+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Михаил Мень: удалось сократить задолженность по ЖКУ на 8 % 2019 год

Михаил Мень о судьбе УК задолжавших ресурсоснабжающим организациям

Андрей Чибис рассказал, сколько россияне задолжали за услуги ЖКХ

14:39 Где москвичам построили 3 новых бассейна

13:40 Где будет ограничено движение в Москве из-за строительства БКЛ метро (карта)

12:28 9 лучших игр на тему симулятор строительства, в которые нужно играть в 2019 году

11:26 Собянин: обманутым дольщикам осталось не долго

11:16 ЦКАД требует новых вложений

10:27 Что произошло на на Курском направлении МЖД

10:00 Подведены итоги ипотечного рынка за 2018 год

09:35 Выяснилось, каким образом соединят платформу МЦД «Беговая» с метро

09:10 Каким стал научно-производственный комплекс в ЮЗАО

18:26 Вдвойне даёт тот, кто даёт быстро. Назначен снос Зеленопарка

18:12 Какие сегодня регионы в России с доступной ипотекой

17:22 Экспертное мнение о рынке недвижимости в Казани 2019 году

16:24 Тендер на 1 миллиард для театра ищет своих подрядчиков, но не может найти

15:25 Аварийное жилье расселяют по приказу Медведева

14:30 Делегация Минстроя России примет участие в Красноярском экономическом форуме

13:25 В Москве ввели новый инновационный образовательный центр

12:56 За что экс-глава жилищного комитета Шиян извинился перед петербуржцами

12:08 Какие работы ждут новый дом по реновации в Марьиной Роще

Испытания в Европе подтвердили высокую паропроницаемость ПВХ мембраны LOGICROOF V-RP ТЕХНОНИКОЛЬ

Тысячным жителем московского региона оформлено право пользования на «дальневосточный гектар»

Индийская компания рассматривает возможность стать дилером российских домокомплектов

Общероссийский народный рейтинг УО в ЖКХ 2017

Проблема раздельного управления смежными территориями

21-я Международная выставка «Чистая вода. Технологии. Оборудование»

Фестиваль «Дом на Брестской приглашает: архитектура, дизайн, ландшафт» отмечает 20-летний юбилей

Похоже, и без того неимоверно острая тема оплаты коммунальных услуг с каждым днем становится все горячее и горячее. В буквальном смысле слова не прошло и года, как «РГ» сообщила о небывало громадных совокупных долгах граждан в этой сфере в размере 275 миллиардов рублей (+10% к уровню 2015 года), но уточнила при этом, что темпы роста неплатежей начали снижаться.

И вот — новый рекорд. На днях, беседуя с корреспондентом все той же «Российской газеты», министр строительства и ЖКХ Михаил Мень заявил, что долги граждан по «коммуналке» превысили отметку в 600 миллиардов рублей. То есть речь идет уже даже не о десятке-другом процентов, а практически о трехкратном росте всего за каких-то десять месяцев!

Правда, министр признал, что в целом на долю рядовых граждане в общей массе должников приходится всего 6%, тогда как остальная часть — на совести юрлиц, управляющих компаний и других посредников. И одним из способов выведения отрасли из столь глубокого болота, полагает Михаил Мень, станет перевод владельцев жилья на систему прямых платежей поставщикам ресурсов без каких-либо посредников. Соответствующий закон, уточнил он, может быть рассмотрен уже в осеннюю сессию в Госдуме.

Однако данная инициатива так или иначе обсуждается уже не первый год, а воз, как говорится, и ныне там. Между тем члены Совета Федерации Аркадий Чернецкий и Виктор Рогоцкий предложили не выдавать на руки гражданам положенные им по закону субсидии по оплате услуг ЖКХ, а перечислять их, в частности, напрямую на счета тех же управляющих компаний. В качестве обоснования такой меры разработчики законопроекта ссылаются на то, что, согласно имеющимся у них данным население использует выделяемые субсидии на что угодно, но только не на оплату коммунальных услуг. Предлагаемая же система, по их мнению, поможет сократить размер задолженности за жилищно-коммунальные услуги в целом по стране.

Эта новация смотрится довольно странно, особенно если учесть, что рассчитывать на помощь государства в деле оплаты «коммуналки» могут в принципе только малообеспеченные граждане, тогда как Михаил Мень, напротив, уверен, что за жилье не платят сейчас чаще всего именно состоятельные люди, в том числе — владельцы так называемых «инвестиционных» квартир.

Председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председателя Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Олег Иванов также считает, что она никак не обоснована:

— Дело в том, что при оформлении субсидии на оплату услуг ЖКХ необходимо предоставить в компетентные органы справку об отсутствии задолженности перед коммунальщиками. Следовательно, «злостным неплательщиком» получатель субсидии являться не может. Кроме того, в соответствии с законодательством, нужно подтверждать свое право на получение субсидии раз в полгода. То есть при наличии долгов субсидии оформлены не будут. Поэтому собственники, имеющие право на получение субсидии, как правило, являются дисциплинированными плательщиками. А доля тех, кто при получении субсидии использует их на другие цели, крайне мала.

«СП»: Если эта схема все же будет реализована, как предполагается, с января 2018 года, не приведет ли она к появлению коррупционных схем, когда деньги точно так же будут оседать в карманах УК и исчезать в неизвестном направлении?

— Эту возможность исключать нельзя, поскольку часто управляющие компании являются заложниками такой ситуации: жильцы не оплачивают услуги ЖКХ, задолженность растет, а поставщики ресурсов требуют оплаты по счетам. Единственным источником доходов управляющих компаний остается платеж по строкам «содержание и текущий ремонт». Тем самым действующее законодательство фактически толкает управляющие организации на различные махинации. В том числе на целенаправленное банкротство. К сожалению, страдают от этого, в первую очередь, добросовестные плательщики.

«СП»: — Скажите, а зачем перечислять субсидии УК, если именно они, по мнению Минстроя, чаще всех не платят за полученные ресурсы?

— Данная инициатива исходит от членов Совета Федерации. Скорее всего, такое решение было принято даже без обсуждения с профильным министерством. Иначе это никак не согласуется с инициативой Минстроя о прямых договорах между собственниками и ресурсоснабжающими организациями, которая предполагает исключение управляющих компаний из схемы платежей. Кроме того, это потребует от государства дополнительных усилий по контролю за использованием средств управляющими компаниями, что повлечет за собой увеличение штата сотрудников надзорных органов и увеличение расходов на их финансирование.

«СП»: — А что конкретно мешает введению давно уже обсуждаемой нормы по перечислению средств за «коммуналку» напрямую поставщикам ресурсов?

— Здесь огромное влияние оказывают лоббисты, представляющие интересы сферы производителей энергии и тепла. Чаще всего это серьезные компании с большими ресурсами и возможностями. Именно они являются поставщиками ресурсов для коммунальных служб. Им проще и выгоднее вести работу с одним лицевым счетом управляющей компании, у которой в управлении находится до сотни домов, чем вести взаиморасчеты и претензионную работу с каждым собственником. Такая ситуация потребует от поставщиков значительного увлечения штата юридических подразделений, активной судебной работы и, следовательно, больших финансовых вложений. Такая схема, в случаи ее одобрения депутатами Государственной Думы, будет не выгодна для ресурсников. Поэтому они пытаются «притормозить» принятие этого закона. Вместе с тем в федеральных СМИ все чаще обсуждается вопрос перехода на прямые договоры между собственником и поставщиками ресурсов. Причем комментируют эту инициативу в основном влиятельные политические фигуры. Возможно, этот вопрос будет решен уже в скором времени.

«СП»: — Но ведь сравнительно недавно существовала непосредственная форма управления многоквартирным домом. И жильцы платили напрямую поставщикам. Зачем в принципе понадобилось ее ликвидировать?

— Это объясняется, прежде всего, низким уровнем активности граждан и слабой заинтересованностью вопросами управления домом. Как собственники, они неохотно реализуют права, предоставленные государством, и не до конца понимают, что комфорт и безопасность проживания в доме в большей степени зависит от них самих. По-прежнему действует советский стереотип, что за состояние дома должно отвечать только государство. Подобный тип мышления также связан с тем, что раньше большинство квартир в многоквартирном доме являлись муниципальной собственностью, а их хозяева по своему статусу — квартиросъемщиками. Соответственно, никаких прав и обязанностей по управлению домом у жильцов не было.

Это интересно:  Отключения электричества за неуплату: что делать, как подключить 2019 год

Сейчас же, отмечает Олег Иванов, ситуация существенно изменилась, собственников помещений стало значительно больше. А они отвечают не только за свою жилплощадь, но и за общее имущество дома, прилегающую территорию. Но, в свою очередь, сетует эксперт, власти уделяют мало внимания жилищному просвещению граждан, а недостаток правовых знаний не позволят жителям даже при желании грамотно подойти к вопросу управления.

Но и сказать, что власти совсем уж бездействуют, тоже нельзя. Ведь принимаются же новые законы, вводятся новые институты. Например, сравнительно недавно с некоторой помпой были «введены в строй» единые кассовые центры (ЕИРЦ), которые, по ожиданиям властей, как раз и были призваны «расщеплять и перенаправлять» финансовые потоки от граждан в нужные русла, минуя управляющие компании. Но долги, тем не менее, все растут и растут. Как же так получается?

Рост задолженности, поясняет финансовый директор специализирующегося на обслуживании и управлении многоквартирными домами АО «ВК Комфорт» Татьяна Стрельцова , связан больше с экономическим состоянием населения, а также необходимым временем для адаптации и привыканию к изменениям в законодательстве. Безусловно, считает она, принимаемые изменения в законах направлены на работу с долгами, причем в основном — долгами именно за коммунальные ресурсы. И здесь из основных изменений, по мнению специалиста, необходимо отметить упрощение процедуры и сокращение срока по уведомлению до 20 дней по ограничение коммунальных услуг при просрочке платежей, а также перевод нежилых помещений на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и изменения в расчете пени за просрочку. Но на действие и реализацию изменений всегда нужно время.

— Тем не менее, — развивает мысль Стрельцова, — несмотря на положительную динамику, в законодательстве есть пробелы. Например, за неуплату рядового потребителя можно ограничить только по водоотведению или электроснабжению. Если у потребителя прямой договор с поставщиком электричества, и он электричество оплачивает, а за тепло и услуги управляющей компании по содержанию и ремонту общего имущества не платит, то с точки зрения ограничения коммунальных ресурсов этому должнику можно только установить заглушку в канализацию. А это не всегда технически возможно, кроме, еще и является очень трудоемким и затратным мероприятием, под этот процесс приобретается специальное оборудование. По сути, к ряду должников ограничение не применить. Таким образом, согласно букве закона, с ними можно вести информационную работу, начислять пени, подавать на него в суд. Меры по информированию действуют на добросовестных должников, на тех, кто забыл оплатить. С теми же, у кого есть умысел не платить, любая агитационная работа бесполезна. Остается возможность подать в суд, но эффективность данного мероприятия низкая. Мы, например, активно работаем с приставами, регулярно посещаем и контролируем выполнение приставами обеспечительных мер по взысканию, но фактические поступления денег составляют лишь 30% от всех долгов, находящихся в производстве.

Что же касается введения института ЕИРЦ, добавляет Олег Иванов, то подобные организации являются лишь очередными посредниками между ресурсоснабжающей организацией и собственником. При этом их деятельность, в конечном счете, финансируется самим населением. Как показала практика, деятельность расчетных центров никак не способствует прозрачности взаимоотношений участников сферы ЖКХ. Посредники не способны решить проблемы, назревшие в отрасли. Здесь нужен комплексный подход и контроль со стороны федеральной власти.

Напрашивается вопрос: так какие же, в конце концов, меры надо принимать, чтобы если не победить задолженность совсем, то хотя бы свести ее к минимуму?

«Управленцы» в этом вопросе традиционно категоричны:

— Учитывая, что отключение ресурсов, — резюмирует Татьяна Стрельцова, — это наиболее действенный метод заставить граждан платить по счетам, необходимо вводить возможность отключения или ограничения поставок любого ресурса за неуплату всех остальных (коммунальных и жилищных). Разумеется, при надлежаще оказанных услугах. Таким образом долг должен рассматриваться не частями, а в целом, и поставщик, к примеру, электричества должен выступать регулятором и взаимодействовать с управляющей организацией.

А вот Олег Иванов уверен, что достичь этого возможно только с помощью трех слагаемых:

— Во-первых, нужно наконец принять законопроект о введении прямых договоров собственников с ресурсоснабжающими организациями. Это позволить уменьшить различного рода махинации со стороны управляющих компаний и избежать ситуации, когда люди исправно платят, но средства до поставщика ресурсов не доходят. Во-вторых, долги по ЖКХ являются прямым следствием крайне противоречивого и запутанного законодательства в этой сфере. При этом мер, предпринимаемых сегодня Правительством для повышения прозрачности сферы коммунального хозяйства и снижения задолженности, явно недостаточно. Так, собственники зачастую не понимают, как формируется итоговая сумма в платежке. А сами специалисты не понимают, какую норму законодательства необходимо брать за основу для решения некоторых вопросов. Нужны единые правила игры, понятные всем участникам данной сферы. В-третьих, экономическая сторона вопроса. В условиях, когда почти 20 миллионов граждан проживает за чертой бедности, перекладывать ответственность за все проблемы отрасли на население неправильно. Кроме того, ежегодный рост тарифов при сокращении реальных доходов граждан тоже не способствует уменьшению долгов по ЖКХ.

Также, по его словам, нельзя обойти стороной и вопрос наличия задолженности за услуги ЖКХ у организаций бюджетной сферы. Правительством, подчеркивает Олег Иванов, установлен порядок взыскания с граждан задолженности по услугам ЖКХ (ограничение, приостановление предоставления коммунальных услуг, наложение пени, запрет на выезд).

— У исполнителей услуг есть все возможности для взыскания, — уверяет он. — Однако вопрос с долгами бюджетных организаций по-прежнему остается открытым. Связанно это, как правило, с дефицитным бюджетом региона или муниципального образования. Долги у местных властей копятся годами и, как результат, происходит увеличение объёма задолженности за услуги ЖКХ по стране в целом.

Минстрой «нарисовал» портрет типичного должника за свет, газ и воду. И он почти полностью совпал с недавними выкладками Федеральной службы судебных приставов. Одними из самых злостных неплательщиков оказались люди состоятельные.

Парадокс? Не более чем другое явление: строительство жилья падает, а ипотека дешевеет, стремительно растет число взятых жилищных кредитов. Почему так происходит, «Российской газете» рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень. А также о том, что делать, если рядом с вашим новым домом не построили, как обещали, детский сад, магазин и прочую очень нужную инфраструктуру.

Михаил Александрович, судебные приставы уверяют, что самые большие коммунальные долги им приходится взыскивать в богатых регионах. В среднем на одного должника приходится по 53 тысячи недоимки. В регионах с меньшими бюджетами — от 9 до 14 тысяч.

Михаил Мень: Мы изучали портрет неплательщика. Как правило, это либо асоциальные категории, либо владельцы инвестиционных квартир. Люди покупают их на будущее -для детей или чтобы сохранить свои средства. Это нормально. Люди верят в недвижимость, это хорошо. Но если они думают — я здесь не живу, зачем платить? — то возникают проблемы. Дом отапливается, обслуживается, подъезд убирают и так далее — конечно, за эти услуги надо платить. Кстати, самыми ответственными плательщиками являются наши пенсионеры.

И каков общий долг по коммуналке в стране?

Михаил Мень: Объем общей задолженности сейчас составляет 1,34 триллиона рублей, из них долги населения 645 миллиардов рублей. Это примерно половина. И в сообщении судебных приставов, скорее всего, речь идет обо всех должниках: физических и юридических лицах. Жители в основном очень дисциплинированно платят за ЖКХ. Среди них лишь 6 процентов имеют долги по жилищно-коммунальным услугам. Правда, в последнее время эта цифра ухудшилась, раньше среди населения было 4 процента неплательщиков.

Так кто же попал во вторую группу неплательщиков, кто эти юрлица?

Михаил Мень: Это долги посредников, например, управляющих компаний. Мы надеемся, что решим эту проблему, устранив посредников между гражданами как потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. Это позволит снизить размер долгов за поставленные ресурсы.

Это интересно:  Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 ред. от 16.04.2013 2019 год

В Госдуме сейчас два законопроекта, которые позволят жильцам заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Минстрой какую из этих инициатив поддерживает?

Михаил Мень: У нас есть собственный законопроект. Он сейчас обсуждается на площадке правительства. Основным предметом дискуссии было то, что во многих регионах, например, в Москве, хорошо работают ЕИРЦ. И изменение системы расчетов за коммунальные услуги не должно разрушить эту систему. Мы нашли решение, при котором регион имеет возможность сохранить работающую схему расчетов, но в любом случае средства на счета управляющих компаний не попадают. Детали сможем раскрыть, когда документ пройдет все стадии согласования в правительстве. Он может быть рассмотрен в Госдуме в осеннюю сессию.

Когда были введены платежи на капремонт, многие отказывались их платить. Как сейчас?

Михаил Мень: Сегодня потребители увидели эффективность систем капитального ремонта, у нас собираемость платежей составляет порядка 87 процентов и по сравнению с 2015 годом она выросла на 8,5 процента. В 15 регионах собираемость взносов превысила 90 процентов. Кроме того, темпы проведения ремонтов в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросли в два раза. Это очень хороший результат. Это говорит о том, что поменялось отношение людей. Если два года назад к нам обращались с вопросами, зачем это нужно, то теперь обращения уже другого порядка. Они касаются конструктивных вещей, контроля над тем, как расходуются деньги, очередности ремонтов.

Сейчас регионы сами следят за выполнением капремонта на своей территории. Но скоро этим займется минстрой. Почему?

Михаил Мень: Мы видим, что регионы с капремонтом справляются. Но хотим сделать лучше муниципальные практики по капремонту, нам важно видеть картину по стране, но при этом не вмешиваясь в работу регионов. Речь идет только о контроле и отчетности.

Красноярские депутаты недавно предложили освободить покупателей квартир в новостройках от взносов на капремонт в течение пяти лет. Говорят, столько действует гарантия от застройщика. Это исключительно местная инициатива?

Михаил Мень: Мы дали такую возможность всем региональным законодателям еще в 2015 году. У них есть право выбора, и это один из примеров, когда депутаты пошли именно этим путем. Жилищным кодексом в этой части предусмотрена только верхняя граница, что «каникулы по уплате взносов» не должны превышать 5 лет, что как раз и является гарантийным периодом от застройщика.

А вы как считаете, надо другим регионам поступить, как в Красноярске?

Михаил Мень: Это их право. Хотя мы не очень приветствуем эту практику. Потому что владельцы квартир в новостройках, если начинают платить сразу, к моменту, когда дом будет требовать капремонта, смогут сделать его в нужных объемах и с лучшими технологиями, особенно, если решат копить на спецсчете дома. К примеру, замена одного лифта обойдется примерно в миллион, его еще накопить нужно.
Ну и, если посмотреть глобально, то платежи с момента сдачи дома оправданы. В общий «котел» сбрасываются все, и более нуждающимся ремонт делают первым за счет этих средств. А потом подходит очередь домов более поздней постройки.

Сейчас мы запустили программу по кредитованию капремонта. Это позволяет обеспечить совсем другое качество жизни людям сейчас, а потом они уже платежами по капремонту рассчитываются по этим кредитам. Неплохо пошла такая программа по замене лифтов. Наши заводы по производству лифтов пошли навстречу, они предоставляют товарный кредит, что позволяет менять лифты по всей стране.

Но сами жители по этим кредитам не платят?

Михаил Мень: Нет. Этим занимаются региональные операторы. За счет собранных взносов они погашают товарный кредит. В проекте по ускоренной замене лифтового оборудования уже более 20 регионов подтвердили свое участие. Мы посчитали, что за несколько лет сможем обновить лифтовое хозяйство и дать работу нашим заводам-производителям. И все это без серьезного задействования бюджетных средств.

В этом году интересная ситуация сложилась. У нас объемы жилищного строительства падают, а ипотечное кредитование растет. Почему это происходит?

Михаил Мень: Незначительное снижение объемов ввода индустриального жилья связано с тем, что в этом году вводятся те дома, строительство которых начиналось в острую фазу экономического кризиса 2015 года. В тот момент достраивали предыдущие объекты и откладывали начало строительства новых. При этом отметим, что стандартное жилье (эконом-класс) третий год показывает рост во многом благодаря многочисленным федеральным программам по жилищному стимулированию.

Что касается ипотеки, то здесь совместными усилиями минстроя и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) удалось добиться значительного снижения ставки и соответственно роста ипотечного кредитования. Напомню, почти два года подряд по решению правительства России мы софинансировали ипотечную ставку на покупку жилья на первичном рынке, чтобы сохранить доверие к институту ипотеки и поддержать жилищный строительный сектор.

Средняя ставка по ипотеке сегодня рекордно низкая: 10,9% на первичном рынке и 11,5% — на вторичном

В результате, на 1 июня объем выданных кредитов увеличился на 11,7 процента по сравнению с прошлым годом, а количество выросло на 5 процентов. А к примеру, если сравнивать май 2016 и 2017 года, то рост взятых ипотечных кредитов составил 28 процентов. При этом средняя ставка продолжает снижаться, сегодня она достигла рекордно низкого уровня: 10,9 процента на первичном рынке, 11,5 процента — на вторичном.

Но люди выбирают не только квадратные метры, но и среду, в которой хотят жить. Садики, школы, дороги и парки. Но не всегда буклет в отделе продаж соответствует действительности. Как отстоять свои интересы?

Михаил Мень: При покупке нужно обязательно смотреть тот инвестиционный контракт, который заключен с регионом. Застройщики должны показывать подобного рода документы и рассказывать об инвестиционных планах. Там всегда указываются, какие социальные объекты запланированы рядом с домами и как будет выглядеть общественная среда микрорайона. Не везде социальные объекты строит застройщик. Инвесторы в регионах, где цена квадратного метра высокая, делают это. Но это может быть 5-6 регионов, не больше. В остальных строит государство.

С этого года 20 миллиардов рублей заложено в бюджет на программу стимулирования жилищного строительства. Мы в 32 регионах реализуем 60 проектов, это строительство внутриквартальных дорог, детских садов, поликлиник, школ в строящихся микрорайонах. У субъектов не хватает денег на эти объекты, у застройщиков тоже. Это главный вызов сегодняшнего дня. Если не поддерживать региональных застройщиков и власти, то могут замедлиться объемы ввода жилья.

С 1 июля произошло повышение тарифов ЖКХ. Конечно, многие хотели бы, чтобы тарифы не повышались вообще. Такое возможно?

Михаил Мень: Тарифами у нас занимается ФАС. Но, конечно, мы участвуем в этом процессе. Есть два полюса мнений о формировании тарифа. Первый: нужно заморозить их в том состоянии, в котором они есть. Другая радикальная точка зрения заключается в том, чтобы тарифы отпустить и сделать их максимально рыночными. Вроде бы логичное предложение, и большинство стран с давней рыночной экономикой так живут.

Жизненный опыт подсказывает, что истина где-то посередине. Мы сейчас ограничиваем совокупный рост коммунального тарифа, ведь для потребителя в первую очередь важно, что в платежке стоит в графе «итого». Вот эту цифру мы не даем повышать выше индекса совокупного платежа за коммунальные услуги — все годы существования Минстроя России этот рост ниже инфляции. В этом году в среднем по стране он равен 4 процентам, это самое низкое повышение за последние пять лет.

Индекс дифференцирован по субъектам РФ. Где-то повышение платежей может составить 3 процента, а где-то 5. Сегодня эта схема работает эффективно. Во всяком случае, последние два года мы видим, что пиковых скачков коммунальных платежей по регионам не наблюдается.

Это интересно:  Тарифы на электроэнергию для предприятий: описание тарифов 2019 год

У региона нет возможности превысить этот предельный индекс?

Михаил Мень: Обоснованность повышения тарифов выше индекса роста совокупного платежа может быть только одна — это инвестиции в модернизацию. Например, появление услуг, которых раньше не было в платежном документе, допустим, не был муниципалитет газифицирован. И вот в нем появился газ, а вместе с этим и платежи граждан за газ. Другой вариант, когда пришел концессионер и готов повысить качество услуг или ресурсов. Простой пример, в населенном пункте вода идет с примесью железа. Приходит концессионер и говорит, что готов построить за три года станцию, которая решит эту проблему. Для этого на три года нужно будет поднять тарифы. Три года платим повышенные тарифы и получаем чистую воду.

Но это именно отдельные примеры. В абсолютном большинстве случаев тариф повышается в соответствии с индексом роста совокупного платежа. Подчеркну лишь то, что речь идет именно о коммунальных тарифах (вода, газ, свет), за жилищные услуги (домофон, уборка двора, текущий ремонт и т.д.) жители платят в зависимости от решений собственников жилья с управляющей компанией. Государство в этот процесс, как правило, не вмешивается. Здесь жители могут сами влиять на тарифы на общедомовых собраниях.

МОСКВА, 14 августа. /ТАСС/. Задолженность регионов за энергоресурсы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) достигла почти 200 млрд рублей, общий объем задолженности в отрасли составляет 1,34 трлн рублей. При этом около половины этой суммы — это просроченные счета населения. Вторую группу неплательщиков составляют посредники, такие как управляющие компании. Эксперты рассказали ТАСС, почему сложилась такая ситуация и как с ней бороться.

Все долги в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно разделить на три категории: задолженность бюджетных организаций, задолженность населения и долги управляющих компаний. Последние, по данным Минстроя России, являются основными должниками, с которыми необходимо бороться.

Долг может возникнуть по нескольким причинам, рассказывает руководитель управления взыскания задолженности «ПИК-Комфорт» Игорь Захаров.

«Во-первых, долг может возникнуть из-за некорректного расчета нормативов потребления коммунальных ресурсов. Либо, если управляющая компания сама предоставляет коммунальные услуги, то именно она несет финансовую ответственность перед ресурсоснабжающей организацией за жителей, которые не оплачивают коммунальные услуги. Кроме того, важно понимать, что в любой компании необходимо правильно выстраивать работу с дебиторской задолженностью и грамотно планировать распределение финансов», — говорит Захаров.

При этом, подчеркивает эксперт, никто не отменял тот факт, что на рынке существуют недобросовестные фирмы- однодневки, которые собирают деньги с жителей, накапливают долги перед ресурсоснабжающими организациями, а затем целенаправленно банкротятся.

В Минстрое это подтверждают. «Значительная часть долгов за ЖКХ (603 млрд рублей — прим. ТАСС) образовалась из-за того, что недобросовестные управляющие компании, фактически выступающие посредниками, не перечислили средства граждан ресурсоснабжающим организациям», — говорит министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

По словам исполнительного директора Ассоциации управляющих организаций «Новое качество» Олеси Лещенко, для добросовестных участников рынка сложившаяся система правоотношений в сфере предоставления коммунальных услуг также является тяжелым бременем, поскольку в среднем уровень собираемости платежей составляет 97% (в некоторые месяцы — 85%), а управляющая организация вынуждена рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией полностью.

«Такая система неизбежно формирует систематические убытки, а управляющая организация рискует своей лицензией за неисполнение обязательств со стороны потребителей услуг», — поясняет Лещенко. Решению существующей проблемы будет способствовать исключение управляющих организаций из цепочки платежей и переход на «прямые договоры» между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах (МКД).

В Минстрое также признают необходимость перехода на «прямые договоры». В частности, сегодня ведомство работает над законопроектом, который позволит напрямую направлять средства, перечисленные жильцами в компании, поставляющие электроэнергию, тепло и воду.

«Мы надеемся, что решим проблему, устранив посредников между гражданами как потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. Это позволит снизить размер долгов за поставленные ресурсы», — говорит Мень.

Долги населения, которые составляют 645,1 млрд рублей, по сравнению с итогами 2016 года снизились на 21%, отмечают в Минстрое. По данным ведомства, на граждан приходится примерно 6% неплательщиков. «Общая платежная дисциплина по стране достаточно высокая, собираемость платежей населения составляет 89,4%», — указывают в министерстве.

Основными неплательщиками эксперты называют либо асоциальные категории, либо владельцев инвестиционных квартир. А самой дисциплинированной категорией плательщиков являются пенсионеры.

Лещенко из Ассоциации «Новое качество» говорит, что социально незащищенные граждане — малоимущие, пенсионеры, многодетные семьи — стараются оплачивать жилищно-коммунальные услуги вовремя, потому что получают субсидию на оплату ЖКУ, ключевое условие предоставления которой — отсутствие долгов или подписанное соглашение об их реструктуризации.

Однако эксперты отмечают, что задержки в оплате коммунальных услуг возникают потому, что нет четко отлаженной системы в работе с просроченной задолженностью. По статистике, только 50% жителей оплачивают коммуналку до 10 числа, как это установлено Жилищным кодексом. Остальные допускают просрочки. Некоторые жители оплачивают коммунальные услуги один раз в 3-6 месяцев.

«В сфере ЖКХ задолженность начинают считать просроченной, когда ее срок превышает 90 дней и при просрочке в один-два месяца для должников не наступает никаких последствий. Это приводит к тому, что для потребителя становится нормой платить с задержкой», — подчеркивает Захаров из «ПИК-Комфорта».

Ресурсоснабжающая организация имеет рычаги влияния и на управляющие компании, и на население, но есть категория неплательщиков, повлиять на которую практически невозможно. Так, долги бюджетных организаций за жилищно-коммунальные услуги достигли 92,5 млрд рублей, указывают в Минстрое.

«Есть потребители, отключение которых невозможно: объекты ЖКХ, оборонные или бюджетные организации. И соответственно, стимулов к соблюдению платежной дисциплины у таких клиентов значительно меньше, чем у обычных потребителей, и выделение средств на оплату электроэнергии у подобных предприятий происходит в последнюю очередь по остаточному принципу», — объясняет президент «Русэнергосбыта» Михаил Андронов.

Он подчеркивает, что отключение электроэнергии не может производиться по целому списку объектов: медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи, государственные учреждения ветеринарии, объекты водоснабжения и канализации, объекты вентиляции, водоотлива и т. д.

Эксперты считают, что для изменения ситуации необходимо применять комплексный подход при взыскании просроченной задолженности с должников.

«Он может состоять из нескольких этапов: телефонные переговоры, уведомления по почте, выезды, автоинформирование, смс-рассылки, ограничение водоотведения или электроснабжения (данные меры регламентируются постановлениями правительства и невозможны без уведомления собственника — прим. ред.), взыскание через суд», — говорит Захаров из «ПИК-Комфорта».

Однако, по мнению Лещенко из Ассоциации «Новое качество», судебное взыскание не всегда является действенной мерой, поскольку служба судебных приставов в состоянии исполнить только порядка 40% судебных приказов и удовлетворенных исковых требований.

Позиция ресурсоснабжающей организации более радикальна. Так, Андронов из «Русэнергосбыта» предлагает кардинально изменить «правила игры».

«По всему миру уже внедряются предоплатные системы за услуги ЖКХ, такие как сейчас используются в мобильной связи. В частности, наши европейские акционеры из корпорации Enel занимались внедрением подобной технологии по всей Италии. Сейчас эта система блестяще работает и позволила значительно снизить уровень задолженности», — говорит Андронов.

Статья написана по материалам сайтов: rcmm.ru, kprf-kchr.ru, mcrenaissance.ru, tass.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector