+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Исполнитель коммунальных услуг — кто это? 2019 год

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Напомним, что коммунальные услуги включают услуги:

  • электроснабжения;
  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения (канализации);
  • газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
  • теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления. (п. 36 Приказа Росстата от 26.06.2013 N 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг»)

Содержание видов коммунальных услуг приведено также в п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – «Правила предоставления коммунальных услуг»)

«исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги ( Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

В соответствием с приложением 6 «Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004», утвержденного Госстроем России,

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг — организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством РФ, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.

Для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, исполнителями могут являться:

а) для нанимателей — наймодатель (юридическое или физическое лицо), непосредственно либо в лице уполномоченной им организации, осуществляющей управление и обслуживание жилищного фонда;

б) для собственника жилья — управляющая организация или организация, обслуживающая жилищный фонд.

Статья 161 ЖК РФ называет способы управления многоквартирным домом:

  • управление товариществом собственников жилья;
  • управление жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией;
  • непосредственное управление.

Статус управляющей организации неразрывен со статусом исполнителя коммунальных услуг. Из пп. 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что исполнителем коммунальных услуг может выступать:

  • товарищество собственников жилья;
  • жилищный кооператив;
  • жилищно-строительный или иного специализированный потребительский кооператив;
  • управляющая организация;
  • ресурсоснабжающая организация.

С какого момента управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг (приступает к предоставлению КУ)?

Управляющая организация — с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления МКД, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг)

Товарищество (ТСЖ) или кооператив — с даты его госрегистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией (п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг).

ТСЖ с момента создания является исполнителем коммунальных услуг. Рекомендуем на эту тему статью : » Управляющая компания продолжает выставлять счета после создания ТСЖ. Законно ли «?

Ресурсоснабжающая организация — в доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, — с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления. Другие условия и основания предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией см. в п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг)

ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг с момента создания. Прежняя управляющая организация обязана вернуть платежи граждан

ТСЖ обратилось с иском к управляющей компании о взыскании неосновательного обогащения, указав, что ранее осуществляющая управление домом организация обязана вернуть собственникам (в лице созданного ТСЖ) денежные средства, внесенные на счета управляющей компании в качестве целевых взносов на капитальный ремонт жилого дома.

Иск удовлетворен. Судами установлено, что с момента принятия собственниками помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом и создания ТСЖ, товарищество приобрело статус исполнителя коммунальных услуг и лица, представляющего законные интересы собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

ТСЖ с момента создания является исполнителем коммунальных услуг и обязано вносить плату энергоснабжающим организациям

ОАО ТГК-13 обратилось в Арбитражный суд к ТСЖ с иском о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение).

В иске к ТСЖ о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию отказано. Указано следующее.

1) Статус управляющей организации неразрывен со статусом исполнителя коммунальных услуг. Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилой дом коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

Следовательно, с момента создания ТСЖ именно ответчик (товарищество) является потребителем отпущенных в жилой дом ресурсов, а также исполнителем коммунальных услуг, и, соответственно, обязанным лицом перед ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленных коммунальных ресурсов.

ТСЖ с момента создания или застройщик обязан предоставлять коммунальные услуги и оплачивать их? Решение суда

Требования к ТСЖ о взыскании в пользу ОАО «ВТГК» задолженности за потребленную тепловую энергию и теплоноситель удовлетворены частично.

В спорный период образования задолженности управляющей организацией жилого дома являлось ТСЖ, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.

С момента создания ТСЖ обязательства по предоставлению коммунальных услуг и их оплаты лежит на ТСЖ, а не на застройщике.

Однако ТСЖ в спорный период не заключило договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с энергоснабжающей организацией.

Между тем в спорные периоды времени ОАО «ВТГК» фактически осуществляло поставку тепловой энергии в многоквартирный жилой дом.

Обеспечение жителей многоквартирных домов осуществляется снабжающей ресурсами организацией (РСО). Деятельность таких организаций очень важна, так как без предоставляемых ими услуг проживание в многоквартирном доме практически невозможно. Разумеется, за их услуги необходимо платить. Чтобы такие организации не допускали злоупотреблений в своей деятельности, закон устанавливает их особый правовой статус.

Правила, согласно которым осуществляется предоставление коммунальных услуг, регламентируются следующими правовыми актами:

  • Жилищным кодексом;
  • постановлениями правительства РФ №307, №124, № 354, № 1498;
  • федеральным законом №176-ФЗ.

Ресурсоснабжающие организации – это юр. лица/ИП, чья деятельность напрямую связана с предоставлением, транспортировкой и продажей конкретного коммунального ресурса.

К ресурсоснабжающим нужно отнести компании, отвечающие за:

  • предоставление потребителям электрической энергии;
  • подачу потребителям питьевой воды и ее отвод (канализацию);
  • газоснабжение;
  • предоставление тепловой энергии. Сюда же можно отнести и организации, предоставляющие твердое топливо.

Помимо этого, если речь идет о транспортировке или обслуживании того или иного ресурса, за это также отвечают РСО.

Дополнительно организации могут оказывать услуги следующего характера:

  • по уничтожению грызунов (насекомых);
  • по вывозу накопленного потребителями мусора (ТБО);
  • по организации предоставления доступа к коллективным телеантеннам;
  • по организации освещения придомовой территории многоквартирных домов.

Указанное говорит о том, что каждый коммунальный ресурс, в котором нуждаются граждане, транспортируется и поставляется РСО непосредственно к жилым домам и к каждой квартире.

Существует много разновидностей договоров, которые УК может заключать с РСО. Подобное разнообразие возможных соглашений обосновано оказанием данными организациями существенного спектра услуг. Соответственно, и договоров, подписываемых между этими сторонами, также может быть довольно много.

Практика показывает, что наиболее часто управляющие компании и ресурсоснабжающие организации подписывают договоры поставки. Ярким примером может служить договор на поставку электрической энергии.

Структура такого соглашения стандартная, при этом содержание должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ и включать в себя все существенные условия.

В соглашении о поставке приводится перечень прав и обязанностей, которые стороны обязуются соблюдать. Рассказывается о сроке и объеме планируемых поставок.

Предусматривается раздел оплаты, а также ответственности сторон в случае несоблюдения ими условий действующей сделки.

Условия документа содержат в себе информацию о поставляемом потребителям среднесуточном объеме электрической энергии. В компетенцию специалистов управляющей компании входит и проведение контрольных замеров.

Это интересно:  Справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам 2019 год

Если фиксируется факт несоответствия показателей, определяемых в договоре, ресурсоснабжающую организацию могут уличить в обмане.

Важную роль отводят и соглашению на предоставление услуг. По большей части, это затрагивает сферу деятельности компаний, ответственных за вывоз ТБО.

Кроме пункта условий оплаты и перечня прав каждой стороны, указывается конкретное время, в течение которого производится вывоз отходов (время и частота вывоза).

Здесь же упоминается об ответственности сторон в случае нарушения или невыполнения ими условий соглашения. Отдельное внимание уделяется договору подряда, играющему важную роль.

Достаточно просто вспомнить свой подъезд и в целом весь дом. Регулярно здесь возникают различные поломки. Сломались перила на лестничных пролетах, стены требуют новой покраски, лифт выходит из строя, территория нуждается в систематической уборке.

Все эти проблемы становятся незаметными, поскольку за их отсутствие отвечают разные наемные рабочие. За распределение обязанностей таких работников, их организацию и оплату их работы отвечает управляющая компания. Все права и обязанности УК и работников фиксируются документально при подписании договоров подряда.

Что прописывают в таком договоре?

Содержание договора должно быть тщательно продумано. В документе нужно обозначить права и обязанности каждой стороны. Отдельным разделом выделяют правила расчета компании с сотрудниками при выполнении работы, возложенной на них условиями договора.

Должна найти свое отражение в договоре и ответственность участников соглашения при неисполнении возложенных на них обязанностей либо ненадлежащем выполнении таковых. Подобные главы немаловажны – их наличие может говорить о продлении или же досрочном расторжении соглашения между УК и РСО.

Ресурсоснабжающие организации имеют право выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг, если управление домом осуществляется непосредственно владельцами квартир (т.е. минуя УК).

В таких ситуациях обычно выбирается один уполномоченный представитель из жильцов, на которого составляется договор с РСО. Регулируется данное сотрудничество на основании постановления правительства РФ №354.

Прямые расчеты с РСО несут в себе ряд положительных сторон:

  1. Пропадает необходимость в коллективной ответственности. Иными словами, при осуществлении прямых расчетов, УК не будут компенсировать задолженности неплательщиков за счет средств, которые выделяются на кап.ремонт и содержание здания.
  2. Минимален риск банкротства УК, так как она не будет принимать участия в расчетах за коммунальные услуги.

Имеются и отрицательные особенности:

  1. Снижается вариативность способов оплаты коммунальных услуг. Львиная доля управляющих компаний сотрудничает со всеми платежными системами и внести средства можно, не выходя из дома (интернет-банкинг, автоплатежи и т.д.). При расчетах с РСО придется обращаться в кассы.
  2. Перерасчет коммунальных услуг будет затруднен, ибо ресурсоснабжающие организации не специализируются на данном аспекте.

С 2017 года стало возможным заключение договоров между собственниками жилья и РСО напрямую, то есть без участия УК. Это допустимо в следующих ситуациях:

  1. Данная форма управления выбрана на общем собрании жильцов. Актуально для домов с небольшим количеством квартир.
  2. Пользователями услуг выступают владельцы нежилых помещений.
  3. Когда закончилось действие договора между УК и жильцами. С составлением нового договора, управляющая компания вновь возлагает на себя обязанности исполнителя коммунальных услуг.
  4. В качестве пользователя ресурсов выступает владелец частного дома.
  5. У ТСЖ имеются долги перед РСО, превышающие среднюю стоимость услуг за последние 3 месяца.

В любой из представленных выше ситуаций жильцы дома могут заключить прямой договор со своей ресурсоснабжающей организацией.

У такого сотрудничества можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы:

  • отсутствие затрат на обеспечение бюрократического аппарата УК;
  • жильцы получают возможность сотрудничать с любыми подрядными компаниями, в том числе и на краткосрочной основе, на этом можно сэкономить, выбирая более выгодные предложения.

К минусам можно отнести:

  • управление домом становится менее эффективным, общие собрания жильцов далеко не всегда позволяют решать поставленные задачи;
  • теряется возможность осуществить капитальный ремонт здания с использованием денег из фонда содействия реформированию ЖКХ.

Большинство граждан ошибочно полагают, что РСО и управляющая компания (УК) одно и то же. Но может ли ресурсоснабжающая организация быть управляющей компанией. Разумеется, не может.

УК – это посредник, который обеспечивает организацию сотрудничества между жильцами и РСО.

Хотя напрямую законом не запрещено оказание услуг снабжения ресурсами УК, на практике они отграничивают себя от такого рода деятельности. Потому что в своем большинстве для осуществления деятельности РСО нужны большие капиталовложения.

Посредническая роль УК заключается в выполнении функций исполнения коммунальных услуг.

В этом плане УК выступает как исполнитель коммунальных услуг, как перед жильцами, так и перед РСО:

  1. В первом случае ответственность заключается в своевременной и непрерывной поставке ресурсов.
  2. Ответственность перед РСО заключается в своевременной оплате поставленных ресурсов.

Таким образом, возникают два разных договорных отношений по одному и тому же поводу. С одной стороны, УК заключает договор обслуживания с жильцами многоквартирных домов, с другой с РСО.

Примерно такую цель имеет агентский договор и между ТСЖ и ресурсоснабжающей организацией.

Весь порядок образования подобного правоотношения достаточно подробно регламентирован 124 Постановлением Правительства РФ для управляющих компаний. Это НПА содержит правила заключения договора, сроки, в течении которых они должны быть заключены и основные требования к содержанию соглашения.
Подробнее чиатйте тут: постановление №124.

Договор между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией должен полностью соответствовать требованиям указанного НПА.

В договоре по поставке ресурсов, заключаемой между жильцами и исполнителем, содержатся права и обязанности сторон. Со своей стороны УК обязуется обеспечить субподрядную поставку ресурсов, с другой стороны, жильцы обязуются осуществлять своевременную оплату коммунальных счетов.

Законодательство требует, чтобы данный договор был составлен в определенном порядке.

В случаях, когда УК выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, вся ответственность за неоплаченные вовремя средства перед РСО ложится на нее. РСО не вправе напрямую требовать задолженность с потребителей ресурсов, когда между ними нет прямого договора. А с УК расчет РСО идет не по каждому отдельному потребителю, а в общем за потребленные ресурсы тем или иным домом.

Но отрезать весь дом от снабжения ресурсоснабжающая организация не может, по этой причине УК должно взыскать с конкретных должников. Если этого не происходит, то долг оплачивается за счет УК. Таким образом и образуется задолженность перед РСО, которая зачастую ведет к банкротству УК.

Если УК не примет меры по взысканию долгов собственников помещений, то банкротство очень быстро наступит, ведь таких потребителей обычно не один или два.

В целях обеспечения своих интересов, УК может:

  • отключить должника от локальной сети;
  • обратиться в суд.

Однако меры принимаемые УК должны быть в рамках заключенного между ним и жильцами договора.

Агентом в данном случае выступает распорядитель, который осуществляет операции по расчетному счету жильцов многоквартирного дома. Такие счета создаются при заключении договора с УК и обычно находятся в Сбербанке.

Так как фактически средства принадлежать жильцам, а не УК, то и агент не всегда выплачивает долги этой организации. Ведь все текущие расчеты с РСО должны осуществляться непосредственно в указанные в договоре даты месяца. Все остаточные средства, помимо положенного вознаграждения УК, остаются на указанном счете, без права УК распоряжаться ими, иначе как по условиям договора.

В случае банкротства УК взыскание по его долгам не могут быть обращены на этот счет.

Это сделано для того, чтобы защитить интересы жильцов. После банкротства УК за место него может прийти другая УК или образовано ТСЖ, которое и станет новым распорядителем.

Возможность переложения долгов УК перед ресурсоснабжающией организацией может быть предусмотрена в договоре, заключенном с агентом. Разумеется это происходит с согласия жильцов. Если такого пункта в соглашении не было, то агент вправе отказать в оплате долгов УК. Суд также не вправе обязать агента отвечать по обязательствам УК.

Это интересно:  Автоплатеж ЖКХ Сбербанк: что это? Как подключить и отключить 2019 год

Законодательно способов реструктуризации задолженности УК перед ресурсоснабжающими организациями не предусматривается. Однако полное отсутствие ресурсоснабжения и банкротство УК не выгодно ни одно из сторон, ни жильцам. Так что РСО зачастую прибегают к такому способу, как заключение договора реструктуризации долга УК.

Реструктуризация подразумевает под собой предоставление отсрочки или рассрочки в оплате долгов без прекращения поставки ресурсов. Такое положение выгодно как для РСО, так и управляющей компании. К тому же не ущемляются законные интересы жильцов.

Многие управляющие компании при поставке энергоресурсов используют агентские схемы. Однако в последнее время это стало вызывать большие претензии со стороны налоговых органов. Поэтому УК должна знать, как себя обезопасить при использовании посреднической модели, либо выбрать исполнительскую модель взаимоотношений между жильцами и ресурсоснабжающими организациями.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. При этом действующим гражданским законодательством предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими энергоресурсами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

ПЕРВОИСТОЧНИК

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока обязуется за плату предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в нем.

В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении. Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. «б» п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил). При этом согласно п. 2 Правил № 354 коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя по подаче потребителям холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, природного газа, по отведению сточных бытовых вод с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

Суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет оказывающей данные услуги организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом суммы, причитающиеся к уплате поставщикам коммунальных услуг, организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», признает в составе расходов.

Также при анализе сложившейся ситуации следует учитывать положения жилищного законодательства РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Составной частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги является плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ). Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 и ст. 171 ЖК РФ (ч.ч. 4, 7 ст. 155 ЖК РФ).

Таким образом, отношения по обеспечению жильцов коммунальными услугами строятся по схеме:

Ресурсоснабжающая организация (РСО)

Исполнитель коммунальных услуг

Исполнителем являются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и принимаемой системы налогообложения или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. В качестве исполнителей коммунальных услуг в силу п. 8 Правил № 354 могут выступать лица, указанные в п.п. 9 и 10 Правил № 354, а именно управляющая организация, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, избранные в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, а в отношении собственника и пользователя жилого дома (домовладения) – непосредственно ресурсоснабжающая организация.

В свою очередь, ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Аналогичные определения приведены в п. 2 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Возможность не включать в состав доходов суммы полученных от собственников помещений коммунальных платежей, не приводящая к спору с проверяющими, существует именно в том случае, когда деятельность управляющей организации по обеспечению коммунальными услугами собственников помещений и договоры с собственниками (в случае наличия) носят характер посреднических.

ВАЖНО В РАБОТЕ

В контексте норм Жилищного и Гражданского кодексов управляющая организация не может позиционировать себя в качестве агента РСО, поскольку сделка, интересующая РСО (договор управления с условием

о предоставлении коммунальных услуг), по определению должна быть совершена позднее, чем подписание договора энергоснабжения с элементами агентирования, а это противоречит Правилам заключения договоров с РСО и смыслу заключаемых договоров.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Управляющей компании при расчетах с РСО необходимо учитывать, что в актах сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и в части внесения платы потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным.

Поэтому, повторимся, если управляющая компания желает применять посредническую схему, то в качестве защиты своей позиции рекомендуем учитывать следующие факторы:

  • закон не ограничивает управляющие организации в выборе вида деятельности, в результате которой граждане получают коммунальные услуги;
  • управляющая организация не имеет необходимых производственных мощностей для производства коммунальных услуг;
  • управляющая организация не обладает соответствующими сетями, чтобы осуществлять деятельность по купле-продаже коммунальных ресурсов;
  • ввиду использования одинаковых тарифов компания не имеет дохода от поставок коммунальных услуг;
  • в правоотношениях с РСО управляющая организация выступает от своего имени, по поручению и за счет собственников помещений (дословно в договоре сказано, что управляющая организация, действуя в интересах собственников помещений в многоквартирных домах, выступает заказчиком на поставку коммунальных ресурсов).

Информационный обмен между исполнителем и РСО в части платежей потребителей имеет огромное значение. Если точнее, исполнителю важно своевременно получать от РСО достоверную информацию о платежах потребителей. Причем если для РСО необходимы данные о суммарных платежах потребителей в каждом конкретном доме за расчетный месяц (чтобы определить общую задолженность исполнителя), то для исполнителя – информация о сумме и сроках поступлений от каждого конкретного потребителя. Только так исполнитель сможет контролировать платежную дисциплину собственников помещений и принимать меры в отношении неплательщиков. Кроме того, при обращении потребителя исполнитель обязан производить проверку правильности расчета задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, начисления неустоек (пп. «д» п. 31 Правил). Выполнение данной обязанности возможно, только если у исполнителя есть актуальные данные о платежах потребителей. Значит, исполнителю необходимо настоять на включении в договор условия о таком порядке, сроках и форме передачи данных о платежах потребителей, чтобы иметь всю необходимую информацию, как в случае, если бы платежи поступали непосредственно исполнителю.

Это интересно:  Оплата коммунальных услуг после смены собственника квартиры 2019 год

ПЕРВОИСТОЧНИК

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и(или) натуральной формах.

Добавим, что особую роль играет идентификация поступлений как платы за истекшие расчетные периоды либо как предоплаты. Это важно и для РСО, и для исполнителя как минимум в целях правильного исчисления налогов. Полагаем, что РСО не вправе изменять заявленный потребителем период оплаты услуг. В связи с этим в учете РСО может числиться как дебиторская задолженность исполнителя (по платежам потребителей) за истекшие расчетные периоды, так и кредиторская задолженность в виде авансов, полученных в счет оплаты за последующие расчетные периоды.

В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком услуг.

В соответствии с договором управляющей компании с банком – платежным агентом платежный агент от имени управляющей организации за вознаграждение осуществляет прием денежных средств от физических лиц – собственников жилья и перечисляет полученные средства на счет управляющей компании в другом банке.

Пунктом 3 ст. 3 Закона № 103-ФЗ предусмотрено, что денежное обязательство физического лица перед управляющей компанией считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Учитывая изложенное, датой получения доходов управляющей компанией признается день поступления денежных средств от физического лица – собственника жилья платежному агенту.

1. Исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее – заявка (оферта)) в следующие сроки:

а) исполнитель в лице управляющей организации – не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации;

б) исполнитель в лице товарищества – не позднее 7 дней со дня государственной регистрации товарищества, если товарищество не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения такого договора управления;

в) исполнитель в лице кооператива – не позднее 7 дней со дня принятия решения собственниками помещений в многоквартирном доме об управлении многоквартирным домом, в том числе о предоставлении коммунальных услуг кооперативом, если кооператив не заключил договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения договора управления с управляющей организацией.

2. К заявке (оферте) прилагаются следующие документы:

а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, – копия паспорта гражданина Российской Федерации);

б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом), указанном в заявке (оферте);

в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно–технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно–технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно–технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно–технического обеспечения», указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;

г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);

д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);

е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;

ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).

3. Документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются:

а) для управляющей организации:

  1. если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией – протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);
  2. если управляющая организация выбрана по конкурсу органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, – протокол открытого конкурса по выбору управляющей организации и (или) договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);
  3. если управляющая организация привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, – протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией;

б) для товарищества или кооператива:

  1. протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, или протокол общего собрания членов кооператива, в которых зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление соответственно товариществом или кооперативом;
  2. устав товарищества или кооператива.

Статья написана по материалам сайтов: logos-pravo.ru, vseodome.club, buhpressa.ru, www.rmpts.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector