+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Норматив ТБО на 1 человека в 2019 год

Расчет и периодическая корректировка норм накопления твердых бытовых отходов (ТБО), образующихся в жилых домах, общественных учреждениях, предприятиях питания и торговых площадях, необходим для своевременного и качественного вывоза мусора.

Норма накопления твердых бытовых отходов определяет объём или вес мусора, приходящегося на одну расчетную единицу. Для жилых домов такой единицей будет жилец или собственник помещения, в гостиничном деле — одно гостиничное место, для торговых и складских помещений — один квадратный метр площади. При определении нормы накопления ТБО также важен временной отрезок, обычно это год или месяц.

Важно! Жилищный кодекс РФ относит плату за удаление с придомовой территории твердых бытовых отходов не к категории коммунальных услуг, а к тратам на содержание и ремонт жилых домов.

Нормирование количества отходов важно для расчёта нюансов вывоза мусора: частоты, количества транспорта, затрат на топливо, места на свалке или полигоне, возможной переработки мусора.

Для жилых помещений норматив накопления учитывает:

  • обычные бытовые отходы;
  • отходы мелкого ремонта (не капитального);
  • отходы от отопления;
  • крупногабаритный домашний мусор;
  • мусор от уборки территории.

Самый весомый нормативно-правовой документ, регулирующий нормативы твёрдых бытовых отходов — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Он закрепляет за властями муниципалитетов организацию в сфере работы с твердыми бытовыми отходами, определяет, кто является собственником ТБО, государственные полномочия и права граждан, ответственность за установление нормы, отчетность и наказания за возможные нарушения.

Другие законы и постановления правительства, регламентирующие работу отрасли:

  • Федеральный закон № 52-ФЗ, охватывающий все аспекты санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе в нём оговариваются и нормы накопления мусора;
  • Федеральный закон № 210-ФЗ, регулирующий построение и изменение тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • Постановление правительства от 1 февраля 2005 г. № 155, где оговариваются правила вывоза твёрдых и жидких отходов;
  • Постановление правительства от 21 августа 2001 г. № 609, отменяющее систему перекрестных субсидий для коммунальных услуг и вывоза мусора;
  • Постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (2006 г.);
  • Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2014 г.);
  • Жилищный кодекс Российской Федерации (2014 г.).

В отдельных муниципальных образованиях создаются уже свои нормативы. Обращение с ТБО также регулируется строительными и санитарными правилами, государственными стандартами, техническими условиями.

Нормы накопления твердых бытовых отходов рассчитываются отдельно для двух направлений: жилых домов и различных организаций.

Факторы, влияющие на объём нормы:

  • наличие мусоропровода;
  • газификация здания;
  • наличие водопровода и водоотведения;
  • наличие и тип отопления;
  • этажность здания;
  • климатическая зона.

Для предварительных расчетов применяются следующие ориентировочные нормы:

  1. Для благоустроенных домов (на одного человека в год): общий вес — от 200 до 280 килограмм мусора, общий объём — от 1,1 до 1,5 кубических метров, средняя плотность — от 200 до 220 килограмм на кубометр.
  2. Для домов без канализации (жидкие бытовые отходы) — от 2 до 3,25 кубических метров отходов в год со средней плотностью 1000 килограмм на кубометр.
  3. Средняя норма для благоустроенных жилых и общественных зданий в населенных пунктах численностью более 100 тысяч человек — от 260 до 300 килограмм мусора в год, объём от 1,3 до 1,5 кубических метров, средней плотностью от 190 до 210 килограмм на кубометр.

Для более точной корректировки приблизительных значений под условия конкретного населенного пункта применяется измерение и взвешивание отходов. Вывозящие организации с помощью контейнеров и весов проводят недельные (в течение семи дней) измерения по каждому объекту. Полученные данные складываются, получившиеся числа используются для расчета нормы накопления на 1 человека в месяц. Это позволяет определить необходимое для объекта количество мусорных контейнеров и транспортных средств.

Обратите внимание! Для неблагоустроенных (без отопления, газификации и водоотведения) домов частного сектора норматив будет примерно в два раза больше — от 350 до 450 килограмм на человека в год. Такая большая разница связана с тем, что отходы от местного нецентрализованного отопления (зола и пепел от сгорания дров и т. п.) тоже попадают в этот объём.

В соответствии с рекомендациями из постановления правительства «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» 2016 г. контрольные замеры по нормам накопления ТБО должны проводиться не реже, чем раз в пять лет, для каждого сезона (отопительного и тёплого) отдельно.

После контрольных измерений региональные или муниципальные операторы производят перерасчёт нормы для объекта. Сначала вычисляют средний суточный объём образующихся отходов, разделив суммарный объём за контрольный период на количество дней, в которые проводились замеры (обычно это семь дней). В итоге получается среднесуточная норма отходов.

Поскольку в холодный и тёплый сезоны количество отходов различается, а также различается время, которое они по нормативам могут легально находиться на придомовой территории, замеры проводят отдельно для каждого сезона. Умножив среднесуточную норму отходов на продолжительность сезона (в разных климатических зонах она различается), можно вычислить примерный объём отходов за сезон.

При вычислении оплаты за вывоз мусора для собственников помещений используется расчет, основанный на нормативах и наполняемости мусорных контейнеров.

При расчетах с операторами вывоза ТБО используются показатели массы и объёма, полученных при контрольных измерениях.

Расчет норм накопления необходим для лучшей организации вывоза и распределения отходов по полигонам. Также это необходимая мера для организаций, занимающихся переработкой отходов, поскольку при строительстве мусороперерабатывающего завода нужно учитывать минимальный и максимальный объём отходов, который он сможет принять без финансовых потерь и перегрузки оборудования.

Это интересно:  Единая городская служба по учету водоснабжения: насколько законна ее деятельность? 2019 год

При организации вывоза мусора необходимо учитывать, что в каждой климатической зоне и в каждом регионе нормы накопления ТБО будут отличаться в зависимости от разных факторов:

  1. Продолжительность отопительного сезона (холодного времени года). Особенно актуально для частных неблагоустроенных домов.
  2. Тип используемого при отоплении топлива.
  3. Покупательская способность населения, средний размер и состав продуктовой корзины тоже влияют на количество мусора, поэтому нормативы в крупных городах немного отличаются (в большую сторону) от нормативов для поселков и деревень.

Нормативы накопления ТБО от организаций и предприятий рассчитываются так же, как и для жилого фонда (с обязательными контрольными измерениями для корректировки), а по объёму составляют 30-50% от принятой в конкретном регионе или населенном пункте нормы для жилых зданий.

В видеосюжете объясняется, как рассчитываются нормы накопления ТБО для предприятий и организаций и как правильно заполнить и подать документы с этими показателями:

Для лучшего функционирования системы вывоза мусора от жилых домов, учреждений и предприятий общественного питания нормы накопления ТБО время от времени пересматривают, производя контрольные измерения. Это позволяет своевременно очищать от мусора придомовые территории, что положительно влияет на их санитарное и эстетическое состояние.

Вопрос, «каков норматив вывоза ТБО на 1 человека», важен для расчета накопления твердых бытовых отходов за определенный отрезок времени.

Твердые бытовые отходы — это отходы жизнедеятельности человека или мусор, который образуется при работе предприятия.

Нормативом считается некое среднее количество утиля, скапливающееся в единицу времени, например, за месяц или год. Измеряется в кг (вес) или в кубометрах (объем).

Такие данные необходимы для правильного расчета накопления мусора за определенный временной промежуток в городе или другом населенном пункте.

Эти показатели используются и для:

  1. Планирования сбора, транспортировки и переработки мусора.
  2. Закупки нужных для переработки материалов.
  3. Формирования правил безопасности для сотрудников.
  4. Учета и распределения сотрудников.
  5. Выбора оптимального времени для производства работ.
  6. Расчета заработной платы с учетом степени опасности работ по утилизации отходов.
  7. Правильного проведения необходимых расчетов.

К твердым бытовым отходам относят:

  • крупногабаритный мусор, остающийся после замены мебели или ремонта;
  • отходы, накапливающиеся в жилых и общественных помещениях;
  • остающееся сырье после отопительного сезона;
  • опавшая с деревьев листва во дворах домов и другое.

На норматив ТБО на 1 человека влияет несколько моментов:

  1. Количество этажей в доме, по которому ведется учет накопления мусора для расчета норматива.
  2. Благоустроенность помещений для проживания или организаций. Учитывается наличие водо- и мусоропровода, системы отопления и канализации.
  3. Вид используемого для отопления топлива.
  4. Общее благосостояние города.
  5. Уровень потребления ресурсов (фрукты, овощи).
  6. Период отопления (150 дней в южных регионах и 300 дней в северных).

Чем выше показатель благосостояния, тем больше образуется твердых бытовых отходов. В крупных городах норматив гораздо выше, чем в небольших поселках и деревнях.

Это связано с тем, что уровень благосостояния граждан в столицах, центрах регионов и других крупных городах значительно выше, чем в мелких населенных пунктах по причине более высоких зарплат и более комфортных условий проживания.

Правовые документы содержат в себе разнообразные нормативы формирования утильсырья:

  • если здания благоустроенные, то в среднем на 1 человека накапливается утильсырья 1,1-1,5 м3 в год. Плотность 1 м3 рассчитана в среднем 210 кг/м3;
  • здания без канализации (жидкие бытовые отходы) 2-3,25 м3 в год с ориентировочной плотностью 1 т на 1 м3;
  • В городах с населением более 100 000 человек средняя норма для благоустроенных зданий и организаций рассчитана 260-300 кг отходов в год объемом 1,3-1,5 м3 и плотностью 190-210 кг/м3;
  • для государственных и частных предприятий норма составила 35-55% за месяц от норматива, рассчитанного с жилого дома на человека.

Для получения более точных цифр нормативов по каждому населенному пункту производят взвешивание и измерение отходов. Предприятия, занимающиеся вывозом ТБО, производят недельные замеры по каждому субъекту согласно заключенному договору.

Эти данные суммируют, а получившийся итог используют для выведения нормы накопления мусора на 1 человека в месяц. Такие расчеты помогают вычислить необходимое количество контейнеров и мусоровозов.

Рассчитать общую по стране среднюю норму невозможно из-за огромного количества факторов, влияющих на формирование этой цифры. Поэтому в каждом городе и других населенных пунктах свои собственные нормативы, с которыми легко ознакомиться в местной администрации.

В 2016 году вышло Постановление Правительства «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», в соответствии с которым контрольные замеры для расчета норм накопления ТБО должны проводиться, минимум, один раз в пять лет.

Муниципальные или региональные операторы, используя полученные цифры, высчитывают норматив для каждого субъекта отдельно.

Вычисляют средний объем образовавшихся отходов за сутки, разделив объем отходов за контрольный период на количество дней периода (это 7 дней). Так получают среднесуточную норму твердых бытовых отходов.

Во время холодного и теплого сезонов количество образующихся отходов существенно различается, так же как и время, в течение которого мусор может находиться в контейнерах на придомовой территории.

Поэтому расчеты нормативов проводят для каждого сезона отдельно. Если умножить среднесуточную норму утильсырья на продолжительность сезона в днях, то можно рассчитать возможный объем ТБО за сезон.

Договор на вывоз ТБО: Образец (Скачать бесплатно)

Для увеличения картинки нажмите на нее

Для увеличения картинки нажмите на нее

Для увеличения картинки нажмите на нее

При расчете оплаты за услуги вывоза мусора для владельцев помещений применяется способ расчета, основанный на наполняемости мусорных контейнеров и полученных нормативах.

Это интересно:  Выплаты по программе переселения соотечественников 2019 год

Например, для расчета фактического накопления ТБО в населенных пунктах поступают следующим образом:

  • в городах до 300 000 населения берут 2% населения;
  • до 500 000 населения 1%;
  • до 1 млн человек 0,5%;
  • из организаций выбирают 2-3 объекта

Проводят замеры в течение недели, после чего высчитывают массу скопившихся твердых бытовых отходов. Эта цифра растет ежегодно на 0,5-1%.

Норматив накопления ТБО на 1 человека время от времени пересматривают для более правильной работы организаций, осуществляющих сбор и вывоз мусора, его утилизацию и переработку.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Нормы накопления ТБО – количество утильсырья, которое образуется на расчетную единицу. Например, на одного человека за определенный промежуток времени, день или год. Измеряются нормы накопления ТБО обычно в килограммах или объеме (м³). Эти данные нужны для того, чтобы правильно рассчитать количество мусора, образовавшегося за единицу времени в городе, а также чтобы правильно спланировать сбор, транспортировку и утилизацию.

Для обезвреживания и утилизации всего мусора от предприятий нужно знать морфологический и элементный состав, а для переработки отходов требуется информация о содержании органических веществ в отходах.

Стандарт образования отходов высчитывается из двух следующих источников:

  1. Здания, предназначенные для проживания: частные дома, многоквартирный дом.
  2. Государственные или частные учреждения, предприятия предоставляющие общественные услуги: общепит или учебные организации.

К твердым бытовым отходам, которые входят в норму образования, принято относить накопления мусора, формирующийся в жилых или общественных зданиях, остаточные материалы после отопительного сезона, листья, собираемые со двора, крупногабаритные предметы из домашнего обихода.

На нормы ТБО на 1 человека твердого мусора влияет большое количество факторов, среди которых:

  1. Уровень благоустройства организаций или помещений для проживания. Наличие различного рода удобств: мусоропровода, водопровода, канализационных систем и отопления.
  2. Этажность дома, в котором ведется учет нормы образования отходов.
  3. Тип топлива, используемого для отопления площадей на предприятии или комплексах для проживания.
  4. Степень благосостояния города
  5. Длительность периода отопления (от 150 дней на юге и до 300 дней в северных районах страны)
  6. Уровень потребления ресурсов (овощей, фруктов)

Соответственно, чем лучше благосостояние, тем больше объем формирования утильсырья. Для больших городов норма потребления намного выше, чем в селах, деревнях и небольших поселках.

В зависимости от классификации жилищного фонда, правовые документы предусматривают различные нормативы формирования мусора:

  • Для благоустроенных зданий стандарт формирования утильсырья составляет на одного человека от 1,1 до 1,5 м³ в год. Средняя плотность на одного жителя должна в среднем составлять 210 кг/ м³.
  • Для государственных и частных организаций норма образования составляет от 35 до 55 % за один месяц нормативов формирования с жилого дома на человека.

К сожалению, рассчитать среднюю норму образования твердого утильсырья для России в целом невозможно, так как факторов, влияющих на этот показатель очень много. Из — за этого в каждом городе установлен свой норматив, который можно найти, изучив документы в местной администрации.

Как пример, для определения фактического накопления твердых бытовых отходов в населенных пунктах выбирают следующие участки:

  • в населенных пунктах с населением до 300 000 чел. – 2% всего населения
  • в населенных пунктах с населением до 500 000 чел. – 1% всего населения
  • в населенных пунктах с населением до 1 млн. чел. – 0,5% всего населения.

Из культурно-бытовых организаций выбирают 2-3 объекта. Замеряют в течение недели. Затем определяют массу скопившихся отходов.

Нормы отходов вводятся по результатам измерений органами местной власти. Также в их компетенции находится сбор, хранение и вывоз твердых отходов. По наблюдения, они растут каждый год примерно на 0,5%, а объем отходов растет на 0,5-1% каждый год. Измерения проводятся раз в 5 лет.

Существуют различные документы, обращение, приказы, на основе которых определяются нормативы накопления ТБО от организаций и предприятий. Основной из них носит название «Рекомендации по определению стандартов образования ТБО для РСФСР».

Так, в 1999 году Правительство РФ приняло постановление для Москвы, в котором указываются средние нормы накопления ТБО. Документы задают следующие значения:

  • Норматив накопления товаров потребления для одного жителя столицы составляет 260 килограммов в год или 1,30 м³
  • Количество крупногабаритного утильсырья равен 0,40 м³ или 80 килограмм в год

Необходимо отметить тот факт, что норма накопления ТБО от организаций и предприятий уменьшается по мере того, как увеличивается количество коммерческих учреждений в городе.

Измеряют массу накапливаемых отходов потребления и мусора на предприятии или в зданиях для проживания путем взвешивания всех емкостей, загружаемых в мусоровоз. Если используется контейнерный транспорт, то сначала взвешивается пустая, а потом заполненная утильсырьем емкость.

Расчет фактических норм накопления твердых отходов на предприятии или жилых помещениях в год происходит для каждого сезона отдельно. Чтобы определить этот показатель для конкретного региона, как правило, обращаются в самые крупные города области.

Ниже представлена таблица, в которой представлены стандарты накопления твердых отходов, действующих с 01.01.1999 года.

Все табличные нормативы актуальны для Москвы и Московской области. Для мелких городов подобный стандарт может быть значительно ниже. Все значения, представленные в таблице – ориентировочные. Нередко, когда многие учреждения выходят за рамки нормативов как в большую, так и в меньшую сторону.

Это интересно:  Подать в суд на управляющую компанию: подробная инструкция 2019 год

Юридическими лицами и хозяйствующими субъектами должны быть предусмотрены урны для отходов в учреждениях, домах, индустриальных территориях, парках и местах отдыха, на станциях муниципального транспорта в соответствии со всеми установленными санитарными правилами. Необходимо знать условия хранения, а также существующие нормы накопления отходов.

Нормами накоплений ТБО является такое количество утильсырья, которое образуется на одну особу за определенный период времени. Единицами измерений отходов являются килограммы или литры (кубические метры). К ТБО относится сырье, которое образовано в жилищных или общественных учреждениях (учебных, развлекательных, медицинских) и не подлежит вторичному использованию.

На нормы оказывают влияние такие условия:

  • уровень благоустройства, то есть наличие мусоропровода, канализационных труб, отопления;
  • количество этажей здания;
  • топливо, используемое при отоплении;
  • процесс развития общественного приема пищи;
  • уровень жизни населения;
  • климатические условия;
  • употребление в пищу тех или иных продуктов в зависимости от региона.

Для городов с большей численностью нормы накоплений имеют больший показатель, чем, соответственно, с меньшей.

Временное размещение отходов допускается на:

  • территории производства;
  • вспомогательных объектах;
  • площадках, предназначенных для временного скопления;
  • открытых местах, которые специально для этого оборудованы.

Правительством РФ установлено, что расчет норм ТБО производят уполномоченные органы местной власти в соответствии с законом «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» для:

  • территорий, находящихся в их управлении;
  • индивидуальных предпринимателей или юрлиц;
  • тех объектов, на территории которых образуются отходы.

Расчет ведется в соответствии с тем же постановлением, однако при этом учитываются:

  1. Размер контейнеров, мешков. Для этого необходимо выполнять замеры неделю подряд в каждом сезоне. При этом перемешивание и утрамбовка не предусматривается.
  2. Масса всех отходов. Исходя из общей суммы утильсырья, ведется расчет на одного человека.

Содержание отходов на протяжении небольшого периода времени предназначено для:

  • избирательного выбора и хранения определенных видов утильсырья;
  • применения отходов в дальнейших технологических процессах и последующего устранения на дополнительных производствах.

При хранении ТБО на открытых объектах без соответствующей тары необходимо соблюдать следующие правила:

  • площадки должны быть расположены не с ветреной стороны к жилым застройкам;
  • на поверхность отходов не сказывается влияние погодных условий, а именно: попадание солнечных лучей, дождя, ветра (нужно использовать навес или брезент);
  • поверхность обязана иметь водонепроницаемое покрытие в виде асфальта, плитки, керамзитобетона).

Урны устанавливаются на специальных предназначенных площадках. Запрещено размещать их на дорогах, газонах, пешеходных проходах.

А для таких контейнерных площадок существует несколько правил:

  1. расположение возле асфальтированного или бетонного покрытия, хорошая освещенность для удобного подъезда мусоровоза;
  2. ограждение с 3-х сторон более чем на 1,5 метра с целью ограничения попадания утильсырья на прилегающую территорию;
  3. размещение на расстоянии от 20 до 100 метров от жилищных зданий, детских развлекательных организаций, спортивного поля, а также мест отдыха;
  4. величина площадок должна быть подходящей для установления необходимого количества контейнеров, но не больше 5 штук. В отдельных случаях, где не представляется возможным соблюдение данного правила, этот вопрос решается на уровне администрации соответствующего района с участием ЖЭКа и жильцов.

Для определения количества урн, которые необходимо установить, следует учитывать численность населения, норму накопления, периоды вывоза утильсырья.

Используется такая формула, где:

Нгод – накопление утильсырья на участке за год (м 3 );

Т – периодичность вывоза отходов (часы или сутки);

Е – вместительность контейнера (м 3 );

k – коэффициент скачкообразности накопления утильсырья; равен 1,25.

Для учреждений, предприятий и организаций данное количество рассчитывается руководителями и согласовывается с администрацией, отделом по охране окружающей среды, Санэпиднадзором. А вывоз отходов производится уже работниками той организации, которая осуществляет данный вид деятельности.

Для начала рассчитывается средняя суточная норма вывоза отходов:

G – расчетная мера в сутки;

G 1 – общее количество отходов за время проведения исследования;

При вычислении средней месячной нормы по накоплению отходов необходимо использовать следующую формулу:

В соответствующем положении от 04 апреля 2016 года по определению норм накопления отходов предусматриваются иные формулы для расчетов, например, средняя суточная норма за определённый сезон, который выражается в количестве объема на одного сотрудника.

Оператором по региону, обязанности которого установлены правилами в соответствии с постановлением №1156 Правительства РФ от 12 ноября 2016 года, предоставляется ежемесячные отчеты с данными количества собранных и вывезенных отходов.

В утвержденных законодательством правилах по коммерческому учету количества утильсырья указано, что он рассчитывается, опираясь на:

  • установленные нормы объема или массы наполненных урн для мусора (для потребителей);
  • количество отходов, установленных в процессе измерений (для операторов).

Средняя годовая норма по накоплению ТБО на одного сотрудника рассчитывается, опираясь на пункты 19 и 20 положения №269:

Основываясь на вышеперечисленное, можно сделать вывод, что нормы накоплений ТБО для каждого региона страны различные, потому как все зависит от некоторых условий. Расчеты производятся уполномоченными органами в соответствии с положением №269 и учетом всех факторов.

Статья написана по материалам сайтов: vtorothody.ru, strazhchistoty.ru, vtorothodi.ru, pravo.moe.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Оценок: 1
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector