+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Паспорт готовности к отопительному сезону 2019 год

Подготовка МКД к отопительному сезону – длительный процесс, который начинается с весеннего осмотра и завершается осмотром дома осенью. Результатом подготовки становится получение паспорта готовности дома к эксплуатации. Чтобы получить паспорт, все подготовительные работы следует завершить уже к сентябрю. Проверьте, готовы ли ваши МКД к проверкам надзорных комиссий.

Основными документами, которыми необходимо руководствоваться при подготовке жилищного фонда к отопительному сезону, являются:

  • «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утверждённые постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).
  • «Правила оценки готовности к отопительному периоду», утверждённые приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила № 103).

Регламент проведения подготовки, согласно п. 2.1 Правил № 170, условно состоит из следующих этапов:

  • проведение общего осмотра общего имущества в МКД весной, после окончания отопительного сезона (п. 2.1.1 Правил № 170);
  • составление акта осмотра (п. 2.1.4 Правил № 170) и плана работ по результатам осмотра (пп. «а» п. 2.1.5 Правил № 170);
  • проведение в летнее время работ согласно составленному перечню (п. 2.1.3 Правил № 170);
  • составление документов о готовности к отопительному периоду (п. 2.6.10 Правил № 170);
  • прохождение проверки готовности жилого фонда к зиме (п. 5.1.6 Правил № 170, п. 6 разд. II Правил № 103).
  • проведение осеннего осмотра общего имущества МКД (пп. «в» п. 2.1.5 Правил № 170).

Подобный процесс должны ежегодно проходить все многоквартирные дома, находящиеся в управлении у УО. Сроки, в которые необходимо закончить подготовку МКД к зиме, зависят от месторасположения домов: в северных и восточных районах России – до 1 сентября, в центральных – на две недели позже, 15 сентября, в южных – до 1 октября (п. 2.6.3 Правил № 170). Контролируют подготовку жилого фонда к отопительному сезону органы местного самоуправления, органы ГЖН, собственники помещений в МКД.

Поговорим о каждом из этапов подготовки подробнее.

Осмотр жилищного фонда весной проводится после окончания отопительного сезона или таяния снега (п.п 2.1.1, 5.1.6 Правил № 170). Его цель – установить, есть ли в системе теплоснабжения дефекты, требующие ремонта.

Срок проведения такого осмотра в зависимости от выбранной формы управления домом может быть установлен в НПА субъекта РФ, в договоре управления, в решении ОСС, внутреннем документе ТСЖ, ЖСК или ЖК.

Согласно п. 2.6.5 Правил № 170, проверке, наладке, ремонту и гидравлическим испытаниям при подготовке к зиме подлежат все устройства, которые обеспечивают надёжную и бесперебойную подачу тепла в помещения МКД.

Поэтому первым этапом в процессе подготовки станет осмотр состояния конструктивных элементов дома и внутридомовых инженерных систем. Проводить техническую и инженерную проверки можно одновременно или друг за другом, используя фото- или видеосъёмку.

При инженерной проверке следует провести ревизию:

  • целостности изоляции труб водопровода и канализации, в том числе в неотапливаемых помещениях (пп. «г» п. 2.6.13 Правил № 170);
  • запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления устройства газового хозяйства (п. 2.6.6 Правил № 170);
  • труб, опор – для обнаружения течи, коррозии и иных дефектов (пп. «б» п. 2.6.13 Правил № 170);
  • запорной арматуры, отверстий, кранов и др. (п. 2.6.6 Правил № 170);
  • работоспособности контрольно-измерительных приборов (пп. «а» п. 2.6.13 Правил № 170).

В силуп. 2.6.2 Правил № 170, при технической проверке фиксируются следующие обнаруженные дефекты:

  • нарушение гидроизоляции в помещениях общего имущества МКД (чердаки, подвалы, лестничные клетки и др.);
  • изношенное состояние утеплителей на дверях и окнах, неисправность систем запирания дверей и иных запирающих устройств;
  • изношенность перекрытий на чердаках и в подвалах, накопление влаги в подвальных помещениях;
  • любые трещины, деформации и прочие повреждения общего имущества.

План-график проведения работ для устранения установленных дефектов составляет управляющая организация на основании актов осмотров (п. 2.1.5 Правил № 170). Все работы проводятся за счёт собственников помещений в МКД (п. 2.1.3 Правил № 170). Сроки для устранения отдельных видов повреждений технического состояния дома или внутридомовых инженерных сетей зафиксированы в приложении № 2 к Правилам № 170.

План-график должен содержать информацию по перечню запланированных мероприятий и их объёму (пп. «а» п. 2.1.5 Правил № 170). Утверждает план-график и сроки его реализации орган местного самоуправления на основании акта весеннего осмотра дома и информации о недостатках, выявленных в предыдущие периоды (п. 2.6.4 Правил № 170).

Также в план-график вносятся обязательные работы по подготовке МКД к отопительному сезону и работы по предписаниям органа ГЖН. Согласно п. 2.6.13 Правил № 170, в летний период необходимо запланировать следующие обязательные для всех МКД работы:

  • восстановление или замена теплоизоляции труб в помещениях ОИ МКД;
  • ревизия кранов и запорной арматуры, расширителей и воздухосборников;
  • гидравлические и гидропневматические испытания.

Полный перечень работ, рекомендуемых к проведению при подготовке дома к осенне-зимнему периоду, приведён в разделе «В» приложения № 4 к Правилам № 170.

Пример плана-графика, составленного после весеннего осмотра МКД:

УО организует работы согласно утверждённому плану-графику и составляет акты выполненных работ по их завершению.

Готовность многоквартирного дома к отопительному сезону подтверждает паспорт готовности МКД к эксплуатации в зимних условиях, который заполняет УО (п. 2.6.10 Правил № 170). Форма паспорта для заполнения утверждена приложением № 9 к Правилам № 170. В паспорт включается отчёт обо всех работах, выполненных УО при подготовке многоквартирного дома к эксплуатации в осенне-зимний период и подключению отопления (разд. III приложения № 9 к Правилам № 170).

Согласно п. 2.6.10 Правил № 170, для заполнения паспорта готовности дома к отопительному сезону УО необходимо подготовить и до 15 сентября направить в орган местного самоуправления пять актов:

  • акт о готовности уборочной техники и инвентаря;
  • акт об исправности контрольно-измерительных приборов и автоматики безопасности;
  • акт об исправности противопожарного оборудования;
  • акт об обеспечении топливом котельных и населения;
  • акты по каждому МКД о готовности к зиме с приложением актов об испытаниях всех инженерных систем дома.

Проверка готовности МКД к зиме проходит согласно Правилам № 103: в присутствии комиссии, состоящей из представителей Ростехнадзора или органа местного самоуправления проводятся гидравлические испытания отопительной системы и осмотр жилищного фонда (п. 5 разд. II Правил № 103).

Комиссия по итогам проверки в течение одного рабочего дня оформляет акт готовности МКД к зиме согласно приложению № 1 к Правилам № 103. В акте указывается, готов ли объект к отопительному сезону полностью, при условии устранения замечаний комиссии, или не готов (п. 7 разд. II Правил № 103). При наличии замечаний к акту прилагается перечень, в котором указываются сроки для их устранения (п. 8 разд. II Правил № 103).

Если комиссия признала дом готовым к отопительному сезону, то паспорт готовности дома к отопительному сезону, согласно приложению № 2 к Правилам № 103, выдаётся в течение 15 дней со дня подписания акта. Если комиссия составила перечень замечаний, то необходимо устранить их в установленные сроки и повторно пройти проверку (п.п. 9, 11 разд. II Правил № 103).

Получить паспорт готовности для МКД нужно до 15 сентября, в ином случае в текущем календарном году его уже не получить (п.п. 10, 12 разд. II Правил № 103). При этом УО, не получившая вовремя паспорт для дома, обязана продолжить подготовку жилищного фонда к зимнему периоду и устранить замечания комиссии. Затем комиссия проведёт повторную проверку и составит новый акт (п. 12 разд. II Правил № 103).

Это интересно:  Почтовые ящики для многоквартирных домов 2019 год

В силу п. 2.1.1 Правил № 170, осенью до начала отопительного сезона УО должна произвести общий осмотр конструкций МКД, инженерного оборудования и внешнего благоустройства дома. Согласно пп. «в», «г» п. 2.1.5 Правил № 170, цель осеннего осмотра – проверить готовность каждого здания к началу отопительного сезона и при необходимости выдать рекомендации жителям МКД на выполнение текущего ремонта за свой счёт.

Результаты осмотра, как и при проверках весной, фиксируются в акте сезонного осмотра. Необходимо указать техническое состояние ОИ МКД по итогам всего комплекса мероприятий, которые были проведены УО в процессе подготовки дома к зиме. Также в акте фиксируется перечень работ, запланированных на следующий год.

Закон не предусматривает конкретные сроки проведения осенних осмотров МКД, главное – сделать это до отопительного сезона, который в разных регионах РФ начинается в разные сроки (п. 2.1.1 Правил № 170). Конкретный срок, а также чёткая форма акта осеннего осмотра дома могут быть указаны в НПА субъектов РФ, в договоре управления, решении ОСС.

Согласно НПА РФ, процесс подготовки жилищного фонда к отопительному сезону необходимо проводить ежегодно в период, когда в домах отключено отопление. График подготовки схематично выглядит вот так:

УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК обязаны подготовить к отопительному периоду многоквартирные дома, которыми они управляют. Цель – обеспечить комфортное проживание собственников помещений в МКД и нормативные режимы работы инженерного оборудования домов в зимний период. Подготовка дома к получению паспорта готовности к отопительному сезону

Перед наступлением холодного сезона управляющая компания должна произвести подготовку дома к отопительному периоду. Это нужно для нормальной работы коммуникаций подачи тепла зимой, а также обеспечения комфорта жильцов. В статье мы расскажем о том, как происходит такая подготовка и получается ключевой документ – паспорт готовности к отопительному сезону.

Документы для подготовки дома к отопительноому сезону:

Перед подачей тепла в МКД управляющей организацией проводятся следующие действия:

  • весной общедомовое имущество осматривается с составлением соответствующего акта;
  • оформляется план-график, по которому многоэтажка будет готовиться к зимнему сезону;
  • выполняются необходимые подготовительные работы;
  • составляется паспорт готовности;
  • проверяется готовность коммуникаций;
  • осенью выполняется ее один осмотр общедомового имущества, составляется аналогичный акт.

Перечисленные действия проводятся в каждом доме, обслуживаемом управляющей компанией.

В регионах порядок подготовки может быть иным. Например, иногда можно обойтись без 5-го этапа с проверкой готовности комиссией. Для подтверждения здесь бывает достаточно паспорта готовности к отопительному сезону. В то же время имеются сомнения в том, насколько правомерен такой упрощенный порядок. Для максимального избавления от рисков лучше подготовиться к возможным проверочным действиям.

Отсутствие должной подготовки дома ведет к штрафу

К УО в таких случаях применяется часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, подразумевающая штрафы следующих размеров:

  • 250 000-300 000 р. – для организаций;
  • 250 000-300 000 р., а также до 3 лет дисквалификации – для ИП;
  • 50 000-100 000 р., а также до 3 лет дисквалификации – для должностных лиц.

Выплата штрафа не избавляет от необходимости устранения недостатков в части подготовки дома к зиме. Если этого не сделать, то последует ответственность уже за неисполненное предписание ГЖИ.

С наступлением весны общедомовое имущество осматривается в плановом порядке. Это предписывается пунктом 2.1.1 Правил, следующих из постановления Госстроя №170. По итогам мероприятия оформляется акт. В нем в соответствии с общими правилами фиксируется техническое состояние осматриваемого имущества, требующиеся в отношении него работы и сроки их осуществления.

В некоторых регионах правила оценки готовности к отопительному периоду предусматривают использование конкретной формы акта. Ее можно взять, например, из третьего приложения к распоряжению Минжилкомхоза МО номер 188-РВ от 18.08.15.

Точные сроки осмотра в законах не прописываются. Обычно составление акта происходит сразу после отключения отопления. Иногда этот срок прописывается в договоре обслуживания дома, заключаемого с УК, в уставе ТСЖ или региональном законодательстве.

Анализ проведенного весной осмотра позволяет обнаружить недостатки, проявившиеся в ушедшем периоде. Они будут устраняться по составленному плану-графику. Эта бумага утверждается местными властями, которые отслеживают подготовку всех ИТП к отопительному сезону. Именно так предписывается делать в соответствии с пунктом 2.6.4 Правил №170.

Для плана-графика также в законах не прописано точного срока подачи, но он может быть отдельно указан в региональном законодательстве. Если никаких подобных указаний нет, то этот документ подается сразу после весеннего отключения отопления.

Подготовительные работы в домах проводятся в соответствии с:

  • приказом Минэнерго №103 о подготовке к отопительному сезону от 12.03.2013, а также перечнем необходимых мер, указанных в Правилах №170;
  • итогами проведенного весной осмотра;
  • планом-графиком;
  • указаниями Госжилинспекции и уведомлениями теплоснабжающей организации о необходимости выполнить определенные работы;
  • решениями общедомовых собраний, касающимися ремонтных работ с общим имуществом.

Местные власти с учетом переданного им плана-графика решают, когда должны начинаться и заканчиваться подготовительные работы. Четко закреплены предельные даты завершения подготовки:

  • юг страны – 1 октября;
  • центр – 15 сентября;
  • восток и север – 1 сентября.

Работы проводятся под контролем местных властей, жилищных инспекторов, владельцев квартир, домовых советов и правлений товариществ.

Обязательным условием является составление паспорта готовности к отопительному периоду. Рекомендуемая форма для его подготовки есть в девятом приложении Правил №170. В то же время в регионе возможно утверждение собственного образца.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

В пункте 2.6.10 Правил №170 описываются и другие подготавливаемые документы. Это 5 актов, оформляемых по итогам следующих действий:

  • проверка исправности автоматики безопасности и КИП котельной и инженерных коммуникаций дома;
  • проверка состояния и исправности элементов противопожарной системы здания;
  • проверка наличия инструментов и техники для зимней уборки;
  • проверка качества подготовки самой многоэтажки и ее квартир к зиме;
  • промывка и испытания трубопроводов подачи тепла и обоих видов воды.

Законодательных требований относительно обязательности подготовки перечисленных актов нет. Однако сведения из них могут понадобиться для заполнения предусмотренной в регионе формы, подтверждающей готовность МКД к зиме.

Она проводится комиссией из представителей Ростехнадзора или органов местной власти. Успешность проверки зависит от выполнения всех требующихся подготовительных работ. При отсутствии нареканий членов комиссии УО получает паспорт готовности. Если нарушения есть, то они устраняются и проверка повторяется.

В законах не определены сроки проверок

Там есть лишь конечный срок получения паспорта подготовки к отопительному сезону – в соответствии с пунктом 9 Приказа №103 эту бумагу нужно оформить до 15 сентября. Конкретизацией сроков занимается орган, собирающий комиссию.

Что произойдет, если УО своевременно не оформит паспорт готовности МКД к зиме?

При нарушении срока оформления этого документа нужно продолжать подготовку к холодному сезону и устранять замечания, на которые указала комиссия. После этого будет повторная проверка, при успешности которой МКД признают готовым к подаче тепла. В то же время паспорт на этот отопительный сезон управляющая компания не получит.

Осенью общедомовое имущество осматривается по тому же принципу, что и весной. Это сопровождается оформлением акта с указанием состояния проверенных объектов и необходимых работ в рамках подготовки к подаче тепла.

На первые числа июля к новому отопительному сезону оказались готовы только 37% жилфонда, 30% котельных и 37% теплосетей.

Это интересно:  Решение управления Алтайского края по регулированию цен и тарифов от 26.07.2012г. №95 2019 год

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

Подготовка к отопительному сезону регламентируется статьей 20 Федерального закона от 27 мая 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а оценка проведения мероприятий – Правилами оценки готовности к отопительному сезону, которые утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее – Приказ 103).

В связи с тем, что единый закон о подготовке к отопительному сезону отсутствует, лицам, ответственным за данные мероприятия, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. »;
  • Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • правила благоустройства придомовых территорий, утвержденные органами местного самоуправления;
  • иные распоряжения региональных и муниципальных органов власти.

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, одним из важнейших аспектов подготовки к осенне-зимнему периоду является соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности .

В соответствие с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», ТСЖ или управляющая компания обязаны разрабатывать и не реже одного раза в год доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности управляемых МКД.

Обязательными мероприятиями в рамках подготовки к зиме являются:

  • наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом узле;
  • проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка систем теплоснабжения и вентиляции, котельных, внутридомовых сетей, групповых и местных тепловых пунктов;
  • проверка работоспособности запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления устройств газового хозяйства.

В соответствии с Приказом 103 отчитаться о подготовке к отопительному сезону в центральных регионах России необходимо не позднее 15 сентября текущего года. Сроки подготовки к отопительному сезону в северных и восточных районах сокращены до 01 сентября, для южных – продлены до 01 октября.

Контроль за всем комплексом мероприятий возложен на органы местного самоуправления, собственников жилых и нежилых помещений в МКД, органы жилищного надзора и другие уполномоченные структуры.

Комплексная подготовка объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации регламентируется нормативными требованиями к проживанию людей в осенне-зимний период.

Рекомендации по подготовке к отопительному сезону включают в себя десятки мероприятий:

  • устранение трещин и дыр в наружных стенах, цоколе, чердачных перекрытиях, крыше и местах их стыковки друг с другом, окнами или дверьми;
  • восстановление штукатурного покрытия, кровли и т.п.;
  • приведение в порядок технических помещений;
  • проверка целостности оконных и дверных заполнений, доводчиков и притворов;
  • проведение пробных топок центрального отопления и печей;
  • обеспечение отвода атмосферных и талых вод от спусков в подвал, оконных приямков;
  • проверка качества гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя;
  • проверка работоспособности отопительных печей и установок с газовыми нагревателями, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения.

На основе данных рекомендаций, а также недостатков, выявленных в результате весеннего осмотра МКД и его инженерных систем, управляющая компания или ТСЖ разрабатывает план мероприятий подготовки к отопительному сезону и утверждает его в органах местного самоуправления.

План подготовки к отопительному сезону управляющей компании помимо технических работ включает в себя ряд организационных мероприятий:

  • переподготовка и повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих эксплуатацию и экстренный ремонт котельных, тепловых пунктов, инженерных систем;
  • инструктаж работников аварийной службы, рабочих текущего ремонта, дворников;
  • проведение технического осмотра и обслуживания автотранспорта, средств связи, оборудования, инструментов, уборочной техники, инвентаря;
  • подготовка или восстановление схем внутридомовых инженерных систем;
  • проведение ревизии тепловых узлов, работоспособности приборов учета (с заменой, при необходимости), удостоверение в целостности пломб.

Кроме этого, управляющие компании и ТСЖ при подготовке к отопительному сезону должны учитывать иные требования Правил 103:

  • степень готовности теплопотребляющих установок к работе и обеспечение ими режима потребления тепловой энергии, указанного в договоре ресурсоснабжения;
  • отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию, теплоноситель;

А.М. Криницын, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС», г. Москва, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru)

Приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» (далее по тексту — Приказ) правовая регламентация отношений по теплоснабжению была дополнена положениями, определяющими порядок проверки готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

В качестве основных особенностей утвержденных Правил оценки готовности к отопительному периоду (далее по тексту — Правила) можно отметить следующие.

В данной связи положения Правил:

1) Повторили в себе требования Закона о теплоснабжении и закрепили полномочия на проведение проверки за следующими органами:

■ Ростехнадзор РФ (в случае проверки муниципальных образований);

■ органы местного самоуправления поселений, городских округов (в случае проверки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии).

2) Определили требования к потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке (пункты 3, 4).

К таким потребителям относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

Справочно: Согласно пункту 4 Правил в отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям Правил:

■ лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения;

■ лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.

Называя в качестве потребителей, объекты которых подлежат проверке, собственников жилых помещений в составе многоквартирного дома, положения Правил не устанавливают и не позволяют определить процедуру реализации предлагаемых проверочных мероприятий, в т.ч. объем требований по готовности, предъявляемых к каждому из собственников помещений, что может иметь своим результатом неоднозначность толкования названных нормативных предписаний и связанные с этим трудности их реализации в процессе применения на практике.

В отношении названного порядка необходимо отметить следующие особенности:

1) Проверка готовности осуществляется комиссиями, в состав которых включаются (пункт 5 Правил):

■ в обязательном порядке — представители органа, образовавшего комиссию;

а) представители Ростехнадзора РФ (в целях проведения проверки теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей);

б) представители жилищной инспекции, единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителя (в целях проведения проверки потребителей).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки, которая утверждается уполномоченным органом и содержит в себе: объекты, подлежащие проверке, сроки проведения проверки и проверяемые комиссией документы.

Учитывая отсутствие по тексту Правил специальных требований к перечню и объему документов, необходимых для оценки соблюдения требований по готовности к отопительному периоду, закрепление функций по определению необходимого к запросу объема сведений за надзорными органами на практике может повлечь расширительное толкование предоставленных органу полномочий, в результате чего к теплоснабжающим и теплосетевым организациям м.б. предъявлены требования о предоставлении информации в объеме, превышающим минимально необходимый, и/или объективно несвязанной с осуществляемыми проверочными мероприятиями.

Это интересно:  Обжалование протокола общего собрания собственников 2019 год

2) Предмет проверки — проверка выполнения требований, установленных Правилами (пункт 6). В целях проведения проверки соответствующие комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости — проводят осмотр объектов проверки.

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который может содержать следующие выводы:

■ объект проверки готов к отопительному периоду;

■ объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

■ объект проверки не готов к отопительному периоду.

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности к Акту проверки прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения (после устранения замечаний комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт проверки).

Положения Правил не содержат и не позволяют однозначно установить:

■ критерии, определяющие степень соблюдения того или иного условия готовности к отопительному периоду;

■ дополнительные указания относительно обстоятельств, с наличием или отсутствием которых связана возможность/необходимость формирования соответствующего вывода, в т.ч. решения о признании объекта проверки готовым к отопительному периоду.

В связи с изложенным представляется, что принятие решений по итогам проверки, в т. ч. возможность признания проверяемого объекта соответствующим требованиям Правил, может зависеть в каждом конкретном случае не только от полноты выполнения тех или иных условий, но и от субъективного усмотрения комиссии (ее членов) относительно соблюдения предъявляемых требований, что на практике может явиться основанием для разногласий в части оценки обоснованности принятых комиссией решений.

3) В случае готовности объекта проверки к отопительному периоду по каждому объекту проверки составляется и выдается паспорт готовности к отопительному периоду.

Сроки выдачи паспортов определяются уполномоченным органом в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований (пункт 10 Правил).

При этом обращает на себя внимание, что положениями Правил прямо не предусмотрены:

■ негативные последствия получения отказов в выдаче паспорта готовности к отопительному периоду/неполучения паспорта готовности к моменту истечения установленных Правилами сроков их выдачи;

Справочно: В силу требований пункта 12 Правил организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности в установленные сроки, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности.

■ возможность отзыва/аннулирования ранее выданных паспортов готовности к отопительному периоду.

Тем самым можно сделать вывод, что отсутствие паспорта готовности у теплоснабжающей или теплосетевой организации не должно являться препятствием для осуществления организацией регулируемой деятельности в течение отопительного периода.

В частности, обращают на себя внимание следующие требования:

1) В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций д.б. проверены, например:

а) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, предусмотренном Законом о теплоснабжении и Правилами организации теплоснабжения, утвержденными ПП РФ от 08.08.2012 года № 808;

б) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

Возможность соблюдения указанного напрямую зависит от наличия в муниципальном образовании утвержденной схемы теплоснабжения, что в ситуациях, связанных с отсутствием таких схем на практике, может породить соответствующие трудности в определении порядка и необходимости проверки объекта на предмет соответствия такому требованию.

в) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии.

Справочно: к обстоятельствам, при несоблюдении которых составляется Акт проверки с приложением перечня замечаний, пунктом 15 Правил назван только ряд условий из перечня предъявляемых к теплоснабжающим и теплосетевым организациям, среди которых, например, отсутствие невыполненных в установленные сроки предписаний уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления как основание для выдачи замечаний по объекту прямо не названо (пункт 15 Правил).

Важно: в отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

2) В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к предстоящему отопительному периоду подлежит проверке (раздел IV Правил), в т.ч.:

■ наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

■ отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

■ надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к Правилам.

При этом, несоблюдение каждого из названных условий является основанием для составления Акта проверки с приложением перечня замечаний и указанием сроков их устранения.

Так, потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на 3 (три) категории (пункт 1 Приложения № 3 к Правилам):

1) Потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;

2) Потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч:

■ жилых и общественных зданий до 12 О С;

■ промышленных зданий до 8 О С;

При этом, пунктом 2 Приложения № 3 к Правилам дополнительно предусмотрено, что при аварийных ситуациях на источнике тепловой энергии или в тепловых сетях в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться (если иные режимы не предусмотрены договором теплоснабжения):

■ подача тепловой энергии (теплоносителя) в полном объеме потребителям первой категории;

■ подача тепловой энергии (теплоносителя) на отопление и вентиляцию жилищно-коммунальным и промышленным потребителям второй и третьей категорий в размерах, установленных в Приложении № 3 к Правилам;

■ согласованные сторонами договора теплоснабжения аварийный режим расхода пара и технологической горячей воды, аварийный тепловой режим работы неотключаемых вентиляционных систем;

■ среднесуточный расход тепловой энергии за отопительный период на горячее водоснабжение (при невозможности его отключения).

Закрепление названных требований, как представляется, повлечет за собой возложение на теплоснабжающие и теплосетевые организации дополнительных обязательств по принятию мер, направленных на обеспечение надежности теплоснабжения потребителей.

Вместе с тем, для целей однозначного толкования названных положений и корректного применения их в процессе правоприменительной практики не представляется возможным однозначно определить:

■ порядок оценки и закрепления за потребителем соответствующей категории;

■ механизм контроля за соблюдением требований к надежности;

■ пределы ответственности теплоснабжающей или теплосетевой организации за несоблюдение названных требований.

Статья написана по материалам сайтов: roskvartal.ru, www.gkh.ru, uchet-jkh.ru, www.rosteplo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector