+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

За чей счет производится установка общедомовых приборов учета? 2019 год

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Это интересно:  Охрана жилых домов: стоимость 2019 год

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) достаточно важны для контроля потребления энергоресурсов, газа и воды со стороны собственников жилья. На основании именно их показаний уполномоченные лица могут проверить достоверность информации из своей базы данных.

Законодательство четко регламентирует обязательный порядок установки счетчиков и правила их эксплуатации, однако вокруг подобной практики существует много недопониманий со стороны обычных граждан.

Для того чтобы разобраться с вопросом о том, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета, и прочими нюансами рассматриваемой темы, настоятельно советуем обратить внимание на представленный ниже материал.

Законодательство РФ требует от собственников квартир оснащения дома общедомовыми приборами учета. Фото № 1

Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом. Что касается процедуры установки ОДПУ, то в юридическом плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов.

Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).

Обобщая представленную в нормативных актах информацию, можно выделить следующие наиболее фундаментальные понятия, касающиеся рассматриваемой нами темы:

  • Все собственники частных домов, квартир и прочих жилых помещений обязуются оснастить свое жилье приборами учета для всех ресурсов, предоставляемых им на правах ЖКХ. Весь процесс установки, эксплуатации и оплаты работ собственник жилья берет на себя. При отсутствии ОДПУ на собственника будет наложена повышенная ставка на оплату ЖКУ (до 1,6 на общую сумму к оплате) до тех пор, пока приборы не будут установлены (Федеральный закон № 261 и 344).
  • Собственник обязуется нести все расходы на содержание своего жилья, а также участвовать в процессе оплаты расходов на содержание общего имущества (применимо для многоквартирных домов) – ЖК РФ.

Как видите, законодательная база темы установки ОДПУ достаточно доступно и грамотно пояснена гражданам. Однако стоит понимать, что выше представлены лишь основные законодательные положения, касающиеся рассматриваемого вопроса. В ряде ситуаций сильного «углубления» в законодательство просто не избежать.

За чей счет оплачивается установка ОДПУ в многоквартирных домах? Фото № 2

Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья. В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его владелец должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.

Однако что делать жителям многоквартирных домов?

В данной ситуации вопросы оплаты и установки ОДПУ решаются в несколько ином варианте. Во-первых, каждый собственник отдельной квартиры (или несколько собственников) обязуется оплатить и организовать установку счетчиков именно для своего жилья. Такая практика является индивидуальной и осуществляется с целью учета потребления ресурсов в конкретном жилище.

Во-вторых, необходимо поставить вопрос о том, согласны ли все жильцы многоквартирного дома осуществить установку общего счетчика. Подобная практика не обязательна, однако после ее осуществления все жильцы дома получат ряд привилегий:

  • полный контроль соответствия ресурсов норме;
  • полный контроль наличия каких-либо утечек в общедомовом масштабе;
  • предотвращение потенциальных проблем, связанных с утечками и прочими недочетами с ЖКУ в общедомовом масштабе;
  • возможность существенно сэкономить на ресурсах.

Оплата установки ОДПУ в многоквартирных домах осуществляется от лица всех собственников жилья по предварительному сговору и общему сбору необходимых средств.

Процедура принятия решения и установки ОДПУ. Фото № 3

Принять решение об установке приборов учета должен собственник жилья или все собственники коллективно (если их несколько или речь идет об установке ОДПУ для многоквартирного дома). Стоит понимать, что установка счетчиков на любой вид потребляемых ресурсов помогает:

  • оплатить то количество ресурсов, которое было потреблено по факту;
  • сэкономить на оплате ЖКУ, так как исключаются перерасчеты из-за потерь ресурсов «по пути» до жилища;
  • четко фиксировать какую-либо потерю ресурсов.

На данный момент установка общедомовых приборов учета не является обязательной, однако при их отсутствии правительство имеет полное право взимать плату за ресурсы с некоторым увеличением (до 1,6 от общей суммы).

Последние законы регламентировали обязанность жилищно-управляющей компании (ЖУК) проводить своевременные и периодические оповещения жильцов как частных, так и многоквартирных домов о том, чтобы они задумались об установке ОДПУ.

В случае с частным домом собственник сам определяет: нужен ли счетчик или нет. При желании установить его – он организовывает работы по установке и оплачивает их осуществление. Если вопрос об определении необходимости установки ОДПУ встал перед жильцами многоквартирного дома, то им необходимо:

  1. Провести собрание жильцов и определить: нужен ли ОДПУ или нет.
  2. Уведомить ЖУК о своем желании установить прибор или отказаться от подобной практики.
  3. При необходимости организовать работы и собрать деньги (поровну с каждого жильца) на оплату работ по установке ОДПУ.

После осуществления установки ОДПУ за ним необходимо следить ЖУК, а данные с его учета будут доступны всем жильцам.

Как оплатить установку ОДПУ? Фото № 4

При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые нюансы оплаты работ по установке. Точнее, они следующие:

  • Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
  • По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
  • Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем договоре.
  • Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
  • В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать. Например, если общий бюджет на ремонт дома, собранный теми же жильцами, позволяет осуществить установку ОДПУ за счет средств, взятых именного из него.
  • При наличии программ безвозмездной установки ОДПУ в конкретном регионе жильцы многоквартирного дома могут ей воспользоваться и осуществить установку совершенно бесплатно.

Учитывать представленные выше нюансы оплаты установки приборов учета стоит, ведь некоторые из них могут помочь сэкономить немалые средства.

Права и обязанности владельцев квартир в многоквартирных домах. Фото № 5

В заключение сегодняшней статьи наш ресурс решил представить некоторые особенности процедуры установки ОДПУ, которые так или иначе интересны и важны к рассмотрению:

  1. ЖУК обязана оповещать жильцов о возможности и целесообразности установки приборов учета. Если подобное мероприятие она не проводит, то должна быть наказана в соответствии с законодательством РФ.
  2. В некоторых ситуациях при отказе жильцов от установки приборов учета на них могут быть наложены штрафные санкции (исходя из позиции местного муниципалитета относительно организации установки ОДПУ).
  3. Средства на оплату установки приборов учета могут браться из общего бюджета, собранного жильцами на ремонт дома. Однако если подобное отчуждение средств из бюджета сделает невозможным проведение какой-либо другой ремонтной процедуры, то жильцам придется в отдельном порядке осуществлять сбор средств на установку ОДПУ.
  4. После осуществления установки приборов учета жильцы многоквартирного дома или собственник отдельного жилья обязуются оплатить работу устанавливающей компании. Если они откажут в оплате, то к ним применяются определенные положения законодательства, которые определяют меру наказания за подобные правонарушения.
  5. Какие-либо проблемы, связанные с установкой ОПДУ, могут быть решены через суд в соответствующем судебном порядке.
Это интересно:  Как узнать код домофона в своем подъезде? 2019 год

В целом, представленный выше материал в полной мере освещает тему, касающуюся установки и оплаты общедомовых приборов учета. Надеемся, информация была полезна и дала вам ответы на многие вопросы.

Детальнее о выгодах от установки общедомовых приборов учета тепла и автоматизированных тепловых пунктов вы можете узнать из видео:

  • Для чего нужен общедомовой счётчик?
  • Нужен ли общедомовой счётчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учёта?
  • Кто должен оплачивать установку ОДПУ?
  • Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ?
  • Каким образом оплачивается установка ОДПУ?
  • А если собственники отказались платить за установку ОДПУ?

Объясняем, для чего нужен ОДПУ и кто должен оплачивать его установку.

– В квитанциях по оплате ЖКХ за ноябрь месяц 2017 г. УК включила графу «Оплата установки ОДПУ». Сумму, которую указывает УК, мы должны будем оплачивать в течении пяти лет, плюс ко всей этой сумме — 40% за банковские начисления и комиссия при оплате квитанции каждый месяц 10%. От УК оповещения собственников дома об этой плате не было! Ранее на общих собраниях шёл разговор о возможности оплаты установки ОДПУ собственниками дома, но люди были не согласны, и было принято решение оплачивать такие работы за счёт услуги «Содержание общего имущества». И это не маленькие суммы тоже! Законно ли решение УК о дополнительных поборах с собственников нашего дома без их согласия и возможно ли оплачивать установку ОДПУ из услуги «Содержание общего имущества»?

В соответствии с постановлением правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в отношении объектов, где ещё не установлены общедомовые счётчики, действуют повышающие коэффициенты к нормативам. С 2017 года коэффициент равен 1,6. То есть жильцы домов без ОДПУ платят в 1,6 раз больше. Так что сегодня жить без общедомового счётчика стало совсем не выгодно. Это постановление действует с 2013 года, однако до сих пор общедомовые счётчики установлены далеко не везде.

ОДПУ позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в доме и фиксировать его реальные объёмы — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, общедомовой счётчик устанавливается для того, чтобы не переплачивать за потери на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют два фактора: установленные тарифы и объём потреблённого ресурса. Тарифы на ЖКХ растут постоянно, и повлиять на это у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объём потреблённого ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить.

оплачивать за потребление ресурса по факту;

разграничить убытки за потери на магистральных сетях между ресурсоснабжающей организацией и собственниками;

фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учёта (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы выставляется ещё и общедомовой расход (общедомовые нужды — ОДН).

В идеале в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомового имущества (например, лестничных площадок, лифтов, крыш, чердаков и подвалов, детских площадок). Но на практике под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтён индивидуальными приборами учёта, в том числе и всевозможные утечки. В результате объём ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных 30% от индивидуального потребления, а то и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5 — 2%.

При отсутствии общедомового прибора учёта определить, где находятся утечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до домна подходе к нему. Наличие ОДПУ даёт возможность оплачивать только тот объём ресурса, который действительно пришёл в дом.

Само по себе наличие общедомового счётчика не спасает от завышенного ОДН: остаются утечки внутри самого дома и ещё около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов. Однако установка общедомового счётчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

Согласно п. 38 (1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, «собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учёта на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества».

При установке ОДПУ каждому собственнику предъявляется к оплате счёт, в котором помимо общей информации о стоимости счётчика должны быть сведения о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в долях пропорционально площади квартиры (или квартир), принадлежащих каждому собственнику (федеральный закон «Об энергосбережении»). Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

— Если сверх минимального перечня какой-либо фонд предусмотрен УК (например, фонд текущего ремонта или дополнительные взносы), то из него можно оплатить установку ОДПУ, — отмечает эксперт Общественной палаты Кировской области и руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев. — Но, как правило, такие фонды не предусматриваются. Только в единичных случаях есть дополнительные доходы за счёт рекламы или сдачи в аренду придомовой территории. И если эти деньги идут не в общую «копилку», то на них ещё можно установить ОДПУ. Собственники не могут просто так взять и на общем собрании решить, что на установку счётчика нужно перечислить 10 тысяч рублей из статьи «Содержание общего имущества». Эти средства запланированы именно на содержание дома, для выполнения минимального перечня работ. И всё, что идёт сверх этого, должно быть оплачено дополнительно.

Общедомовые приборы учёта должны были быть установлены в обязательном порядке ещё в 2012 году. Тогда действительно управляющие компании обязаны были оповещать собственников, в противном случае им грозил штраф. Однако сейчас ситуация в корне изменилась.

— Законная обязанность УК — установить общедомовой счётчик через ресурсоснабжающие организации. Сейчас такие счётчики обязаны быть по закону, и никакого наказания для УК не будет, если они не предупредят собственников об установке ОДПУ, — отмечает Андрей Воробьев.

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

единоразово в 100% размере внести оплату до или после установки счётчика;

использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника в оплате ОДПУ выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом кроме стоимости прибора дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Решение о том, кто будет устанавливать счётчик, принимает общее собрание собственников дома. Вы вправе выбрать тип счётчика, его стоимость, надёжную монтажную организацию, которая его установит за приемлемую плату и даст соответствующую гарантию.

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

Это интересно:  Пример проекта перепланировки квартиры 2019 год

В соответствии с п. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам ресурсоснабжающей организации к местам установки счётчиков и оплатить расходы на установку приборов учёта.

Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ, задайте его нам, и мы постараемся на него ответить.

Здравствуйте, Свойкировский! Эксперт Общественной палаты Кировской области Андрей Воробьев обладает устаревшими знаниями об установке ОДПУ. Введены новые правила Правительством РФ. К сожалению, ваш ответ на мой вопрос не правильный и не соответствует действительности. В результате происходит превышение полномочий УК в отношении собственников, которое наказуемо законом. Очень жаль, что вы информируете людей не верно и вводите их в заблуждение!

Принудительная установка общедомовых приборов учета подразумевает не только непосредственно монтаж счетчиков в отсутствие волеизъявления жильцов, но и возложение на них соответствующих расходов. Иных оснований, когда собственникам помещений могут быть навязаны товар (счетчик) и работы (монтаж счетчика), закон не предусматривает. Следовательно, установка счетчика и, что более важно, оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений (заказчиками, плательщиками). О том, что расходы на установку общедомового прибора учета могут быть включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, а срок выполнения соответствующих работ предусмотрен решением собственников помещений, сказано в п. 6.1 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещении,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана подчиниться данному решению собственников помещений (о включении расходов на приобретение и установку коллективного счетчика в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения) не позднее трех месяцев с даты его принятия, если иной срок не установлен таким решением (пп. «с» п. 31 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Это частный случай применения общего правила об утверждении размера платы за жилое помещение соразмерно перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и исполнении решения собственников помещений.
Согласование абсолютно всех дополнительных пунктов в квитанциях за ЖКХ с гражданами, проживающими в доме, обязательно. Делают это обычно на общих собраниях. Все собственники жилых помещений в отдельном порядке должны в письменной форме дать согласие на оплату услуг, которые стандартная квитанция за ЖКХ в себя не включает.

Краткое содержание:

Оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (ОДПУ) продолжается уже в течение 5 лет, но до сих пор из-за особенностей ее проведения между жильцами МКД, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями возникают непонимание и споры. Нередко поставщики и исполнители коммунальных услуг пользуются незнанием громоздкой законодательной базы по ЖКХ и обсчитывают граждан в части несения расходов на установку счетчиков и при переходе от начисления оплаты за услуги по нормативам к начислению оплаты по показаниям ОДПУ.

Правовая инструкция 9111.ru расскажет о правилах установки общедомовых счетчиков, особенностях оплаты ЖКУ по ним и спорах, возникающих между жильцами и коммунальщиками.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны в обязательном порядке устанавливаться в МКД с 1 января 2013 года, в Республике Крым и городе Севастополь — с 2019 и 2021 гг. соответственно (ч.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении. »).

Обязанность по оснащению домов ОДПУ до 1 января 2013 года была возложена на всех собственников помещений в МКД. Если это требование не было выполнено по инициативе собственников, то исполнители комуслуг (управляющая компания, ТСЖ) должны обеспечить допуск ресурсоснабжающим организациям к местам установки приборов учета. Это не касается домов, признанных аварийными, подлежащих сносу или капремонту до указанной даты. Также коллективные счетчики можно не ставить в домах, где мощность потребления электроэнергии не превышает 5 киловатт, газ потребляется в объеме не более 2 кубометров в час (ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении. ») и там, где нет технической возможности для установки счетчиков (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627). Прибор учета должен соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Порядок установки ОДПУ определен ч.ч. 9-11 ст. 13 Закона. Их установку, замену и эксплуатацию на договорной основе осуществляют ресурсоснабжающие организации (РСО), ответственные за подачу в дом воды, газа, тепла и электричества. Согласно Приказу Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178, эти организации обязаны предлагать установку счетчиков и не вправе отказать в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета. Цена договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства РСО уплачивают потребителю за каждый день неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но в сумме не больше, чем цена работ.

Заказчиком по договору об установке коллективных приборов учета может быть лицо, ответственное за содержание общего имущества в доме, либо представитель интересов собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149). Расходы по договору несут собственники помещений. Также они могут обратиться с предложением к исполнителю услуг заключить такой договор. Субъект РФ или МО вправе частично оплатить расходы собственников за счет бюджетных средств, уменьшив объем расходов собственников (ч.12 ст.13). Если не выражено намерение оплатить всю сумму сразу или за период менее 5 лет, в договор должно быть включено условие об оплате цены равными долями в течение 5 лет.

  • стоимость прибора учета;
  • расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы;
  • расходы по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку;
  • расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.

Ввод в эксплуатацию прибора учета осуществляется в течение месяца с даты установки. После ввода, с 1-го числа следующего месяца, исполнитель услуг (УК, ТСЖ) обязан рассчитывать размер платы за коммунальную услугу исходя из показаний введенного в эксплуатацию счетчика (п. 81 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Если есть техническая возможность установки коллективного прибора учета тепловой энергии, но он не установлен, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей компанией. К потребителям в этом случае повышающий коэффициент не применяется.

В судебной практике встречаются следующие споры, связанные с установкой общедомовых приборов учета:

  • споры по искам собственников по вопросу правомерности установки ОДПУ (Апелляционное определение Амурского областного суда от 03.05.2017 по делу N 33 АП-2233/2017);
  • споры по искам прокурора о понуждении установить ОДПУ (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 09.09.2015 по делу N 33-5802/2015);
  • споры, связанные с возложением на собственника обязанности оплаты установки ОДПУ
  • (Постановление Президиума Архангельского областного суда от 22.06.2016 N 44 г-0029/2016);
  • споры, связанные с оспариванием исполнителем услуг предписаний контролирующих органов по вопросу правомерности расчетов по показаниям ОДПУ, а не нормативам (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф 02-6640/2016 по делу N А 69-196/2016);
  • споры в связи с требованиями собственников делать расчеты по нормативам, а не по показаниям ОДПУ, установленных с нарушением законодательства или неисправных (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 20.11.2017 по делу N 33-4590/2017).

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, pravozhil.com, kirov-portal.ru, www.9111.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector