквалифицированных лиц;
  • претендент не должен иметь иметь непогашенной или неснятой судимости по экономическим преступлениям любой степени тяжести;
  • УК должна полностью соответствовать Стандарту раскрытия информации.

Остановимся на последнем пункте подробнее. Что значит полностью соответствовать Стандарту раскрытия информации?

Это значит, что управляющим компаниям в обязательном порядке необходимо раскрывать информацию о себе и своей деятельности по управлению домами на портале Реформа ЖКХ, сайте УК и информационных стендах в своём офисе. Всё это законодательно закреплено в Постановлении Правительства №731 от 27.09.2014 года.

Сейчас, когда прошло уже более полугода с момента лицензирования деятельности управляющих компаний, и проверки ГЖИ вынесли достаточное количество предписаний УК, не соответствующим данным требованиям, можно говорить о том, как раскрывать информацию.

Кому-то удаётся отделаться устным замечанием при незначительных нарушениях. А другим управляющим компаниям приходится платить существенные штрафы по статьям 7.23.3 и 14.1.3 КоАП РФ. За что штрафуют? Штрафуют за отсутствие даже малейшей информации на сайте Реформа ЖКХ. Этому порталу уделяется особое внимание при проверке ГЖИ.

Хотя размещение сведений управляющими компаниями в ГИС ЖКХ не входит в соответствие Стандарту раскрытия информации, но это относится к соблюдению лицензионных требований, выдвигаемых ко всем УК.

Напоминаем, что ч.1 ст.193 Жилищного Кодекса РФ дополнена пунктом 7 (ФЗ №176 от 29.06.2015 года), в котором говорится о соблюдении управляющими компаниями “иных лицензионных требований”. Так вот под этой формулировкой имеются в виду все лицензионные требования, выдвигаемые к УК. А какие ещё требования предъявляются к управляющим компаниям?

Перечислим ещё раз лицензионные требования, предъявляемые к управляющим компаниям. Соблюдение этих требований обязательно для всех УК. Их нарушение грозит административными штрафами и дисквалификацией руководителя управляющей компании.

Управляющие компании должны выполнять работы и предоставлять услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственникам помещений в МКД (Постановление Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 года, ч.2 ст.162 ЖК РФ). Также в соответствии с законодательством УК должны гарантировать качество предоставляемых коммунальных услуг населению.

В лицензионные требования к УК входит исполнение обязанностей по договору управления МКД и выполнение работ/оказание услуг по управлению многоквартирным домом. По согласованию с собственниками жилья управляющие компании должны осуществлять иную деятельность для улучшения управления многоквартирным домом.

Последнее лицензионное требование как раз и заключается в необходимости полного раскрытия информации по Стандарту, о чём мы писали выше в соответствии с ч.1.ст.193, части 10 и 10.1 ст.161 ЖК РФ.

Напоследок хотелось бы напомнить про последствия. которые грозят управляющим компаниям за несоблюдение лицензионных требований. Это могут быть административные штрафы, а может быть и дисквалификация руководителя УК, что уже чревато аннулированием лицензии.

ГЖИ могут осуществлять плановые и внеплановые документарные и выездные проверки управляющих компаний. Причём, внеплановая проверка ГЖИ осуществляется без оповещения УК (ФЗ №176 от 29.06.2015 года). То есть проверка может нагрянуть внезапно и без вашего ведома.

Что будет, если ГЖИ выявит нарушения вашей управляющей компанией Стандарта раскрытия информации или лицензионных требований? Инспектор ГЖИ составит акт проверки в двух экземплярах, один из которых выдаст вам на руки. Вместе с ним выдаётся предписание об устранении нарушений. На это отводится, как правило, месячный срок.

Если в указанный срок управляющая компания не исполнила предписание ГЖИ, то инспектор вправе подать на такую УК в суд с требованием о взыскании с неё штрафа за неисполнение.

За нарушение лицензионных требований УК наступает административная ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ.

  • За нарушение юридическими лицами и ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД, правил её осуществления грозит административный штраф (ч.1 ст.7.23.3.):
  1. для должностных лиц — 50-100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет
  2. для юридических лиц — 150-250 тысяч рублей
  • За невыполнение указанными в ч.1 настоящей статьи обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, в период прекращения действия лицензии или её аннулирования, грозит административный штраф (ч.2.ст.7.23.3.):
  1. для должностных лиц — 100-200 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет
  2. для ИП — 150-500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  3. для юридических лиц — 150-500 тысяч рублей
  • За осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии грозит административный штраф (ч.1.ст.14.1.3.):
  1. для должностных лиц — 50-100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет
  2. для ИП — 150-250 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет
  3. для юридических лиц — 150-250 тысяч рублей
  • За осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований грозит административный штраф (ч.2 ст.14.1.3.):
  1. для должностных лиц — 50-100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет
  2. для ИП — 250-300 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет
  3. для юридических лиц — 250-300 тысяч рублей
  • За невыполнение или ненадлежащее исполнение в указанный срок предписания ГЖИ об устранении нарушений лицензионных требований грозит административный штраф (ч.24.ст.19.5.):
  1. для должностных лиц — 50-100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет
  2. для юридических лиц — 200-300 тысяч рублей

За административные правонарушения по ст.7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как юридические лица.

Тем, кому ещё только предстоит пройти экзамен для получения квалификационного аттестата и впоследствии лицензии для управляющей компании, предлагаем воспользоваться нашим бесплатным онлайн-тренажёром. Ксения Терлецкая

Статья написана по материалам сайтов: gkhkontrol.ru, gzhi.volgograd.ru, acato.ru, roskvartal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector