+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Штрафы за неразмещение информации в ГИС ЖКХ 2019 год

Проверять, как управляющие организации соблюдают требования к размещению информации в ГИС ЖКХ имеет право не только орган ГЖН, но и прокуратура. Контролирующие органы уже выписывают штрафы по ст. 13.19.2 КоАП РФ.

1 июля 2017 года у управляющих организаций появилась обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ). С 1 января 2018 года заполнение ГИС ЖКХ – лицензионное требование для большинства управляющих организаций согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 263-ФЗ. Состав, сроки и периодичность размещения сведений в системе определены совместным приказом Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр.

Исключение из этого правила составляют управляющие организации, расположенные в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Они продолжают размещать информацию на портале Реформа ЖКХ (ч. 10 ст. 161 ЖК РФ).

Размеры штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ неоднократно менялись. Последние изменения в КоАП РФ, касающиеся ответственности управляющих организаций за неразмещение или несвоевременное размещение информации в системе, внёс Федеральный закон от 28.12.2017 № 437-ФЗ.

Полномочиями проводить проверки соблюдения управляющими организациями действующего законодательства наделены не только органы ГЖН, но и прокуратура. Прокуратура уже начала выявлять нарушения, которые допускают УО при размещении информации в системе, и привлекать их к ответственности по ст. 13.19.2 КоАП РФ. Рассмотрим несколько случаев:

1. В ГИС ЖКХ не размещены электронные образы протокола конкурса по отбору управляющей организации и договора управления МКД.

Такое нарушение было найдено у управляющей организации прокуратурой республики Северная Осетия-Алания. За неразмещение информации в системе директора управляющей организации привлекли к административной ответственности в виде штрафа по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

2. Отсутствие в системе информации о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества, оказываемых коммунальных услугах, о количестве и общей площади жилых и нежилых помещений.

3. В систему не внесена информация о проведённых в 2017 году общих собраниях собственников, не раскрыты сведения об оказываемых управляющей организацией коммунальных услугах, не размещены данные о совершённых операциях по зачислению на счёт организации и списанию с него поступивших от собственников денежных средств.

4. В системе не размещены сведения о многоквартирных домах, в которых управляющая организация осуществляет деятельность по содержанию и ремонту общего имущества.

Прокуратура отметила, что неразмещение данных в ГИС ЖКХ – это нарушение принципов открытости, прозрачности и общедоступности информации, размещаемой в сети Интернет. Прокурор усмотрел в действиях директора признаки административного правонарушения по ст. 13.19.2 КоАП РФ и направил материалы проверки в Минстрой республики для принятия мер. Точной информации, получила ли УО штраф, нет.

5. В ГИС ЖКХ отсутствуют платёжные документы по многоквартирным домам, находящимся в управлении УО.

Неразмещение в системе в срок платёжных документов – нарушение ст. 155 ЖК РФ и приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ № 74/114/пр. За такое правонарушение директор управляющей организации привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

6. В системе не размещены технические характеристики объектов жилищного фонда и информация о приборах учёта.

Такое нарушение обнаружила прокуратура у 10 управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами в Казани. 10 руководителей УО были привлечены к административной ответственности по ст. 13.19.2 КоАП РФ и получили представления об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Обратите внимание, что за неразмещение, неполное размещение или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ управляющие организации уже привлекают к административной ответственности. Контролирующие органы тщательно проверяют наличие информации в системе и соответствие размещённых сведений пунктам приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр.

Ответственность компаний, управляющих многоквартирными домами, за действия по размещению данных в государственной информационной системе (ГИС) заключается в реализации ужесточенных мер. В 2017 году отсутствие полной и достоверной картины об объекте недвижимости сулит ответственному штрафные санкции.

В чем заключается нарушение в работе с системой, как и кому будут начисляться штрафы – эти вопросы мы раскроем в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Общий порядок устройства и функционирования системы ЖКХ регламентируется в Жилищном кодексе РФ.

Ключевые вопросы функционирования ГИС, а также взаимодействия с ними товариществ собственников жилья (ТСЖ), управляющих и ресурсоснабжающих компаний изложены в двух Федеральных законах: ФЗ №209-ФЗ от 21.07.2014 года «О ГИС ЖКХ РФ», а также ФЗ №263- от 21.07.2014 года «Об изменениях в законодательстве после принятия Закона «О ГИС ЖКХ РФ».

Согласно директивам в вышеупомянутых законах, субъекты жилищно-коммунальной деятельности должны размещать в ГИС полную картину сведений, состоящих из:

  • данных о жилищном фонде;
  • предоставляемых услугах по работе с общей недвижимостью в домах;
  • выполненных работах по ремонту и сохранности общего имущества;
  • данных о коммунальных предприятиях, обслуживающих дом, а также регулярных платежей в их пользу;
  • сведений о долгах жильцов за коммунальные услуги и пр.

На основании ФЗ №209-ФЗ был подготовлен совместный Приказ Минкомсвязи и Минстроя №74/114/пр. от 29.02.2016 года, утверждающий порядок, сроки и регулярность публикации данных в ГИС ЖКХ их поставщиками.

Согласно Закону «О ГИС ЖКХ РФ», под основным «прицелом» штрафных санкций – деятельность организаций, осуществляющих управленческие функции в многоквартирных домах (ТСЖ, ЖСК), а также компаний, являющихся ресурсоснабжающими и такими, что принимают на себя оплаты коммунальных услуг от населения.

Это интересно:  Как рассчитать оплату за горячее водоснабжение по своей квартире? 2019 год

В вопросах взаимодействия вышеупомянутых категорий служб с ГИС штрафные санкции предусматриваются за:

  1. отсутствие сведений об объекте недвижимости в ГИС ЖКХ;
  2. несоблюдение регламента, способов предоставления и конечных временных рамок, зафиксированных в законодательстве, выделенных для публикации информации касательно каждого объекта;
  3. предоставление неполных сведений;
  4. публикацию заведомо некорректных данных.

Каждое из этих действий является основанием для оформления административного штрафа, размер которого зависит от ответственного за них субъекта. Реализация штрафных санкций будет возможна, как на основании результатов проверки Государственной жилищной инспекции, так и на основании частных жалоб от жильцов многоквартирного дома.

Несмотря на то, что старт функционирования российской ГИС ЖКХ произошел 1 июля 2016 года, по состоянию на май 2017 года в систему данных ЖКХ интегрированы лишь более 50% целевых организаций по всей территории РФ.

Работа над самой ГИС велась три года, и, в связи с тем, что введение в эксплуатацию самой информационной системы ЖКХ откладывалось, параллельно отложили и сроки реализации административной ответственности.

Исходя из того, что интеграция всех целевых организаций по регионам РФ ориентировочно должна была завершиться до 1 июля 2017 года, ответственность за невнесенную информацию о многоквартирном доме они понесут с 1 января 2018 года.


Регламент фиксации и несения ответственности за правонарушение в размещении данных в ГИС ЖКХ, изложен в статье 13.19.2 КоАП РФ. Исходя из того, кто является ответственным поставщиком информации, статья предписывает выплату административного штрафа в пределах от 1 до 200 тыс. рублей.

  • Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации —
    влечет наложение административного штрафа на физических лиц, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, — в размере одной тысячи рублей; на физических лиц, являющихся администраторами общих собраний, — пятнадцати тысяч рублей; на должностное лицо органа местного самоуправления — тридцати тысяч рублей; на юридических лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги, — двухсот тысяч рублей; на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, — тридцати тысяч рублей; на юридических лиц, осуществляющих строительство многоквартирных домов, — ста тысяч рублей; на иных юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
  • Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
    влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Таким образом, за нарушения придется заплатить:

  • домоправителю – 1000 рублей;
  • председателям правлений и общих собраний – 15 тыс. рублей;
  • ТСЖ, ТСН, ЖСК и другим организациям по управлению многоквартирными домами – 30 тыс. рублей;
  • ресурсоснабжающим организациям – 200 тыс. рублей.

Пока применение действия Федерального закона №209-ФЗ в контексте административной ответственности не было реализовано, уполномоченными инстанциями обсуждается вариант вынесения предупреждения за первое правонарушение.

И только в случае повторного инцидента по одному и тому же объекту недвижимости на организацию будут накладывать штрафные санкции.

В случае же, если повторное правонарушение со стороны должностного лица будет зафиксировано после наложения штрафных санкций, его наказание может быть реализовано в форме дисквалификации на срок от 1 до 3 лет.

Таким образом, ужесточение ответственности всех субъектов сферы ЖКХ за результат взаимодействия с государственной информационной системой призвано оказать содействие в актуализации всех открытых данных, удобстве в доступе к ним для частных пользователей, мониторинге выполненных работ.

Недобросовестная реализация поставленных к выполнению задач на законодательном уровне влечет значительные финансовые санкции, в частности, для юридических лиц, оказывающих ресурсные поставки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Еще одним из важных пакетов нововведений, вышедших к началу 2018 года стал Федеральный закон от 28.12.2017 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Разберем подробнее, как изменились штрафы за нарушения требований к раскрытию информации организациями жилищно-коммунальной сферы.

Теперь электроснабжающие организации могут быть наказаны не только за неразмещение информации на своем сайте, в средствах массовой информации, и в других источниках в соответствии с Постановлением правительства от 21.01.2004 г. № 24, но и за предоставление в этих источниках заведомо ложной информации (ст. 9.15. КоАП РФ). Штраф за такое нарушение равен для должностных лиц от двадцати до тридцати тысяч рублей, а для юридических лиц от двухсот до пятисот тысяч рублей.

По большей части размеры штрафов за нарушения при работе с ГИС ЖКХ снизились.

Так, в случае если представители органов государственной власти, государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, представителями региональных операторов капитального ремонта, представителей расчетных центров нарушили порядок и/или сроки размещения информации в ГИС ЖКХ, либо же разместили там недостоверную информацию, то в этом случае, штраф для должностных лиц уменьшился с тридцати тысяч рублей до пяти — десяти тысяч рублей, а штраф для юридических лиц уменьшился с двухсот тысяч рублей до тридцати — пятидесяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 13.19.1. КоАП РФ).

Это интересно:  Нормативы горячей воды: какой температуры и качеством должна быть вода в кране 2019 год

Для оператора ГИС ЖКХ, которым является Почта России, штраф, за неопубликование в ГИС ЖКХ требуемой от него информации, уменьшился с двухсот тысяч рублей до десяти-двадцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 13.19.1. КоАП РФ).

Если же оператор ГИС ЖКХ не принимает никаких мер к восстановлению работы ГИС ЖКХ при каких-то неполадках, тут для него введен новый штраф в размере от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей (ч. 2.1 ст. 13.19.1. КоАП РФ).

Кроме ГИС ЖКХ могут существовать и другие информационные системы на уровне субъектов федерации или муниципалитетов. Если орган государственной власти, эксплуатирующий такую государственную информационную систему или муниципальную информационную систему, взаимодействующую с ГИС ЖКХ, нарушит порядок взаимодействия, то наказанием для него теперь будет предупреждение или штраф от пяти до десяти тысяч рублей, против тридцати тысяч рублей для должностных лиц и двухсот тысяч для юридических лиц ранее (ч. 3 ст. 13.19.1. КоАП РФ).

К слову, согласно новым примечаниям к ст. 13.19.1. КоАП РФ, индивидуальные предприниматели при нарушении размещения информации в ГИС ЖКХ несут такую же ответственность, как и юридические лица. Также, если органы власти передали свои полномочия о размещении информации в ГИС ЖКХ другим лицам, то штрафы за нарушения им не назначаются, а назначаются тем лицам, которым были переданы соответствующие полномочия.

В статье 13.19.2. КоАП РФ также произошли изменения. Теперь там также идет речь не только о наказаниях за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, но и о наказаниях за размещение в ГИС ЖКХ недостоверной информации.

Если общее собрание собственников помещений многоквартирного дома организовано посредством ГИС ЖКХ (а обещают, что с начала 2018 года этот функционал все-таки начнет работать) или посредством другой информационной системы через сеть интернет, и администратор такого общего собрания не разместил в соответствующей системе всю положенную информацию, или же разместил недостоверную информацию, или нарушил сроки размещения, то размер штрафа за такие нарушения теперь равен от трех до пяти тысяч рублей для физических лиц и от пяти до десяти тысяч рублей для должностных лиц (ч. 1 ст. 13.19.2. КоАП РФ), но кроме штрафа может быть вынесено и предупреждение. Ранее такие штрафы составляли одну тысячу рублей для физических лиц, и от пятнадцати до двухсот тысяч рублей в других случаях.

Управляющие организации, поставщики коммунальных ресурсов и органы местного самоуправления за неразмещение информации в ГИС ЖКХ или за размещение недостоверной информации теперь наказываются предупреждением или штрафом для должностных лиц равным от пяти до десяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 13.19.2. КоАП РФ). Ранее эти штрафы также могли быть от пятнадцати до двухсот тысяч рублей.

Если же такие нарушения совершаются должностными лицами повторно, то они будут наказываться уже большими по размеру штрафами, равными от пятнадцати до двадцати тысяч рублей (ч. 3. ст. 13.19.2. КоАП РФ).

Нарушение требований к размещению информации в ГИС ЖКХ и нарушение лицензионных требований управляющими компаниями теперь наказываются отдельно (абз. 1 ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ). Ранее существовала правовая коллизия, позволяющая отнести одно и то же нарушение лицензионных требований к разным статьям КоАП РФ.

В случае, если жилищная инспекция выявила нарушения законодательства о ГИС ЖКХ и выписала предписание об устранении данных нарушений, должностное лицо, не выполнившее данное предписание, или выполнившее его ненадлежащим образом теперь наказывается штрафом от пяти до десяти тысяч рублей (ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Неопубликование или непредоставление, равно как и опубликование или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, региональными операторами по обращению с ТКО, теплоснабжающими организациями, должностными лицами органов устанавливающих размеры тарифов теперь наказывается штрафом в размере от пяти до двадцати тысяч рублей для должностных лиц и штрафами от ста до пятисот тысяч рублей для юридических лиц (ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ).

Данный закон вступил в силу 1 января 2018 года. Однако, в завершение стоит отметить, что в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность на территориях городов: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, требования о наложении штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

Управляющие организации в России с начала 2018 года подвергаются штрафам за игнорирование обязанности по внесению информации в ГИС ЖКХ. В статье мы рассмотрим, зачем введена эта информационная система, и что нужно делать УК, чтобы не получить штраф. Укажем последние поправки в законодательство относительно введения штрафов, их размеров и порядка наложения.

Для упорядочивания рынка жилищно-коммунальных услуг в нашей стране была создана ГИС ЖКХ. Государственная информационная система нужна для того, чтобы граждане могли получать информацию о работе сферы ЖКХ, а также оплачивать «коммуналку». ГИС нужна для объединения всех участников этого рынка:

  • управляющих организаций;
  • ресурсовиков;
  • органов власти на федеральном и местном уровне;
  • собственников квартир в МКД.

Система нужна для обеспечения прозрачности работы жилищно-коммунального хозяйства. С помощью ГИС ЖКХ можно будет не только следить за деятельностью работающих в этой сфере компаний. При развертывании всего запланированного функционала системы она также будет использоваться для приема платежей за коммунальные услуги.

Это интересно:  Тарифы на электроэнергию для предприятий: описание тарифов 2019 год

Скачайте полезные документы:

О запуске информационной системы в работу было объявлено первого июля 2016 года. Раскрытие сведений управляющими организациями в масштабах страны идет не слишком высокими темпами. К маю 2017 года информацию о себе разместили лишь 50 процентов предприятий во всех регионах.

Систему разрабатывали в течение трех лет, ее внедрение несколько раз откладывалось. Вместе с этим происходил и перенос введения штрафов за незаполнение ГИС ЖКХ, то есть за неразмещение предусмотренной законом информации.

С 11 апреля 2018 года УО обязаны направлять уведомления потребителям о задолженности, об ограничении или приостановлении коммунальной услуги и по другим вопросам предоставления коммунальных услуг теперь нужно в том числе с помощью ГИС ЖКХ.

Ранее способ уведомления зависел от темы, по которой его направляли. Например, о проверке ИПУ нужно было письменно уведомить способом, который позволит подтвердить дату направления уведомления, или под подпись. Теперь нужно уведомить также с помощью ГИС ЖКХ.

Предполагалось, что все целевые предприятия в российских регионах должны до 1 июля 2017 года внести необходимые данные. Для тех, кто не успел выполнить эту обязанность, предусмотрели полугодичный переходный период. С начала 2018 года в отношении нарушителей начала работать административная ответственность. В соответствии с принятым законопроектом, за первое зафиксированное нарушение штраф за задержку (отсутствие размещения) интеграции в ГИС ЖКХ не назначается. Первичное нарушение обходится предупреждением.

Описанные правила действуют для всех регионов страны, за исключением городов федерального значения. Для Москвы, Петербурга и Севастополя время введения штрафов за ГИС ЖКХ откладывается, вместо января 2018 года оно перенесено на июль 2019 года.

На 10 января 2018 года статистика работы информационной системы была следующей:

  • регистрацию прошло 1,5 миллиона человек и больше 85 000 предприятий и властных органов;
  • внесены сведения о 18 миллионах многоэтажек и жилых домов;
  • появилось более 100 миллионов лицевых счетов;
  • внесено более 50 миллионов квартирных счетчиков.

Ответственность в виде штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ для ТСЖ, УК и прочих участников рынка заложена в статье 13.19.1 КоАП РФ. Она предусматривается при следующих нарушениях:

  • несоблюдение сроков и порядка раскрытия сведений;
  • неразмещение информации;
  • внесение неполных данных;
  • указание заведомо неправильной информации;
  • различия в начислениях на бумажных квитанциях и в системе.

В законодательстве делается упор именно на необходимость наказывать тех, кто намеренно не размещает необходимую информацию или искажает ее. Конечно, при случайных ошибках штрафы за ГИС ЖКХ не отменяются, полная их отмена нанесет вред наполнению системы, но они уменьшаются, причем снижение зависит от ситуации. За первое нарушение, как мы уже говорили выше, предлагается только предупреждать. Реальные штрафы идут лишь со второго раза, причем для них предусмотрена определенная вилка. В зависимости от степени виновности руководства управляющей организации ей будет назначаться штрафная санкция ближе к нижнему или верхнему пределу диапазона.

Наказывать планируется и оператора, работающего с ГИС ЖКХ. Им в данный момент является «Почта России». Эту службу могут оштрафовать за некорректную работу информационной системы и потери сведений пользователей.

Изначально вместо штрафов за игнорирование необходимости внести сведения в ГИС ЖКХ законодатели предлагали лишать УК возможности собирать коммунальные платежи, но в дальнейшем эта мера была изменена, вернее, ее перенесли на будущее в несколько скорректированном виде. Представители власти пришли к выводу, что разрешать гражданам «легально» не оплачивать ЖКУ чревато чрезмерным ростом неплатежей, в том числе, и без достаточных на то оснований.

В результате для управляющих организаций была продумана мера денежного стимулирования по внесению данных в информационную систему. Она называется экономической мотивацией. Вместо лишения права собирать «коммуналку» не исполняющие свои обязательства УК не смогут взимать с владельцев помещений пени за просрочку платежей. Даже с учетом небольших размеров эти денежные поступления для управляющих организаций очень важны, так как возможности получения ими средств ограничены. Такая мера станет для них хорошим стимулом.

Процесс запуска информационной системы растянулся на несколько лет, и в полной мере он еще не завершен. За этот период не один раз менялись положения о том, с какого времени начнут работать штрафы ГИС ЖКХ. Изменениям подвергался и перечень нарушений, за которые компании предполагается привлекать к ответственности. Приведем корректировки в статье 13.19.1 КоАП, произошедшие в начале 2018 года.

Для управляющих организаций с недавнего времени действуют лицензионные правила, и их нарушения чреваты отзывом разрешительных документов. Это определено 255-ФЗ, с помощью которого в 2014 году в ЖК РФ были внесены соответствующие изменения. Здесь важно отметить, что ошибки в использовании ГИС ЖКХ не будут считаться нарушением лицензионных требований.

Некоторые изменения коснулись и наказаний за неисполнение предписаний Госжилинспекции, касающихся работы с информационной системой. Они отражены в статье 19.5 КоАП. Приведем поправки в виде еще одной таблички, в которой наглядно видно нормы, работавшие до начала 2018 года, и вступившие в действие с 1 января 2018 года.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector