+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Жилищный надзор и жилищный контроль 2019 год

Для того, чтобы нашим читателем стало понятнее, какие процессы происходят в жилищных инспекциях при подаче в них жалоб на управляющие компании, мы подготовили этот материал.

Каждая жилинспекция действует на основании внутреннего регламента, утвержденного главой жилинспекции. Такие регламенты пишутся в соответствии с длинным перечнем нормативных актов, список которых мы приведем в самом конце данного материала. И именно этими регламентами определен порядок проведения всех возможных проверок, будь то поверки по жалобам, или же проверки по каким-то другим поводам.

Мы проанализировали содержимое регламентов жилинспекций ряда крупных сибирских регионов, и на основе их сделали небольшой обзор алгоритмов, на основе которых строится их работа.

Итак, если вы написали жалобу в жилинспекцию, о нарушениях требований жилищного законодательства (или лицензионных требований) организацией, обслуживающей ваш дом, то далее разворачивается следующая цепочка событий:

1. Жилинспекция (далее — ГЖИ) принимает ваше заявление, ему присваивается номер входящего,

2. В течение 3 рабочих дней с момента поступления заявления, должностное лицо ГЖИ подготавливает проект приказа о проведении проверки, решает вопрос о привлечении экспертов (если они нужны),

3. Данный проект приказа подписывает руководитель ГЖИ или лицо его замещающее,

4. Лицо, ответственное за проведение проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения проверки, уведомляет об этой проверке проверяемое лицо (да, в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ и в ч. 3 ст. 196 ЖК РФ определено, что такие проверки проводятся без предварительного уведомления проверяемого, однако в регламентах большинства ГЖИ есть требование об обязательном уведомлении, что связано законодательством о защите прав предпринимателей).

5. Получив уведомление, проверяемое лицо не только узнает о проведении проверки, но обычно в нем также содержится перечень документов, которые проверяемое лицо должно будет предоставить сотрудникам ГЖИ для проведения проверки.

6. Далее непосредственно проводится проверка. Срок проведения проверки не должен быть более 20 рабочих дней и в исключительных случаях может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

7. В случае выявления нарушения лицензионных требований в ходе проведения проверки должностное лицо ГЖИ выписывает проверяемому лицу предписание и устанавливает срок его исполнения (это требование, установленное Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц…»).

8. При этом дело об административном правонарушении могут возбудить как сразу, так и после окончания срока исполнения предписания. Ну или возбудить два дела: одно по факту наличия правонарушения, а второе по факту неисполнения предписания. Каждый раз при возбуждении дела составляется протокол об административном правонарушении.

9. Протоколы об административном правонарушении и материалы проверок в течение 3 рабочих дней с момента их проведения направляются в мировой суд, который затем в течение 15 дней рассматривает дело и может вынести решение о назначении штрафа, исключения дома из лицензии, или другом наказании, соответствующем найденным нарушениям.

10. Протоколы и предписания ГЖИ, а также решения судов также могут быть обжалованы управляющей организацией при наличии на то оснований.

11. Ну а вам, то есть тому, кто написал жалобу, в течение 30 дней с даты ее подачи пришлют ответ, где напишут, что либо нарушений не обнаружено, либо обнаружено нарушение и выписано предписание, либо срок ответа на обращение продлен, и ответ будет позже.

Не бойтесь жаловаться, если ваша управляющая организация делает что-то неправильно, или не делает того, что они делать обязаны по жилищному законодательству. И не поддавайтесь на «грязные» доводы о том, что за все штрафы управляющей компании будет заплачено из вашего кармана.

Ну самыми лучшими способами заставить управляющую компанию работать остаются или смена управляющей компании, или составление актов, подтверждающих некачественную работу управляющей компании, и дальнейшее требование перерасчета по этим актам.

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 «О государственном жилищном надзоре»;

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями»;

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»;

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 N 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»;

Приказ Министерства регионального развития РФ от 23.08.2013 N 360 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах РФ, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю»;

Приказ Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 «О реализации Федерального от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Красноярского края от 14.03.2012 N 91-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Красноярского края»;

Нормативные документы органов власти соответствующего субъекта Федерации, регламентирующие работу органов жилищного надзора.

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 ЖК.

Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения. Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ. Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.

Это интересно:  Долг за капительный ремонт от предыдущего собственника 2019 год

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете. Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства. Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Основные обязанности по надзору в жилищной сфере осуществляет орган государственного жилищного надзора в каждом региональном образовании, который существует в виде департаментов, комиссий, отделов или инспекторов.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.

Составление плана, координацию деятельности и порядок осуществления государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор, назначаемый правительством Федерации. Он контролирует выполнение обязанностей территориальных и муниципальных образований (департаментов и отделов), утверждает планы, и организует работу путем направления актов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений, получения информации от местных департаментов и инспекторов. Во исполнение своих контролирующих функций главный государственный инспектор имеет право составлять протоколы по фактам административных нарушений в жилищной сфере, направлять акты и предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения в жилом фонде, назначать и освобождать от должности руководителей региональных департаментов, комиссий и отделов.

Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.

Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.

В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:

  • законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
  • принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
  • выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.

Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.

Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:

  • От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
  • От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
  • От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.

План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.

Регламент, по которому работает государственный жилищный надзор, кроме проведения проверок в соответствии с планом, включает такой пункт как проверки внеплановые.

Регламент проведения мероприятий вне плана в качестве оснований указывает:

  • заявления, жалобы и обращения, поступившие в отдел или департамент от граждан или лиц — субъектов хозяйственной деятельности, в которых приводятся факты нарушений или злоупотреблений в вопросах создания, регистрации или деятельности управляющих многоквартирными домами;
  • акты о невыполнении предписаний, выданных ранее контролирующим отделом для устранения выявленных фактов нарушения законодательных норм;
  • составленные акты о принесении вреда здоровью или жизни граждан, связанные с нарушением жилищного законодательства.

Основные нарушения, по которым объявляются проверки, не включенные в план деятельности:

  • отступление от утвержденного регламента создания объединений владельцев жилья, разработки или внесения изменений в уставных документах, выборов управляющих и заключения с ними договоров и актов на выполнение возложенных обязанностей по содержанию жилого фонда;
  • неправомерные решения и деяния лиц, управляющих многоквартирными домами, в вопросах управления и содержания жилого фонда, проведения ремонтных работ, необоснованного изменения ставок оплаты за оказание коммунальных услуг и так далее.

Внеплановые проверки не включаются в годовой план контролирующих отделов, проводятся внезапно, без предварительного уведомления проверяемых и согласования с органами прокуратуры выхода инспекторов на проверяемый объект.

Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.

Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:

  • получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
  • проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
  • составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
  • оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
  • при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
  • передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.

Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.

Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.

Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.

Для соблюдения контроля норм Жилищного Кодекса РФ и прочих нормативных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства создаются специализированные контрольные органы на различных уровнях, начиная с государственного и заканчивая муниципальным. На местах данные функции с января 2013 года выполняет муниципальный жилищный контроль, который создается при отделах жилищно-коммунального хозяйства или в качестве самостоятельных отделов органов местного самоуправления. Организации, в зависимости от численности населенного пункта могут существовать в виде отделов, секторов или осуществляются государственным жилищным инспектором в единственном числе.

Муниципальный жилищный контроль – это отрасль деятельности подразделения местных органов самоуправления, нацеленная на проведение регулярных проверок субъектов по вопросам соблюдения ими законодательных и нормативных актов, регламентирующих сферу жилищных отношений.

Основная задача МЖК – проведение проверочной работы юридических лиц, предпринимателей и граждан, выполняющих функции управляющих многоквартирных домов, в том числе жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья, и осуществление лицензионного контроля в их отношении.

Методы работы включают следующие действия:

  • проведение проверок выполнения норм и требований, установленных в сфере жилищного хозяйства нормативными документами различного уровня;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, установление сроков для их исполнения;
  • получение информации и фактические проверки выполнения выписанных ранее предписаний;
  • передача материалов в органы, осуществляющие жилищный надзор.
Это интересно:  Тарифы на газ: обзор действующих тарифов на газ 2019 год

В своей деятельности МЖК тесно сотрудничает с региональными органами государственного жилищного надзора.

Основной законодательный документ, регламентирующий существование, порядок деятельности, права и функции МЖК – это Жилищный Кодекс РФ. Основные положения по МЖК изложены в статье 20 данного документа.

Порядок проведения и оформления проверок осуществляется в соответствии с Кодексом об административных нарушениях (глава 21) и федеральными законами:

  • № 131 от 06.10.03 по вопросам организации органов местного самоуправления;
  • № 59 от 02.05.06 о порядке рассмотрения обращений от граждан;
  • № 294 от 26.12.08 по вопросам защиты прав юридических лиц и ИП в ходе работы органов государственного и муниципального контроля.

Пошаговый регламент порядка разработки планов регулярных проверок утвержден Постановлением Правительства № 489 от 30.06.10 года.

В ходе проверки представители МЖК руководствуются нормативными документами в сфере жилищно-коммунального хозяйства, такими как:

  • Постановление Госстроя № 170 от 27.09.03 года, определяющее технические нормативы эксплуатации жилого фонда;
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.11года № 354 о порядке предоставления коммунальных услуг;
  • Постановление Правительства от 21.01.06 года № 25. установившее правила использования помещений жилого фонда;
  • Постановление Правительства РФ от 1308.06 года N 491, утвердившее правила, которыми определяется содержание общего имущества и размер платы за содержание жилого фонда

Контролирующая работа МЖК состоит из плановых и внеплановых проверок субъектов, порядок проведения которых строго регламентирован.

Плановые проверки производятся на основании составленного графика и приказа по организации о начале проверки и назначении участвующих в ней лиц. Порядок их проведения регламентируется ст.20 ЖК РФ.

Такие плановые мероприятия производятся один раз в год:

  • Первая проверка производится по истечении одного года с момента начала деятельности лица, занимающегося управлением МКД.
  • Следующая проверка назначается не ранее чем через год после предыдущего посещения проверяющих лиц.

Внеплановые проверки производятся на основании ст.10 ФЗ № 294-фз от 26.12.08 г. Основанием для выхода на внеплановое мероприятие могут служить:

  • жалобы или обращения физических и юридических лиц;
  • поступившие сведения от государственных или муниципальных органов;
  • самостоятельно выявленные факты нарушений.

Поступление информации может быть как письменным, так и в виде электронных писем. Для направления жалоб и обращений по интернету используется сайт госуслуг.

Проверки назначаются, если в полученной информации предоставлены сведения о допущенных нарушениях:

  • в ходе проведения выбора субъекта на место управляющей компании или заключении с ней договора на управление;
  • во время утверждения и утверждения текста договора управления;
  • при неисполнении или недостаточном исполнении управляющей компанией своих обязательств, предусмотренных статьей 162 ЖК Российской Федерации;
  • в содержании жилого фонда и проведении ремонтов общего имущества, особенно влияющих на уровень безопасности зданий;
  • при начислении платы за коммунальные услуги для жильцов управляемого многоквартирного дома;
  • в финансовых вопросах и возможных хищениях учредителями или должностными лицами управляющей компании.

В отличие от плановых мероприятий о проведении внеплановых выездов проверяемый субъект предварительно не предупреждается. Также не требуется согласование проверки с органами прокуратуры.

Проверки на основании жалоб о недостаточно эффективной работе управляющих компаний производятся в тех случаях, когда заявитель предварительно обращался в УК и перечисленные им недостатки и нарушения в установленный срок устранены не были. Если же жалоба поступает непосредственно в МЖК, минуя управляющую компанию, то заявителю указывают на необходимость соблюдения порядка подачи жалоб и обращений, или информация перенаправляется лицу, ответственному за устранение перечисленных недостатков.

Допускается подача жалоб одновременно в несколько инстанций, например, в МЖК и прокуратуру по вопросам хищений, или в МЖК и Роспотребнадзор при некачественном оказании коммунальных услуг.

Органы МЖК рассматривают жалобу в течение 20 дней, в течение которых принимается решение о проведении проверки, производится переадресование жалобы или направляется отказ заявителю.

Если жалоба поступила через сайт госуслуг, ответ можно оформлять почтовым отправлением или по телефону, указанному в заявлении.

В статье 20 ЖК РФ приведен перечень прав и полномочий, которыми наделяется муниципальный жилищный контроль для выполнения своих функций.

Сотрудники МЖК могут с полным основанием:

  • оформлять запросы в различные организации для получения информации, необходимой для проведения проверок;
  • осматривать помещения, находящиеся в общей собственности, а также частные жилые помещения при согласии владельцев, проводить экспертизы и другие способы определения состояния имущества при условии, если сотрудник МЖК имеет служебное удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проверять документы, протоколы общих собраний, заключения и договорные документы, имеющие отношение к работе управляющей компании;
  • по результатам проверки оформлять и вручать предписания с требованием устранить обнаруженные нарушения или провести обязательные, предусмотренные в нормативных документах мероприятия;
  • составлять протоколы с описанием административных нарушений в области лицензионной деятельности;
  • направлять информацию в правоохранительные органы, если выявленные нарушения носят преступный характер, для уголовного расследования и возбуждения дел по лицам-нарушителям;
  • привлекать и подключать административные органы, прокуратуру, Роспотребнадзор и другие контролирующие организации.

Зачастую происходит наоборот, т.е. прокуратура или другой контролирующий орган, получив информацию, передает ее специалистам муниципального жилищного контроля для рассмотрения и проверки, так как именно сотрудники МЖК профессионально ориентируются в жилищном законодательстве и могут провести более эффективную проверку.

В ходе контрольной работы проверяются следующие вопросы:

  • наличие лицензии на занятие деятельностью по управлению жилыми комплексами;
  • правильность оформления учредительной документации;
  • сохранение и использование общедомовой собственности и прилегающих земель;
  • санитарное состояние помещений, в том числе муниципальной доли общей собственности;
  • состояние сезонных работ и подготовки к отопительному или летнему сезону общего имущества;
  • техническая безопасность газового оборудование, своевременность проведения проверок и ремонтных работ;
  • своевременность, полноту и качество оказываемых коммунальных услуг;
  • соблюдение сроков выполнения обязательных работ по обслуживанию жилого фонда и их качество;

Также сотрудник МЖК имеет право:

  • созывать собрания собственников для выбора новой управляющей компании и расторжения договора с той, которая выбрана с нарушением законодательства или не имеет права заниматься деятельностью в этой сфере;
  • инициировать проверки при получении сведений из различных источников о наличии нарушений законодательства в подконтрольной сфере;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства наймодателями помещений в наемных домах социального типа.

Органы муниципального жилищного контроля имеют право выступать в качестве истцов в суде для принятия решений:

  • об отмене решений общих собраний собственников жилья в многоквартирных домах, если в них допущены нарушения ЖК;
  • о признании недействительными заключенных договоров управления, а также других договоров, если управляющая компания была выбрана с нарушением законодательных норм и предписание по устранению нарушений на момент составления договоров было не выполнено;
  • по защите интересов собственников или нанимателей жилья, если управляющая компания нарушает лицензионные условия.

Перед органами МЖК стоит задача не только выявлять нарушения и наказывать субъекты, но и предупреждать возможные нарушения и действия, которые могут привести к нежелательным последствиям. В своей деятельности МЖК постоянно сотрудничает с органами жилищного надзора и жилищными инспекциями муниципального уровня.

Одна из основных целей работы этих органов – соблюдение прав жильцов и контроль взаимоотношений между собственниками квартир, управляющей компанией и местными коммунальными службами.

Законодательство, стоящее на охране конституционных прав и свобод граждан, распространяет влияние на правоотношения в области владения объектами недвижимости, входящими в состав Жилищного фонда РФ.

Оно регулирует обозначенные отношения и требует соблюдения регламента правовых гарантий как в адрес физических, так и юридических лиц, участвующих в реализации жилищных прав.

В процесс владения недвижимым имуществом включаются многочисленные государственные, муниципальные, коммерческие и частные интересы. В результате взаимодействия между ними возникают не только «острые углы», но и непосредственные конфликты.

Это интересно:  Налог с продажи квартиры, полученной по наследству: нужно ли платить, менее 3 лет 2019 год

Такие конфликты не решаются на том юридическом и гражданско-правовом уровне, на котором возникли. Их корни уходят вглубь проблемы, а решение допустимо только при обращении к вышестоящим уполномоченным должностным лицам.

Понятия надзора и контроля принято дифференцировать.

Контроль требует постоянного привлечения внимания исполнителей к своим непосредственным обязанностям:

  • осуществляя инспекторские проверки;
  • получая отчёты;
  • рассматривая жалобы;
  • вменяя санкции в отношении недобросовестных исполнителей.

То есть, непосредственный исполнитель для данной системы – контролирующая организация, посредством деятельности которой, происходит включение федеральной системы надзора в унифицированный контекст гражданско-правовых отношений в области жилищного права.

Государственная организация структурирована в виде пирамидальной конструкции, являясь её вершиной. Серединное положение занимают региональные инспекции, а в основании – работа жилищных и коммунальных хозяйств и ведомств.

Обозначенные организации входят в состав Государственной Жилищной инспекции (ГЖИ).

Они выполняют ряд функций, которые подразделяются по виду вменяемых полномочий:

  • Муниципальные органы власти проводят жилищный контроль в пределах региональной политики.
  • Государство – в масштабах обеспечения исполнения положений ЖК РФ на федеральном уровне власти.

В узком смысле, определяющем конкретные виды работ, связанных с поставкой коммунальных услуг населению и нормированию работы управляющих компаний (УК), включая жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья (см. Формы управления многоквартирным домом), выделяют местные и федеральные отделения и службы ГЖИ.

На уровне муниципального подчинения выполняется курирование и исполнение следующих видов работ:

  • наличие лицензий;
  • оформление учредительной документации;
  • контроль над поставкой населению коммунальных услуг;
  • проверка соблюдения сроков выполняемых работ;
  • проверка качества выполненных работ;
  • выявление нарушений в работе коммунальных хозяйств и УК;
  • вынесение предписаний и санкций по выявленным нарушениям;
  • отслеживание соблюдения (не соблюдения) компаниями вынесенных предписаний.

Целями служит организация предельно эффективного функционирования всей системы ЖКХ, ответственность за справедливое распределение позиций между владельцами квартир, управляющими компаниями и коммунальщиками. Это допускает разделить проводимые мероприятия на три типа:

Классификация признаков нарушений, которые определяют путём выявления не соответствий проводимой политики нормам законодательства, установленной на основании ЖК РФ, Постановлений правительства и систематически обновляющихся дополнениях к существующему законодательству.

Проведение плановых и внеплановых проверок управляющих компаний и иных юридических лиц, обеспечивающих коммунальными услугами население. На основании проведённых проверок – составление актов и предписаний.

Ревизия происходящих в компаниях процессов, привлечение к ответственности виновных лиц и недобросовестных исполнителей. При необходимости – подключение к производству процессов административного органа, прокуратуры, Роспотребнадзора и т.п.

Так как Инспекция принимает жалобы от граждан в сторону ЖКХ, УК и иных компаний, обеспечивающих услугами многоквартирные дома, существует определённый регламент подачи заявлений.

Если заявитель указывает, что правление ТСЖ не проводит ремонт крыши, которая дала течь в его квартире, ему требуется указать, что он обращался в управляющую компанию единожды или неоднократно и пояснить реакцию, возникшую в ответ на обращение у уполномоченного лица (см. Договор на ремонт квартиры).

Если гражданин не обращался в УК, или председатель обещал исправить поломку, недопустимо подавать жалобу:

  • без предварительного обращения в управляющую компанию;
  • до завершения сроков, установленных председателем УК для ремонта.

Такие случаи мотивируют инспекторов глубоко изучать законодательство. Каждое отклонение жалобы основано на установленных нормативах использования правового ресурса ЖК РФ и ГК РФ.

Если предварительного согласования потребностей жильцов с УК или ТСЖ не произошло, вероятна переадресация жалобы в управляющую компанию или Товарищество (см. Договор с ТСЖ).

То же происходит, если председатель дал обещание устранить неполадку, но установленный срок не завершился.

Перечень проблем, с которыми граждане допускаются к подаче заявлений в ГЖИ, утверждён на правительственном уровне. Он содержит:

  • Вопросы о техническом состоянии здания и составляющих его элементов. Главные проблемы определяют небезопасность его использования по назначению.
  • Текущий и капитальный ремонт здания, правила его эксплуатации. Здесь допустимо отразить состояние несущих стен, крыши, фундамента и прочих элементов строения (см. Акт обследования объектов недвижимости).
  • Поставка коммунальных услуг, сроки и качество предоставления таковых.
  • Установление оплаты за поставку в сторону повышения, отказ в перерасчёте, недобросовестное отношение бухгалтера и (или) председателя к финансовым вопросам.
  • Подозрения на хищения со стороны учредителей или исполнителей УК.

Жалоба может подаваться при личном обращении лица в местное отделение, под роспись. В этом случае требуется приложить документацию, подтверждающую нарушение и оставить контактные данные для обратной связи.

Поданные бумаги рассматриваются до 20 дней, после чего допускается поинтересоваться судьбой заявления, если по обозначенному вопросу не поступило ответа. Кроме этого документацию разрешено переслать заказным письмом с уведомлением.

Сведения, поставляемые в Инспекцию, иногда основаны не на подаче непосредственных жалоб, а поступают из прокуратуры и Роспотребнадзора. Иногда инспекторы участвуют в проведении консультаций или экспертизы для судебных заседаний.

Главное назначение инспекции – компетенции высокого уровня, основанные на глубоком знании законодательства ЖК и сопутствующих источников.

Обширный спектр функций, который вменяется в ответственность прокуратуры или суда, не предусматривает глубокое владение нюансами жилищного законодательства, что не позволяет сформировать экспертное мнение в отношении узких проблем, требующих квалифицированного решения.

В таких ситуациях требуются специалисты ГЖИ. Они опираются на законодательные нормы и определяют степень вины и недобросовестности, как заявителя, так и адресата обвинения.

Это главное правило, которое соблюдается инспекцией повсеместно. Предельная объективность в вынесении вердикта определяет рассмотрение прав и ответственности сторон.

К числу вопросов, которые требуют контроля не только в адрес УК, но и в сторону физических лиц, относятся:

  • Признание здания аварийным, выселение граждан, которое иногда сопровождается отказом с их стороны (см. Программа переселения из ветхого и аварийного жилья).
  • Нецелевое использование квартиры, незаконные и несанкционированные перепланировки квартиры или виды переустройства внутренней части помещения.
  • Споры в отношении размера оплаты коммунальных услуг и задолженности по платежам.
  • Отказ от содержания совместно используемых площадей здания или игнорирование данных нужд со стороны УК или НКО.
  • Отказ от внесения денег на капитальный или текущий ремонт здания, непрозрачный механизм произведённых финансовых трат.
  • Нарушение порядка выбора правления или председателя, инициированное одной из сторон.
  • Незаконное использование совместного имущества или придомовой территории отдельными гражданами или УК.

Надзор за проведением мероприятий по улучшению работы ЖКХ и управляющих компаний определяют нормы и положения законодательства. В их числе:

  • ПП РФ «О Государственной жилищной инспекции», принято 26.09.94 г., под № 1086.
  • Обновлённая редакция ФЗ, принята 18.07.11г., под № 242-ФЗ.
  • ФЗ «О порядке обращения граждан» № 59-ФЗ, принято 2.05.06.
  • Ст.7.22 КоАП, предусматривает административное взыскание за ненадлежащий уход за зданием и его эксплуатацию.
  • Ст.20 ЖК РФ, оглашающая нормы государственного жилищного контроля.
  • Ст.161.1 ЖК РФ о правовом статусе собрания в многоквартирном доме.

Перечисленные положения о государственном надзоре и контроле над деятельностью обозначенных организаций рассматриваются в редакции Федеральных законов:

  • от 25.06.12 г. за № 93-ФЗ;
  • от 25.12.12 г., за №271-ФЗ;
  • от 28.12.13 г., за №417-ФЗ;
  • от 21.07.14 г., за №217-ФЗ.

Эти и иные источники права определяют рамки инспектирования УК, предоставляющие коммерческие виды услуг и НКО, на основании положений, применяемых к разновидностям форм собственности.

Статья написана по материалам сайтов: nkgkh.ru, advokat-malov.ru, ru-act.com, myestate.club.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector