+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Об итогах лицензирования управляющих компаний 2019 год

Практически каждому депутату приходит огромное количество обращений, связанных со сферой ЖКХ. Граждане просят… Требуют от нас навести порядок в ЖКХ. И мы были вынуждены пойти на беспрецедентные меры в сфере ЖКХ. Впервые за 13 лет мы ввели регулирование предпринимательской деятельности именно в сфере управления многоквартирными домами. Это очень важный и ответственный шаг. И мы пошли на него совершенно осознанно. В соответствии с законодательством с 1 мая 2015 г. управление многоквартирными домами без лицензий не допускается. Согласно концепции реформы теперь нашими домами должны управлять высококвалифицированные профессионалы, обладающие глубокими профессиональными знаниями законодательства и имеющие реальный опыт управления многоквартирными домами.

Вместе с тем, когда мы посмотрели на реальную ситуацию, которая прошла в регионах, она у нас, честно говоря, вызвала серьёзную озабоченность. В ходе лицензирования из регионов к нам поступило огромное количество жалоб как от управляющих компаний, так и от самих граждан. И мы вынуждены были провести первичный мониторинг и были удивлены тем, что по настоящему не имеем полной картины, которая сложилась у нас в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И вообще знаем ли мы подлинные результаты данного процесса? Сведения о том, как проходило лицензирование серьёзно разнятся.

Я приведу несколько цифр, они говорят за себя лучше, чем любые слова. В государственной информационной системе (ГИС «ЖКХ») в свободном реестре лицензий, который обязан был быть сформирован государством к 1 мая 2015 г., содержится информация о 1185-ти лицензиях всего лишь. При этом по данной информации сайта Минстроя России лицензию получили около 11 тыс. организаций из 12,5 тыс., которые подали информацию. При этом реестры этих организаций мы не видели. Дома, которыми они управляют, мы тоже не видим.

Обратите внимание, на сайте реформы ЖКХ, это фонда реформирования ЖКХ, информация в соответствии с 731-м постановлением содержится о 15 тыс. организаций. Так сколько всё-таки на самом деле организаций получили лицензии? Странно, но мы не можем сейчас никак ответить на этот вопрос. Во многих субъектах РФ реестры вообще не ведутся. И при этом без реестра управляющая компания не указывает те дома, по которым она осуществляет управление. Ну, естественно нам надо наводить здесь порядок.

Теперь давайте посмотрим, а как на самом деле осуществлялся процесс лицензирования.

Буквально за две недели до окончания лицензирования, на который было отведено 9 месяцев, вы знаете, ребёнка можно родить за это время, так вот, даже президент обратил внимание на то, что подавляющее количество организаций не получило лицензию, в лучшем случае в некоторых регионах одна треть получила. И президент высказал свою озабоченность: а кто же будет управлять многоквартирными домами?

Надо сказать, что в последнее время всё пошло значительно быстрее. В некоторых субъектах на выдачу лицензий отводилось 40 секунд. Серьёзный анализ был проведён за 40 сек.

Естественно, нам надо будет провести серьёзную работу над ошибками и посмотреть, каким образом в регионах был организован этот процесс.

Учитывая, что подавляющее большинство заявок рассматривалось в последние дни, очень многие организации получили немотивированные отказы, но подав в суд теперь по результатам этих отказов, они решения получат уже после 1 мая, и в результате не смогут добиться восстановления в своих правах. Это очень серьёзные вопросы.

Плюс мы были шокированы тем, что для того, чтобы избежать коррупции мы придумали специальный механизм комиссионного принятия решения. Так вот, соответствующие комиссии, в которые должны были войти и профессионалы от органов исполнительной власти, и представители потребителей, и представители предпринимательских организаций, сформированы были из рук вон плохо, и приказ о том, как они должны были быть сформированы, был аннулирован за два дня до окончания лицензий… до окончания срока решения по лицензированию. Почему? Потому что он не зарегистрирован в Минюсте.

Итак, на основании чего принимались решения?

Второй вопрос. А квалификационный экзамен на основании чего проводился? Я скажу вам, коллеги, этот приказ тоже зарегистрирован в Минюсте, но только 25 марта. Это означает, что всё, что происходило до 25 марта, вызывает серьёзные сомнения.

Итак, коллеги, конечно же, этот процесс вызывает серьёзные сомнения. И самую большую озабоченность у нас вызывает то, как был организован процесс раскрытия информации, а он является существенным. Так вот, на сегодняшний момент, как я уже говорила, сайт государственной информационной системы практически не работает. Это означает, что раскрыть информацию наши управляющие компании не могут.

Более того, 731-е постановление менялось дважды за это время, причём в некоторых регионах по-старому проверяли, в некоторых по-новому, а в некоторых и так, и так. Но это совершенно беспрецедентная ситуация, и мы вынуждены обратить на это внимание.

В заключение я хочу сказать, что подавляющее большинство организаций, которые получили лицензию, в настоящий момент имеют колоссальные задолженности, больше 380 млрд задолженности у этих управляющих компаний. Так кому же выдали эти лицензии.

То есть нам придётся сейчас серьёзно пересмотреть эту ситуацию, провести работу над ошибками и вместе с правительством РФ принять соответствующее решение.

Наша фракция вчера приняла решение о создании специальной рабочей группы, которая будет проводить мониторинги в соответствии с законом о парламентском контроле, для того чтобы провести соответствующую работу, внести изменения в законодательство и навести порядок в ЖКХ.

Обязательность лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (далее МКД) была введена Федеральным законом № 255 от 21.07.2014. До этого работа таких организаций не требовала получения отдельного разрешения. О получение лицензии для управляющей компании ЖКХ, читайте далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Деятельностью по управлению многоквартирным домом считается работа по обслуживанию данного объекта, оказанию услуг и выполнению работ, заказчиками которых являются собственники помещений, в них расположенных. Деятельность фирм в этой области и ранее регулировалась достаточно серьезно.

Уже давно приняты и остаются актуальными такие нормативно — правовые акты, регламентирующие работу управляющих компаний (далее УК) как:

  • Жилищный Кодекс — он устанавливает основы взаимодействия между всеми участниками правоотношений, которые бывают в данной сфере;
  • Постановление Правительства № 354 от 06.05.2011. Данный документ определяет порядок предоставления коммунальных услуг;
  • Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006, устанавливающее правила управления общим имуществом МКД;
  • Постановление Госстроя № 170 от 27.09.2003, определяющее порядок использования жилищного фонда;
  • иными нормативными актами, СанПиНами, региональными законами и приказами, определяющими отдельные правила на территории соответствующего субъекта.

Как уже было сказано выше, работа управляющей компании начинается после заключения с ней договора собственников МКД. Основная проблема состоит в том, что, как правило, со стороны последних наблюдается отрешенность в данной сфере: не могут собраться на общее собрание, обеспечить наличие кворума, многие вообще не знают кто в их доме управляющая компания. Между тем, эти правоотношения мало чем отличаются от других потребительских.

Когда человек пригоняет свою машину в СТО, он согласует список работ, внимательно следит за тем, что ему меняют, как это делают. Если заказывается какой-то продукт, пусть будет мебель, то изначально оговаривается результат, который заказчик планирует получить, он же и следит за исполнением сроков со стороны изготовителя.

Но в сфере управления домом так не происходит, а это все та же собственность. Да, решение вопросов осложняется тем, что собственников много, и все они должны прийти к общему мнению, найти консенсус, чего часто и не происходит.

Это интересно:  Вода в подвале многоквартирного дома: что делать и куда обращаться 2019 год

В связи с такой невнимательностью самих жителей и возникает “коридор” для прохода в эту сферу недобросовестных фирм. Недовольство жителей нарастает, но самостоятельно контролировать процесс они не хотят. Для того, чтобы каким-то образом снизить напряженность, было принято решение о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ, дабы не пропускать в данную сферу изначально неподготовленные для качественной работы фирмы.

Как получить лицензию на управляющую компанию? Перед тем, как подавать документы в лицензирующий орган, руководитель организации должен пройти квалификационный экзамен. Только при наличии удостоверения, подтверждающего прохождение данного этапа, возможна подача документов.

В соответствии со ст. 202 ЖК РФ, это абсолютно бесплатная процедура. До нее допускаются лица, которые создали или собираются создать фирму по осуществлению такой деятельности, как управление МКД. Не допускаются даже к прохождению проверки знаний те лица, что уже дисквалифицированы.

Порядок проведения самого экзамена установлен в Приказе Минстроя России № 789/пр от 05.12.2014. Он проводится в форме теста с помощью компьютера. Проводить его имеет право специальная квалификационная комиссия, которая образуется в составе Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) субъекта.

Такая комиссия устанавливает график проведения экзаменов. Желающий получить аттестат подает в орган власти заявление и пакет необходимых документов (паспорт, согласие на обработку персональных данных, справку об отсутствии судимости, об отсутствии заявителя в перечне дисквалифицированных лиц). Обратившийся уведомляется о допуске к проверке знаний не позднее, чем за 5 дней до момента проведения экзамена.

Претенденту предлагается ответить на 100 вопросов за 2 часа. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла. В случае, если количество баллов не превышает показателя — 89, считается, что экзамен не пройден. После неудачной попытки можно проходить тестирование еще раз, без ограничения количества попыток и сроков между ними.

Процедура лицензирования УК описана в X разделе ЖК РФ и в Положении, утвержденном Постановлением Правительства № 1110 от 28.10.2014. Учреждением, выдающим лицензии, является надзорный орган исполнительной власти субъекта.

Именно по причине наделения региональных властей всем объемом полномочий, правила, порядки и формы обращения отличаются между субъектами. Но все же они имеют сходства по главнейшим вопросам, которые и будут описаны ниже.

Закон о лицензировании управляющих компаний предъявляет определенные требования к соискателю. Они установлены в ст. 193 ЖК РФ. Он должен быть зарегистрирован как юридическое лицо или ИП. Это может быть только российская фирма, так как иностранцы до управления не допускаются.

У соискателя должно быть уникальное название, которые не вводило бы в заблуждение потребителей в плане соотношения его с другой фирмой, которая была зарегистрирована ранее.

Если несколько УК уже получили разрешение и их наименование тождественны, то в соответствии с ФЗ № 485 от 31.12.2017, та что получила его позже должна внести изменения в свое название. Для проведения этих манипуляций предлагается полгода, начиная с 11.01.2018.

Соискатель должен иметь квалификационный аттестат. У него не может быть неснятой или непогашенной судимости за экономические, тяжкие или особо тяжкие преступления. Соискатель не должен иметь в прошлом историй по аннулированию лицензий за осуществление подобной деятельности или дисквалификации в отношении ИП или сотрудника УК, отвечающего за содержание общего имущества в доме.

УК должна иметь официальный сайт в сети “Интернет”, где обязательна к публикации информация об итогах ее финансовой деятельности, о видах оказываемых услуг и их стоимости, о видах планируемых и завершенных ремонтных работ по каждому дому.

Для приобретения права заниматься данной деятельностью соискателю необходимо обратиться в орган власти с пакетом документов. Требуется сформировать заявление. Сделать это можно самостоятельно, или используя электронный ресурс. Практически все сайты региональных ГЖИ предлагают обратиться, заполнив форму, в соответствии с предлагаемыми полями.

Кроме общей информации, которую необходимо отображать в заявлении для лицензирования любого вида деятельности, в данном случае потребуется указать:

  • сведения о регистрации юридического лица или ИП;
  • данные об отсутствии судимости;
  • об аннулировании иного разрешения или дисквалификации;
  • о сайтах, где будет размещаться информация.

К обращению потребуется приложить пакет документов. Все они подаются в копиях. В момент их передачи в орган власти необходимо предоставить и подлинники, либо копии нотариально заверить. Потребуется:

  • учредительные документы;
  • квалификационный аттестат;
  • приказ о назначении на должность соискателя;
  • перечень передаваемых документов.

Перечисленные выше бумаги являются обязательными и передаются безальтернативно. По желанию заявителя он может прибавить другие, подтверждающие факты, указанные в заявлении (справку об отсутствии судимости, оплату государственной пошлины и т.д.)

Если необязательные документы не переданы в ГЖИ, то сотрудники данного учреждения запрашивают их межведомственным запросом. Информацию об отсутствии судимости — у МВД, о постановке на учет — в налоговой инспекции, об оплате государственной пошлины — у казначейства.

Поданные документы на предмет полноты сведений подлежат рассмотрению в течение 3 дней. Если по результату предварительной проверки будет установлено, что каких-то справок недостаточно или заявление оформлено с ошибками, то соискателю предлагается исправить все в течение месяца.

Если ошибок не обнаружено, то в последующие 30 дней будет происходить более детальная проверка документов и самого соискателя на соответствие требованиям, предъявляемым законом.

Затем ГЖИ подготавливает свое мнение для лицензионной комиссии. Отказать могут только в случае обнаружения неправдивых сведений или несоответствии соискателя требованиям законодательства.

Выдаваемая лицензия имеет строгую форму, утвержденную Приказом Минстроя 657/пр от 28.10.2014. В соответствии с ч. 4 ст. 192 документ выдается на 5 лет. Это правило введено только в конце 2017 года, но действует и в отношении тех лицензий, что получены ранее, правда исчисляться он будет не с момента ее получения, а с января 2018.

Отличительной особенностью данной лицензии является отсутствие возможности приостановить ее. Нет промежуточных этапов, за грубые нарушения лицензиат лишается права заниматься этой работой.

Однако проверка со стороны ГЖИ не заканчивается после получения разрешения. У лицензирующего органа есть полномочия по контролю работы УК на соответствие ее требованиям законодательства. Более того, в крайнем случае, именно этот орган имеет право подать заявление в суд на лишение нарушившей закон УК лицензии.

Наказания бывают разные в зависимости от совершенного правонарушения. Если сбои в работе привели к причинению вреда, то он возмещается в порядке гражданского судопроизводства. Потерпевший подает иск в суд, где требуют возмещения вреда в полном объеме.

За ряд правонарушений предусмотрена административная ответственность в КоАП. Например, на нарушение санитарных норм наказание устанавливается в ст. 6.4 — 6.5 КоАП, в виде штрафа или приостановления деятельности. За нарушение правил содержания имущества, в том числе и по производству текущего ремонта наступает ответственность по ст. 7.22 КоАП, за несоответствие правилам предоставления ресурсов — 7.23.

За совершение особо тяжких преступлений может наступить и уголовная ответственность, например, в случае если на прохожего упал снег с крыши и привел к его гибели либо к тяжким телесным повреждениям.

Все управляющие компании должны лицензировать свою деятельность. Чтобы получить разрешение, руководителю необходимо пройти квалификационный экзамен и обратиться в лицензирующий орган с пакетом документов. Срок действия разрешения ограничен. Он выдается на 5 лет, затем его необходимо получить повторно.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это интересно:  Журнал учета водопотребления: форма ПОД 11 2019 год

Центр мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» проверил, насколько принципиально изменилась деятельность управляющих компаний (УК) многоквартирных домов после завершения процесса их лицензирования. Заявленная цель лицензирования – устранить с рынка недобросовестных игроков – не решена, а сфера ЖКХ, безусловно, требует более активных, но при этом и более продуманных реформ, считают эксперты ОНФ.

Выводы Центра основаны на 20 экспертных интервью, взятых с 1 по 14 июня 2015 г. В качестве экспертов выступили руководители УК, а также председатели и члены саморегулируемых организаций (СРО) в сфере ЖКХ. Темой обсуждения стали итоги лицензирования деятельности УК по управлению многоквартирными домами (МКД). Понятно, что выбор этих людей для обсуждения темы неслучаен: это непосредственные участники процесса, способные объективно оценить происходящее и выявить проблемные моменты. При этом общая картина по результатам прошедшего процесса лицензирования деятельности УК сложилась с учетом и мнения собственно управляющих организаций (для объективности – как получивших, так и не сумевших получить лицензию), и мнения граждан.

Около половины руководителей УК заявили, что в их регионах итогом лицензирования стало перераспределение на рынке управления домами, в результате чего большое количество домов перешло либо под контроль муниципальных предприятий, либо конкретным частным управляющим компаниям, которые смогли таким образом потеснить конкурентов. В конечном счете произошла банальная перетасовка управляющих компаний, и лицензирование не решило главную заявленную цель – устранение с рынка неблагонадежных игроков.

Руководители управляющих организаций и профильных СРО в экспертных интервью неоднократно замечали, что сфера регулирования процесса управления домами определенно требует активных реформ. Однако выбранный способ регулирования (лицензирование деятельности), возможно, является не самым оптимальным вариантом. По мнению большинства экспертов, получение лицензии явилось некой условностью как для управляющих компаний, так и для органов власти.

Негативнее всего в процессе лицензирования опрошенные эксперты отнеслись к главной и, по сути, единственной причине отказа в лицензии – несоответствию стандарта раскрытия информации. Практически все опрошенные отметили, что, во-первых, соблюдение этого условия вовсе не гарантия благонадежности управляющей компании. Во-вторых, не совсем понятна целевая аудитория для такого рода информации. Ведь до сих пор далеко не все граждане в регионах имеют доступ в интернет, а среди тех, у кого он есть, немногие смогут разобраться в такой сложной информации. По сути, эти раскрываемые сведения, по мнению экспертов, мало кому необходимы, а значит, под вопросом и целесообразность такой строгой и подробной отчетности по этому пункту. В-третьих, недовольство у руководителей УК вызывает и необходимость заполнять одни и те же информационные листы не только на своем официальном сайте, но и на reformagkh.ru, а также на региональных сайтах госжилинспекций. При этом отсутствие информации хотя бы на одном из порталов влечет за собой отказ в получении лицензии. Некоторые эксперты предложили объединить всю информацию в один ресурс, чтобы упростить процесс отчетности.

Еще один существенный момент, связанный с требованием раскрытия информации для УК, на который указывали эксперты, – это большие затраты не только времени, но и средств. Для того чтобы правильно все оформить, компаниям необходимо держать в штате специального человека, а то и целый отдел, который бы занимался исключительно этим вопросом. Один из экспертов даже смог приблизительно подсчитать затраты: «Нужен сисадмин, доступ к интернету, распечатка информации, чтобы вывесить на стендах. Примерно, на все уходит 100 тыс. руб. (при расчете, что у УК порядка 300 домов)». Все эти дополнительные траты будут ложиться на плечи собственников. Имея в виду высокие издержки на обеспечение информационной открытости, можно ожидать, что УК повысят тарифы для жильцов за обслуживание.

В связи с ситуациями, когда та или иная УК не получила лицензии на свою деятельность, вскрылись и случаи прямого нарушения законодательства. Несмотря на отсутствие лицензии, ряд УК продолжил управлять многоквартирными домами. Но цели у таких компаний оказались разными. Одни продолжили работу в ожидании повторного прохождения лицензионной комиссии, другие – для того чтобы обеспечить ликвидацию компании, продолжая выставлять счета гражданам, несмотря на назначение управления домом муниципальной компанией. В результате жильцам во многих регионах стали приходить двойные платежки, что, естественно, вызвало у людей возмущение и что, безусловно, законодательно запрещено.

Кстати, в результате лицензирования образовалась весьма неоднозначная ситуация с так называемыми брошенными домами, чьи управляющие компании не смогли получить лицензии. Речь о том, что если новые, непроблемные дома довольно быстро забирают другие управляющие компании, то старые и ветхие никто себе на баланс брать не хочет. И это легко объяснимо: из-за больших расходов по их обслуживанию это экономически невыгодно любой компании. В итоге и здесь все бремя расходов ляжет на плечи жильцов, поскольку даже муниципальная компания, вероятнее всего, установит более высокий экономически выгодный для себя тариф на управление многоквартирного дома.

В результате большинство экспертов пришло к выводу, что итогом лицензирования УК в их регионах стало то, что небольшие частные УК, поставленные в заведомо проигрышные условия, уходят с рынка. Множество домов переходит под контроль крупных муниципальных предприятий либо конкретным частным УК, поддерживаемым местными органами власти, которые смогли таким образом потеснить конкурентов. Налицо монополизация рынка управления МКД, что явно приведет к упрощению процесса его управления. А главная цель введения порядка лицензирования деятельности УК – устранение с рынка неблагонадежных игроков – остается пока не решенной. В проигрыше, к сожалению, опять оказывается потребитель.

Скрывали таланты

Хуже показатели во Владимирской области, где заявки подавали 167 организаций, и 69 из них конкурсный отбор не прошли. Впрочем, здесь коммунальный рынок должны покинуть наиболее одиозные участники, ставшие «лидерами» по числу жалоб граждан.

Среди них — владимирская УК «ЖЭУ № 4». Давно недовольные ее работой жильцы выбрали другую управляющую компанию. Частники оспорили это решение в судебном порядке. Правоту жителей подтвердили районный и областной суды, однако Верховный отменил решение первой инстанции на том основании, что расторжение действующего договора незаконно, если не доказано, что нарушены его условия.

Такие примеры в области не единичны. И процедура лицензирования позволила вывести жителей из своеобразного коммунального рабства.

— Фактически компании, которым не выдали разрешение на деятельность, воспринимали население как дойную корову, вынимали из его кармана деньги, а работы либо вовсе не проводили, либо делали это по завышенным сметам, — приветствовал решение комиссии руководитель владимирского регионального центра «ЖКХ — Контроль» Альберт Русанен. — Невыдача лицензии станет предупреждением другим управляющим компаниям, которые тоже могут лишиться заработка.

Глава Госжилинспекции по Белгородской области Анатолий Давыденко отметил, что, пожалуй, самым важным для получения лицензии оказался шестой пункт регламента: открытость участников рынка. Именно к этому пункту и возникло больше претензий — зачастую руководство УК попросту не предоставляло сведений о расходовании средств. Руководитель ГЖИ по Липецкой области Денис Надеев отметил, что некоторые неточности в информации о работе УК можно назвать абсурдными — директора УК делали в заявительных документах ошибки в юридическом адресе компании и указывали неверный ИНН.

Впрочем, как отметила начальник белгородского управления ЖКХ Олеся Булгакова, лицензию не получили в основном те, к кому и у жильцов накопилась масса вопросов. Так, в областном центре без нужного документа остались две УК, которые никак не могли поделить один и тот же дом и периодически становились участниками судебных тяжб.

Это интересно:  Справка о неучастии в приватизации 2019 год

В тульской мэрии двумя основными причинами отказа УК также назвали многочисленные жалобы горожан и финансовую непрозрачность, и в результате «действия комиссии и результаты проверки совпали с мнением жителей». Да и все тверские и ярославские компании, оставшиеся без лицензий, нарушили стандарт раскрытия информации о своей деятельности: кто-то предоставлял неполные сведения, кто-то вовремя не отвечал на запросы собственников.

Судимость не помеха

Любопытно, что даже в отличившейся числом отказов Владимирской области, как показал анализ работы УК, покинувших рынок компаний, по мнению общественников, могло быть в два раза больше. Многих из-под удара вывело постановление правительства № 731, которое определило критерием оценки их работы лишь раскрытие информации. Например, не учитывалось наличие судебных исков. А по данным центра «ЖКХ — Контроль», от 15 до 20 процентов руководителей частных коммунальных компаний региона имеют судимости как раз за деятельность в УК и даже были наказаны условными сроками и штрафами за деяния, связанные с присвоением и растратой.

Кстати, целый ряд владимирских организаций в преддверии лицензирования проявил чудеса изворотливости. Так, УК в микрорайоне Энергетик накопила большие долги и, чтобы решить эту проблему, 30 декабря «провела» собрания жителей в 34 домах, на которых была якобы выбрана другая компания. На самом деле протокол был подделан, да и бразды правления остались у той же организации с точно таким же названием. От прежней ее отличали лишь место регистрации да отсутствие задолженности. При этом судьбу этой УК на комиссии решила разница всего лишь в один голос «против».

Компании, которым не выдали разрешение на деятельность, воспринимали население как дойную корову

На этом фоне обратил на себя внимание недавно обнародованный рейтинг качества УК, составленный Фондом содействия реформированию ЖКХ. В пятерке худших по России оказались и ярославские управдомы, большинство которых спокойно получили разрешительные документы. Впрочем, как выяснилось, к лицензированию этот рейтинг отношения не имеет.

— Небольшое количество баллов ярославские УК набрали потому, что при составлении этого рейтинга учитывается масштаб осуществления деятельности, — пояснил замдиректора департамента госжилнадзора Ярославской области Сергей Соколов. — У нас создано много товариществ собственников жилья — около тысячи, а поскольку они тоже учитываются в рейтинге, мы и набираем мало баллов. Те регионы, где мало ТСЖ, всегда будут оцениваться выше.

С чистого листа

Эксперты отмечают, что процесс лицензирования должен качественно изменить рынок управляющих организаций.

С УК, не выполнившими перед жильцами своих обязательств, предстоят финансовые разбирательства. Как рассказал замглавы администрации Владимира Виктор Комиссаров, вновь пришедшая управляющая компания, действующая от имени жильцов, обязана подать иск на старую по доверенности всех собственников дома и отсудить у нее деньги.

Без боя потерпевшие фиаско управленцы не сдаются. В союзниках у многих — старшие по дому, лояльность которых обеспечена освобождением от платы за техобслуживание. Некоторые предприниматели пытаются оспорить итоги проведенного лицензирования через суд. Например, во Владимире таким путем пошли шесть управляющих компаний. Цена вопроса — немалая. В городе шесть миллионов квадратных метров жилья. Если брать усредненный тариф на обслуживание квадратного метра в 18 рублей, выходит более миллиарда в год. В масштабах региона речь идет уже о семи миллиардах рублей.

— Получение лицензии, как мы уже поняли, это не главное, — отмечает глава белгородской ГЖИ Анатолий Давыденко. — Важнее ее сохранить. Ведь те, кто нарушит требования управления домами, будут выводиться из реестра. Два и более предписания не выполнены — все. Если же в целом площади «проблемных» домов превысят 15 процентов всего фонда, который обслуживает УК, она лишится лицензии навсегда. Мы уже можем говорить о новой тенденции: те компании, на которые жаловались собственники, и те, что понесли административные наказания, начали работать более эффективно.

Впрочем, перемены на рынке УК пока почувствовали немногие. Даже если компаниям не выдали лицензии, они, по закону, продолжают обслуживать свой фонд до тех пор, пока для него не найдут нового «хозяина». С рынка их гнать никто не собирается — все они имеют полное право снова подать заявку на получение лицензии. Вот только проходить эту процедуру они будут, уже не имея домов в управлении. То есть начнут с чистого листа.

Впрочем, как уверен эксперт Альберт Русанен, в этих компаниях «прекрасно понимают, что жители за их возвращение не проголосуют».

Согласно законодательству, определиться с выбором компании, прежде всего, должны собственники. Однако если они настолько пассивны, что дом рискует остаться без обслуживания, органы местного самоуправления выставляют многоэтажку на торги. Так, в Курске более ста домов, оставшихся без управления, «разобрали» получившие лицензию УК. А в некоторых городах региона решать проблему «подвешенных» домов будут муниципальные компании. По словам руководителя областной Госжилинспекции Игоря Афонькина, это хорошая альтернатива частному бизнесу, и, к примеру, в Железногорске муниципальная УК уже проходит процесс лицензирования.

Особый случай

Впрочем, в ЦФО есть выходящие из ряда вон ситуации. Так, тяжелая ситуация сложилась в Ржеве — втором по величине городе Тверской области, где из пяти УК лицензию получила только одна компания ООО «Западное». В разрешении на деятельность отказано и крупнейшей «Ржевской управляющей компании», обслуживающей более 200 МКД.

Неоднозначными стали итоги лицензирования в Туле. Здесь разрешения не получили четыре крупнейшие управляющие компании, обслуживавшие почти 70 процентов многоквартирных домов — более двух тысяч. Глава администрации города Евгений Авилов уже подписал постановление, согласно которому право на временное управление этим фондом получила муниципальная управляющая компания «Ремжилхоз». Никаких конкурсов по этому случаю не проводилось, и остался вопрос: почему чиновники не дали доработать переходный период прежним УК, что соответствует федеральному законодательству?

Своего рода ответом на него стал несанкционированный митинг работников ЖЭКов 6 мая. Около двухсот человек собрались на главной площади Тулы в связи с двухмесячной задержкой зарплаты. Как выяснилось, деньги не получают более 600 сотрудников 23 городских обслуживающих организаций, выполнявших договоры подряда для тех УК, что не получили лицензии. По словам митингующих, теперь они находятся «в подвешенном состоянии» — их попросили уволиться «по собственному желанию», не выдав при этом ни копейки. Люди не могут даже получить трудовые книжки и необходимые справки, чтобы обратиться за помощью в прокуратуру, трудовую инспекцию, суд.

По словам замглавы администрации Тулы по жизнеобеспечению и благоустройству Романа Мурзина, долг по зарплате перед работниками подрядных организаций составляет 30 миллионов рублей. Но это только часть проблем. Не менее актуально трудоустройство уволенных людей.

— Мы этот аспект прорабатываем. Из 542 человек, работавших на подрядах, уже получили предложения по трудоустройству более трехсот. Сейчас заканчивают оформлять договоры между МУП «Ремжилхоз» с субподрядчиками, которые крайне заинтересованы в сотрудничестве, — отметил чиновник.

Статья написана по материалам сайтов: www.eg-online.ru, prava.expert, onf.ru, www.cnis.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector