+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Стоимость жилищных услуг в многоквартирном доме. Порядок и правила предоставления. 2019 год

Данная статья является очередной публикацией цикла «Мифы ЖКХ», посвященного развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

Категории работ и услуг, входящих в состав «содержания жилого помещения» рассмотрены в предыдущей статье цикла «Мифы ЖКХ», размещенной на сайте АКАТО. В настоящей публикации рассмотрен миф об установлении перечня работ по содержанию управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК без участия в процессе собственников помещений многоквартирного дома.

Рассматриваемая в данной статье теория гласит, якобы перечень работ и услуг по «содержанию жилых помещений» утверждается той организацией, которая указанные услуги предоставляет — то есть либо управляющей организацией (УО), либо товариществом собственников жилья (ТСЖ), либо жилищно-строительным кооперативом (ЖСК). Ряд потребителей жилищно-коммунальных услуг вообще не имеют представления, что существует некий перечень работ и полагают, что УО/ТСЖ/ЖСК действуют исходя из сложившейся ситуации — такие граждане уверены, что, например, уборка общего имущества производится по мере его загрязнения (степень загрязнения, при которой пора начинать уборку устанавливается, разумеется, УО/ТСЖ/ЖСК), неисправности, повреждения элементов общего имущества устраняются только при поступлении жалоб и т.д. и т.п. Сторонники указанной теории уверены, что потребители жилищно-коммунальных услуг никак не могут повлиять на перечень и периодичность выполнения работ, и зачастую возмущаются тем, что УО/ТСЖ/ЖСК делают исключительно то, что им вздумается, не обращая внимания на реальные потребности потребителей, вытекающие из состояния общего имущества.

Необходимо отметить, что нередко и сами УО/ТСЖ/ЖСК разъясняют, что перечень работ и услуг по содержанию жилья установлен Правительством РФ, и собственники помещений никоим образом не могут влиять на этот перечень и на периодичность выполнения работ и услуг. Кроме того, часто инициаторы общего собрания собственников помещений МКД (или общего собрания членов ТСЖ), на котором утверждается состав и периодичность работ и услуг по содержанию жилья, не обсуждают этот перечень с участниками собрания, вопрос об утверждении этого перечня указывается в повестке дня и не привлекает особого внимания голосующих. Эти обстоятельства способствуют укреплению мнения об отсутствии у собственников помещений полномочий по изменению состава и периодичности работ и услуг по содержанию.

С учетом того, что сторонники столь распространенного заблуждения никоим образом не доказывают свою позицию, целесообразно вести речь не об опровержении лжетеории, а о разъяснении порядка утверждения состава и периодичности работ по содержанию жилых помещений.

Для более полного понимания порядка определения состава услуг и работ по содержанию жилья сначала укажем общие требования к указанным работам и услугам, а затем отдельно рассмотрим два случая:
1. управление домом управляющей организацией (УО);
2. управление домом товариществом собственников жилья (ТСЖ).

При этом отметим один важный момент. В соответствии с ч.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) собственники не только вправе, но и обязаны выбрать один из предложенных способов управления многоквартирным домом (МКД): управляющая организация, ТСЖ (или ЖСК, иной потребительский кооператив), непосредственное управление (если в доме не больше 30 квартир). Несмотря на то, что часть 2 статьи 161 ЖК РФ прямо запрещает одновременно выбирать в одном многоквартирном доме два способа управления, частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлена «лазейка», пользуясь которой можно, формально выбрав один способ управления, по факту реализовать одновременно два способа управления домом. Такая ситуация возможна в случае, если в доме выбран способ управления ТСЖ, и при этом ТСЖ заключило договор управления с УО (такой договор может быть заключен между ТСЖ и УО в соответствии с п.1 ч.1 ст.137, ч.2 ст.162 ЖК РФ) — в этом случае, несмотря на выбор способа управления ТСЖ, фактически домом будет управлять УО. В рамках настоящей статьи указанный случай отнесен к случаю управления домом УО.

Предоставление услуг по содержанию жилых помещений, в отличие от коммунальных услуг, не является регулируемым видом деятельности. То есть ни стоимость таких услуг, ни окончательный перечень таких услуг не утверждается государственными органами. Тем не менее, жилищное законодательство РФ устанавливает общие требования к содержанию жилья, а постоянные попытки вмешательства законодательных и исполнительных органов власти в регулирование нерегулируемого вида деятельности привели к тому, что установленные требования довольно-таки обширны (но, тем не менее, не являются исчерпывающими). Укажем, какие именно нормативные правовые акты какие именно требования устанавливают к содержанию жилых помещений.

Как указано в ранее опубликованной на сайте АКАТО статье «Что такое «содержание жилого помещения»?», в состав «содержания жилого помещения» входят:
1. услуги, работы по управлению многоквартирным домом;
2. содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
3. коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме — ранее называемые «коммунальные услуги на общедомовые нужды» («КУ на ОДН»), с 01.01.2017 включенные в состав «содержания жилья» Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ.

Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами». Указанные в приведенной норме Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены ПП РФ от 15.05.2013 N416.

Часть 1.2 этой же статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации». Во исполнение указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 03.04.2012 N290, которым утверждены «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» и «Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Части 2.1, 2.2 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ устанавливают, что при любом из трех предусмотренных способов управления МКД (непосредственное управление, управление ТСЖ, управление УО) лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязаны соблюдать требования Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Такие Правила утверждены ПП РФ от 13.08.2006 N491.

Перечисленные нормативные правовые акты (ПП РФ от 15.05.2013 N416, от 03.04.2012 N290, от 13.08.2006 N491) обязательны к исполнению (как и требования других законов, федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов), но они устанавливают лишь минимальный, обязательный к исполнению перечень работ и услуг по содержанию жилых помещений, не устанавливая «верхнюю границу» такого перечня, не делая его исчерпывающим, не подлежащим дополнению.

Таким образом, Правительством РФ установлен обязательный к исполнению перечень услуг и работ и утверждены обязательные к исполнению Правила, стандарты и требования, также подразумевающие выполнение определенных работ и услуг, однако нормативные правовые акты (НПА) не устанавливают конкретный состав работ и услуг, которые будут выполняться и предоставляться в процессе «содержания жилых помещений».

В случае, если домом управляет управляющая организация, в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ с такой управляющей организацией заключается договор управления. Часть 2 статьи 162 ЖК РФ устанавливает:
«2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

Важно понимать, что отношения с управляющей организацией — договорные, и условия взаимодействия между сторонами договора (одной такой стороной является УО, второй — либо собственники помещений, либо ТСЖ, либо ЖСК) определяются специальным договором, который называется договор управления МКД.

Пункты 1 и 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ устанавливают:
«3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация
».

Из приведенной нормы следует, что перечень работ и услуг по содержанию жилых помещений устанавливается договором управления. При этом в соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N491 (далее — Правила 491) перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения обязаны утвердить собственники помещений на общем собрании. Необходимо отметить, что указанная норма Правил 491 является императивной.

Это интересно:  Сантехкабина в панельном доме 2019 год

Кроме того, необходимо отметить что согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Согласно гражданскому законодательству РФ существенные условия — это предмет договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если хотя бы одно из существенных условий сторонами не определено, договор управления не может быть заключен. При этом пункт 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ (процитированный выше) устанавливает в качестве существенных условий договора управления, в числе прочего, «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация».

Из системного анализа приведенных норм следует, что утверждение перечня услуг и работ по содержанию жилья в составе условий договора управления относится к полномочиям общего собрания собственников помещений. Кроме того, без утверждения такого перечня договор управления не может быть заключен, поскольку указанный перечень относится к существенным условиям договора управления.

Отдельно необходимо отметить, что в случае если собственники помещений не выбрали способ управления МКД или не реализовали выбранный способ управления, тогда условия договора управляения, в том числе и перечень работ и услуг по содержанию жилых помещений, определяются по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведенного органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ. Этот случай в настоящей публикации не рассматривается.

ТСЖ является некоммерческой организацией, представляющей собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 ЖК РФ).

Согласно статье 148 ЖК РФ:
«В обязанности правления товарищества собственников жилья входят:

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
».

Части 1 и 2 статьи 145 ЖК РФ устанавливают:
«1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;
8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
.
».

Из приведенных норм следует, что годовой план содержания и ремонта общего имущества в МКД, управляемого ТСЖ, утверждается общим собранием членов такого ТСЖ. Указанный план, в числе прочего, используется при составлении сметы расходов ТСЖ, которая так же утверждается общим собранием членов ТСЖ. В соответствии с утвержденными общим собранием членов ТСЖ планом содержания и сметами доходов и расходов Правление ТСЖ осуществляет управление МКД и обеспечивает содержание и ремонт общего имущества.

Таким образом, при управлении домом ТСЖ, конкретный перечень услуг и работ по содержанию жилых помещений в таком доме утверждается общим собранием членов ТСЖ.

В настоящей статье разъяснено, что несмотря на установленные жилищным законодательством РФ требования, предъявляемые к качеству и составу услуг и работ по «содержанию жилых помещений», конкретный перечень таких услуг и работ утверждается вовсе не управляющими организациями или органами власти, а самими собственниками помещений в многоквартирных домах. В случае, если домом управляет УО, состав услуг и работ по содержанию жилых помещений утверждается собственниками помещений на общем собрании собственников и включается в договор управления МКД. При управлении домом ТСЖ, состав услуг и работ устанавливается теми собственниками, которые являются членами ТСЖ, на общем собрании членов ТСЖ. При этом необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 143 ЖК РФ «членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья» — то есть, любой собственник (за исключением несовершеннолетних) любого помещения в многоквартирном доме имеет право вступить в ТСЖ, и никто не имеет права ему в этом отказать.

Кроме обеспечения жильцов жизненно необходимыми ресурсами, ЖКХ предоставляет жителям многоквартирных домов разнообразные жилищные услуги.

Под определение жилищных услуг подпадают услуги, предоставляемые управляющей компанией по надлежащему содержанию, управлению и ремонту общедомового имущества, принадлежащего всем жильцам по праву долевой собственности:

Главной задачей управляющей компании в предоставлении жилищных услуг является ведение контроля по надежности в обслуживании хозяйства дома, достижение полной безопасности в сфере санитарного состояния в местах общего пользования жильцов.

Для достижения этих целей управляющая компания проводит ряд обязательных мероприятий:

  • Периодическая дезинсекция и дератизация мест (обработка ядохимикатами) скопления мусора для предотвращения появления грызунов, тараканов и насекомых, способных переносить опасные инфекционные заболевания.
  • Надлежащее содержание придворовой территории в чистоте, в том числе и своевременное опорожнение урн.
  • Обустройство детских и спортивных площадок безопасным инвентарем, необходимым для развития детей: горками, стенками, развивающими сооружениями.
  • Поддержание всего коммунального хозяйства в надлежащем исправном состоянии: контроль над инженерными сетями, обеспечивающими комфортное проживание, общих приборов учета потребления ресурсов, лифтов, без которых не может существовать многоквартирный высотный дом.
  • К жилищному виду услуг относят поддержание дома в надлежащем архитектурном состоянии, установленного градостроительными требованиями.

Если обобщить перечисленное, то можно выделить несколько видов обязательных работ жилищной службы дома:

Этот перечень предоставляемых жилищных услуг может быть неполным, но это не означает, что за все поломки и недочеты будет отвечать жилищная служба дома. Она обязана отремонтировать бесплатно все, что принадлежит к общедомовому хозяйству:

  • Любые коммуникации – стояки и каналы водоснабжения, газопровода, канализации.
  • Канализационное оборудование и водоотводные трубопроводы.
  • Общественные счетчики потребления ресурсов.

Дополнительная информация

К жилищным услугам также относится утепление подъездов в зимнее время года, ремонт окон и общих входных дверей, и много других насущных для каждого жилого дома работ, исходя из сложившейся конкретной ситуации.

Но все неисправное оборудование, находящееся в квартире по праву частной собственности обязан ремонтировать собственник.

  • Радиаторные батареи.
  • Бытовые плиты с газовым или электрическим типом нагрева.
  • Индивидуальные приборы учета.
  • Кабели электропроводки.
  • Сантехническое оборудование.

Также жилищная сфера функционирует на основе указов Федеральных и местных органов власти, Постановлений Правительства России, исполнительных органов региональных властей.

Основным законодательным актом является Жилищный Кодекс, регламентирующий отношения между управляющей компанией и жильцами дома: в нем закреплены объекты жилищных прав собственников и нанимателей жилых помещений:

  • В ст. № 1 содержится понятие жилищного права, в ней оговорены условия для осуществления нашими гражданами своего законного права на жилье, а также указана роль местных властей в исполнении законных прав населения. На нее возлагается защита от посягательств третьих лиц в осуществлении своих жилищных прав, в том числе и судебных органов, на законное использование жилых помещений по своему прямому назначению.
  • В ст. № 5 установлено, что Жилищное право возникает по совокупности не только Федеральных Законов и актов, но и из Постановлений местной власти регионального значения.

Среди Постановлений Президента РФ относятся такие указы:

  • От 07.05. 2012 г. № 600 « О мерах властей по обеспечению жильем и качественными жилищными услугами».

Основные законодательные акты, непосредственно относящиеся к сфере предоставления жилищных услуг собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома:

  • ПП РФ от 13.08. 2006 №491 «Правила содержания общего имущества собственников…».
  • ПП РФ от 03. 04. 2013 №290 «Минимальный перечень предоставляемых жильцам жилищных услуг и список работ, направленных на улучшение качества проживания… и содержания общедомового хозяйства».
  • ПП РФ №416 от 15.05. 2013 г. « Порядок управления многоквартирными домами».
  • Распоряжение Госстроя РФ «Правила и нормы по технической эксплуатации в многоквартирных жилых строениях» от 27.09. 2003 №170.

Внимание

Все эти и другие Постановления Правительства обязательны для исполнения всеми управляющими компаниями, несоблюдение или некачественное предоставление указанных норм и положений недопустимо при оказании жилищных услуг жильцам в многоквартирных домах.

Предоставлять жилищные услуги могут разные организации – это зависит от принятой жильцами формы управления домом:

  • Управляющая многоквартирным домом компания может самостоятельно предоставлять весь необходимый жильцам спектр жилищных услуг, либо при ее посредничестве это будет делать, сторонняя организация, за отдельное денежное вознаграждение. Но за любые допущенные нарушения отвечать будет именно она.
  • Товарищество собственников жильцов. Если домом управляет ТСЖ, то исполнять обязанности по предоставлению услуг может нанятая собственниками специализирующаяся на этой сфере деятельности коммерческая фирма или управляющая компания. Здесь непосредственно за все предоставляемые услуги будет ответственно Товарищество, а перед ней нанятая по специальному договору организация.
  • Нанятая по контракту специальная фирма, если принята форма непосредственного управления – здесь всю ответственность возлагает на себя коммерческая структура, нанятая жильцами многоквартирного дома, следовательно, вся обязанность по содержанию, ремонту и контролю возложена на нее.

Но какая бы организация не занималась жилищными услугами дома, она обязана организовать:

  • Работу диспетчерской службы по жалобам собственников помещений и наладить контакты с аварийной службой города.
  • Хранение и ведение технической документации на все жилое строение.
  • Вести технический контроль над всем коммунальным хозяйством строения, своевременно заключать соответствующие договора и соглашения со службами города по обеспечению ремонтных и аварийных работ.
  • Подготовку специальных предложений по исполнению предстоящих работ, касающихся содержания общедомового имущества в надлежащем состоянии, утверждать сроки текущего и капитального ремонтов.
  • Начисление и сбор платы за предоставление жилищных услуг собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений дома.
  • Взыскание образовавшихся долгов всеми законными способами.
  • По первому требованию незамедлительно предоставлять жильцам всю финансовую и другую информацию, касающуюся оговоренных договором услуг.
Это интересно:  Постановление Правительства РФ №731 от 27.02.2017г 2019 год

Жилищно-коммунальное хозяйство многоквартирного дома может функционировать на основании заключенного с управляющей компанией договора об оказании жилищных услуг. В ее обязанности входит:

Качественные показатели предоставления услуг не должны противоречить установленным законодательством требованиям, что также регламентирует ЖК РФ.

За несоблюдение норм и требований руководство будет отвечать перед государством и самими собственниками жилых помещений.

Кроме этого, руководство УК не должно препятствовать ознакомлению с финансовой документацией управляющей компании, протоколам проверок государственными надзорными органами, перечне предоставляемых услуг для сверки их фактического потребления жильцами.

Все основные жилищные услуги могут быть предоставлены жильцам на основании проведенной оплаты таких услуг:

  • За надлежащее содержание и своевременный ремонт общего имущества жильцов и обслуживающего оборудования.
  • Внесение средств на текущие и капитальные ремонтные работы.
  • Отслеживание своевременных денежных поступлений от нанимателей нежилых и жилых помещений.

Все правила по предоставлению надлежащих услуг оговорены в ЖК РФ и ПП РФ от 13.08. 2006 №491.

Коммунальные слуги – это перечень поставляемых жильцам ресурсов жизнеобеспечения, таких как:

  • Электроэнергия
  • Газификация.
  • Горячее и холодное водоснабжение.
  • Водоотвод.
  • Утилизация твердых бытовых отходов.

Тогда как жилищные услуги это набор мероприятий по содержанию и ремонту всего дома, в том числе подвалов и чердаков, и придворовой территории

Нормативными актами федерального значения даются предписания органам местного управления постепенно сближать тарификацию жилищных услуг, предоставляемых населению с теми, что устанавливаются в отношении производственных объектов. Сегодня жители оплачивают примерно 70% от фактической себестоимости всех производимых работ по содержанию и эксплуатации многоквартирных домов.

Недостаток средств компенсируется за счет 100% выплат ресурсоснабжающим организациям промышленными производствами и приравненными к ним компаниями и фирмами, за счет так называемых субсидий. Для них властями установлена другая тарификация услуг, по реальной, а не заниженной стоимости.

Необходимость в заниженных для населения тарифах обуславливается социальной необходимостью: уровень заработной платы и доходов населения порой не дотягивают до минимального значения МРОТ, городам приходится выдавать субсидии на оплату жилищных и других услуг, которые покрываются средствами, поступающими от промышленности.

Но постепенно эта практика будет прекращаться, и все население, так же как и остальные потребители ресурсов, будут проводить оплату по единым ставкам и тарифам, без различий по социальному значению.

Поскольку многие жилищные услуги оплачиваются не полностью, а с использованием датирования, то для полноты расчетов между потребителями услуг и структурой ЖКХ применяется тарификация. Формирование стоимости зависит не столько от истиной себестоимости производимых работ, сколько от прозрачности их обоснований, не позволяющей завышение их цены, но с учетом качественного и надежного обслуживания жильцов дома.

Во исполнение поставленной цели институт экономики ЖКХ разработал специальную методику, которая должна применяться при исчислении стоимости предоставляемых услуг населению. В ее основе заложены систематизированные нормативные индикаторы, по которым следует исчислять пропорциональность и соотношение фактически исполненной работы с установленными тарифами.

Исходя из применения этой методики, корректируются данные о проведенных фактических затратах, в результате можно получить плановые размеры предполагаемой прибыли:

  • Устанавливается регламент и технологические затраты на производимый список обязательных работ по содержанию и ремонту дома.
  • Проводится оценка необходимых для модернизации и дальнейшего увеличения основных активов.
  • Исчисляется доля средств, выделяемых из прибыли компании.
  • Анализируются другие способы получения платежей и наращивания прибыли.

Для правильности исчисления произведенных затрат следует учитывать следующие показатели:

  • Суммы, необходимые для выплат заработной платы.
  • Средства, затраченные на контроль процессов обслуживания, предотвращение аварий и поломок в хозяйстве дома.

К сведению

Подобные расходные операции должны включаться в статьи прочих расходов на протяжении трехлетнего периода, на дату 1 числа текущего за отчетным месяцем.

Обоснованная оплата жилищных услуг должна производиться исходя из следующих расчетных единиц:

  • Затраты на общее освещение дома и мест общего пользования – за кВт потребленного ресурса.
  • Вывоз бытовых отходов – за кубометр общей площади придомового хозяйства.
  • При расчетах за уличную уборку использовать исчисления за 1 кубометр придомовой территории.

Непосредственно жильцами оплачиваются жилищные услуги из следующих показателей:

  • Размера занимаемой общей площади жилого помещения. В расчет входят размеры лоджий, балконов и холодных подсобных помещений.
  • Количества фактически проживающих граждан, в том числе и временно зарегистрированных людей.

Жильцам дома не поступают отдельные квитанции на оплату только предоставляемых жилищных услуг, статья «ремонт и содержание дома» входит в общую платежную квитанцию.

Исходя из норм ЖК РФ ст. 158, собственники и наниматели жилых помещений обязаны оплачивать все услуги по единому документу, все средства будут перераспределяться бухгалтерским отделом управляющей компании, согласно установленным тарифам.

Стоит отметить, что перечень льготных категорий лицам устанавливаются на региональном уровне, в список льготников могут быть включены малоимущие и многодетные семьи, одинокие пенсионеры и другие категории граждан.

Также предоставление льгот регулируются Федеральными законами о социальной поддержке инвалидов, матерей, одиноко воспитывающих своих детей, ветеранов ВОВ и военнослужащих.

Оформление льгот основывается на заявлении, представленном претендентом в управляющую компанию, с обязательным сопровождением доказательной документации о наличии права на льготную оплату.

Чаще всего жителей беспокоят следующие виды нарушений УК дома:

  • Несвоевременный ремонт коммуникационных линий, затягивание с проведением срочных ремонтных работ, влияющих на поставку жизненно важных ресурсов.
  • Халатность при выполнении ремонтов разного уровня – недобросовестность подрядчиков, исполняющих непосредственные ремонтные работы.
  • Включение в платежные квитанции оплату за невыполненные обязательные работы по благоустройству дома и прилегающей территории.
  • Предоставление тех платных услуг, которые не оговорены в договоре обслуживания многоквартирного дома.
  • Превышение установленных полномочий, как руководством компании, так и отдельными сотрудниками, повлекшие за собой нарушение жилищных прав и свобод проживающих в доме жильцов.

Подавать претензию на ненадлежащее исполнение УК своих обязанностей можно в следующие инстанции:

  • В Жилищную инспекцию городского поселения.
  • Непосредственно в администрацию муниципалитета или органа местного самоуправления.

Иногда в платежных документах могут присутствовать и другие пункты, касающиеся обслуживания дома:

  • Плата за домофон. Эта строка будет обоснованной, если установкой и монтажом занималась УК. Но порой сами жильцы обращались в компанию по установке электронного запирающего устройства, в этом случае платежи в пользу управленцев дома будут необоснованными. Это следует учитывать при оплате услуг, поскольку многие недобросовестные руководители включают ее в пункты квитанции.
  • Если компания недобросовестно относится к обязанности по вывозу твердых бытовых отходов, мусор скапливается и начинается зловоние и размножение грызунов, то жильцам приходится заключать договоры со специальными компаниями, занимающимися этим видом деятельности. И здесь также необходимо проявлять бдительность: в состав платежей может быть включена оплата за утилизацию отходов, которую на самом деле не исполняет УК дома. В этом случае необходимо обратиться в бухгалтерию за расшифровкой этой строки, если вывоз присутствует, строго указать на недопустимость выставления оплаты.
  • Необходимость в сезонных работах обусловлена рядом причин, например, в случае порчи крыши от сколов при сбросе сосулек. Но эти работы имеют временный характер, и круглогодичная оплата не предусматривается ЖК, но, несмотря на это, факт оплаты включаются в ежемесячные платежные квитанции.

Предоставляемые жилищно-коммунальные услуги стали нормой комфортной жизни и даже неотъемлемой ее частью. Но за удовольствие всегда приходится платить.

Расценки на услуги ЖКХ постоянно пересматриваются, как правило, в сторону увеличения, но тому есть ряд объективных экономических причин.

Для начала следует понять, кто регулирует цены на определенные коммунальные услуги и как возможно на них повлиять. Что касается платы за содержание и ремонт жилого помещения, то тут большое значение имеет наличие самоуправления в многоквартирном доме.

Когда владельцы квартир объединились в товарищество собственников жилья, то стоимость этой услуги они определяют самостоятельно путем проведения собрания и голосования. Но утвержденной суммы должно хватить на поддержание в надлежащем состоянии жилого помещения и его содержания в целом, не нарушая требования законодательства.

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая организация, то жильцы вправе обсудить тарифы на коммунальные услуги и определить их величину, но собранием всех собственников.

Но тогда придется учитывать тарифы, которые предложила управляющая компания.

Если владельцы на собрании не смогли решить размер платы за содержание и ремонт их дома или вовсе не собирались для вынесения такого решения, то тариф будет определяться, согласно ст. 158 ЖК РФ, главой органа местного самоуправления.

Расценки на остальные коммунальные услуги устанавливает субъект Российской Федерации или непосредственно орган местного самоуправления, если ему делегированы такие полномочия. Они устанавливают тарифы в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.

Региональный стандарт на 2019 год представляет общий показатель, в который входит:

  • стоимость содержания и ремонта;
  • отопление дома;
  • потребление жилищно-коммунальных услуг жильцами.

Эти показатели рассчитанных исходя из нормы на 1 человека или нормы размера площади жилого помещения.

Нормативная площадь жилья рассчитывается в зависимости от количества человек. Региональный стандарт нормативной площади жилья берется для расчетов субсидий.

  • одного человека составляет 33 кв. м;
  • двух человек — 42 кв. м;
  • трех и более — 20 кв. м на каждого;
  • 48 кв. м — для проживающих в однокомнатной квартире.
Это интересно:  Категории форума 2019 год

Тарифы и нормативы берутся в среднем по каждому муниципальному образованию отдельно. Кроме того, региональный стандарт для некоторых муниципальных образований рассчитывается не только для квартир. Отдельно может быть рассчитан для жилых домов из индивидуального жилищного фонда, но не всегда.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг рассчитывается раз в год органами местного самоуправления. Расчет базируется на законодательных нормах РФ и Постановлениях местного самоуправления о тарифах.

Кроме этих норм, существует региональный стандарт по максимально возможному расходу доходов проживающих на услуги ЖКХ.

По сути это максимальный процент расхода из совокупного дохода проживающих лиц в жилом помещении.

Самым простым способом узнать действующие в 2019 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги — посмотреть в квитанцию, которая приходит ежемесячно. Но и тут далеко не все верят расчетам и на деле бывают ошибки и серьезные погрешности.

Именно для этого была создана Федеральная служба по тарифам, где можно узнать тарификацию по дому и расчеты.

Государственная служба создана с целью мониторинга и регулирования тарифов и цен на услуги ЖКХ и не только.

Существует онлайн-калькулятор по расчету коммунальных платежей, отдельно для физических и юридических лиц. Пользоваться данным сервисом очень удобно, его можно найти на официальном сайте ФАС России.

Сейчас кризис охватывает все сферы жизнедеятельности и заметно сказывается на расходах потребителей. Эта проблема не обошла стороной и жилищно-коммунальные услуги, что повлекло за собой повышение их стоимости.

Тарификация жилищно-коммунальных услуг на текущие годы была установлена еще летом 2014 года. В связи с установленными тарифами, стоимость коммунальных услуг будет подниматься постепенно.

Повышение оплаты за коммунальные услуги в 2015 году было в среднем на 8% по России, но все зависело от вида услуг и расположения. В следующие годы темпы роста оставались прежними.

В каждом регионе услуги поднимались по-разному, но больше всего подорожала в 2015 году стоимость воды – в среднем на 10,5%.

Решение о подорожании коммунальных услуг было основано на экономических причинах.

За основу повышения был взят индекс инфляции, ведь по этой причине подорожало сырье и сопутствующее обслуживание.

В связи с непростой экономической и социальной ситуацией в стране, Правительство РФ приняло вынужденное решение о постепенном росте коммунальных тарифов, то есть, по сути, ничего не изменилось. Цены растут.

Члены правительства предложили в качестве решения данного вопроса методику постепенно повышения стоимости за услуги ЖКХ. В 2019 году повышение тарифов проводится в 2 этапа — с 1 января 2019 года на 1,7%, с 1 июля — на 2,4%.

Новые тарифы за электроэнергию рассмотрены в данном видео.

Предоставление населению коммунальных услуг строго регулируется федеральными законами, правилами, нормативными и иными актами.

Зная стандарты их предоставления, объемы, качество и время подачи, граждане могут добиваться улучшения обслуживания. Но нельзя забывать и о своих обязанностях – оплате, допуске контролеров.

Жилищные отношения между потребителями и поставщиками услуг невозможны без вмешательства государства. Оно осуществляет его путем принятия законов и внесения поправок в них.

Основными законами и нормативными актами, которыми руководствуются предприятия ЖКХ, являются:

  1. Гражданский кодекс РФ устанавливает нормы снабжения населения водой, газом, электроэнергией и прочими товарами (глава 30). Устанавливает преимущество конкретных нормативных актов перед общими положениями ГК РФ.
  2. Жилищный кодекс РФ.
  3. КоАП РФ определяет степень ответственности за нарушение требований СЭС к питьевой воде.
  4. Водный кодекс РФ устанавливает нормы в использовании водных объектов для специальных и бытовых нужд.
  5. Закон №69-ФЗ регламентирует процесс газоснабжения потребителей.
  6. Закон №210-ФЗ устанавливает тарифы для компаний ЖКХ.

Кроме того, предприятия сферы ЖКХ руководствуются множеством профильных нормативных актов в процессе своей деятельности:

  1. Правила использования системы канализации и водоснабжения в РФ (Постановление правительства №167).
  2. Постановление №761 определяет размер и порядок назначения субсидий гражданам-потребителям.
  3. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307 регламентируют порядок взаимоотношений собственников и конечных потребителей услуг с поставщиками, устанавливают нормативы потребления отдельных ресурсов.
  4. Специализированные нормативные акты, касающиеся конкретной отрасли ЖКХ – газоснабжения, водоотведения, водоснабжения, содержания многоквартирных домов и так далее.

Основным регламентирующим документом являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 г. В 2015 году данный документ подвергся некоторым изменениям.

Потребители услуг, имеющие возможность установить счетчики, но не сделавшие этого, будут платить больше. Данная мера призвана стимулировать население устанавливать приборы учета как общие, так и индивидуальные.

Следовательно, изменился и пункт, который регламентирует начисление платы во время поверки (временного отсутствия) счетчика.

Если ранее для расчета брались показатели потребления за три предыдущих месяца «стандартного» тарифа, теперь во внимание будет браться тариф повышенный с повышающими коэффициентами. В начале 2017 года данный показатель равен 1,5.

Использование повышенных коэффициентов возможно в случае, если контролер не будет допущен в квартиру или дом для снятия показаний свыше трех месяцев подряд.

Таким образом, все нововведения касаются использования повышающих коэффициентов при отсутствии счетчиков в помещении.

Важно то, что их отсутствие может быть оправдано, например, когда нет технической возможности монтажа ИПУ, ОПУ. В этом случае плата будет начисляться по старым тарифам.

Основными пунктами документа являются:

  1. Предоставление коммунальных услуг производится на основании федеральных законов, нормативных актов, договора, а также вышеуказанных Правил.
  2. Поставщик несет ответственность за качество и сроки предоставления услуги в равной степени перед всеми потребителями.
  3. Качество и состав услуг ЖКХ зависят также и от возможностей инженерных сетей здания.
  4. ТСЖ или собственники помещений в доме при отсутствии договора с поставщиком могут заключить его непосредственно с ресурсоснабжающей компанией. Последняя несет в этом варианте ответственность перед потребителем за качество и своевременность подачи услуг, минуя поставщика.
  5. Взаимоотношения с ресурсопоставляющей компанией (при заключении договора) не должны противоречить принципам Правил и иных законов, нормативных актов.

Помимо этого, общие положения имеют расшифровку основных терминов и понятий, используемых в сфере предоставления услуг ЖКХ.

  • получать обслуживание надлежащего качества, своевременно и в полном объеме;
  • бесперебойно получать коммунальные услуги, требовать повышения их качества до установленного уровня;
  • участвовать в принятии решений относительно общей собственности и придомовой территории;
  • контролировать и оплачивать фактический объем израсходованных услуг;
  • требовать уменьшения оплаты в случае перерывов в поставках, низкого качества или собственного отсутствия в помещении;
  • требовать возмещения ущерба, если последний причинен по вине поставщика услуг;
  • сверять произведенные платежи;
  • получать полную информацию, знакомиться с документами и нормативными актами относительно конкретных услуг.
  • требовать своевременной оплаты предоставленных услуг ЖКХ;
  • требовать соблюдения правил эксплуатации жилья, ИПУ, ОПУ;
  • получать компенсацию от государства за потребителей, имеющих льготы;
  • свободно попадать в помещения для сверки показаний и исправности приборов учета.

Потребитель обязуется своевременно оплачивать потребленные коммунальные услуги, предоставлять допуск представителям поставщика в помещение, самостоятельно следить за исправностью инженерных сетей в квартире.

Поставщик обязан предоставлять услуги своевременно, в полном объеме, без длительных перерывов, установленного качества, заключать договор с потребителем и осуществлять контроль технического состояния систем в доме.

Перерывы допускаются только в случае проведения ремонта или форс-мажорных обстоятельств.

Все услуги должны быть безопасными для здоровья и жизни населения.

Поставщик обязательно должен проводить контроль качества услуг:

  • визуальный;
  • аналитический;
  • инструментальный.

Используемые для оказания услуг приборы, изделия, вещества также должны проходить контроль и соответствовать стандартам.

Жилищный кодекс обязует потребителя:

  • оплачивать коммунальные услуги как предприятия, так и физических лиц;
  • вносить оплату до 10 числа ежемесячно;
  • составлять платежные документы в соответствии с полученными квитанциями;
  • получать при наличии оснований субсидии (скидки) на оплату услуг ЖКХ;
  • оплачивать все помещения, принадлежащие по праву собственности;
  • в некоторых случая оплате подлежит не только текущий, но и капитальный ремонт общей собственности в многоквартирных домах.

Споры между потребителем и исполнителем могут иметь следующие виды:

  1. Судебное разбирательство. Истцом чаще всего выступает гражданин, которому была оказана некачественная или несвоевременная услуга. Исполнитель через суд может взыскивать долги по оплате.
  2. Медиация. Разрешение конфликта с привлечением посредника. Такое досудебное урегулирование выгодно обеим сторонам, так как проходит с меньшими затратами и в сокращенное время.

Именно в сфере ЖКХ медиаторы не пользуются популярностью. Причина банальна — не получившая свое сторона считает себя правой и стремится наказать виновника. При этом она не учитывает, что суд может затянуться на годы, и может сопровождаться большими тратами денег, сил и времени.

Медиация же в ЖКХ направлена на примирение сторон, возмещение ущерба пострадавшему в короткие сроки.

Но, пока не будут внесены поправки в действующее законодательство, обязывающие стороны спора использовать медиацию, коммунальные конфликты будут решаться в суде.

В репортаже обсуждается проблема расчета стоимости потребляемых коммунальных услуг при наличии или отсутствии индивидуальных приборов учета.

Рассказывается, какие повышающие коэффициенты будут введены для владельцев жилых помещений, не оснащенных счетчиками.

Статья написана по материалам сайтов: acato.ru, uslugi-zhkh.ru, terrafaq.ru, propertyhelp.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector