+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами будет сохранен в полном объеме 2019 год

Эксперты рассмотрели границы ответственности управляющих организаций при исполнении ими лицензионных требований, а также результативность проведения лицензионного контроля в качестве главного показателя эффективности управления МКД. В качестве результатов встречи участники предложили механизмы совершенствования системы лицензионного контроля.

С критикой в адрес лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами выступила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, Светлана Разворотнева: «Все сегодня недовольны механизмом лицензионного надзора и контроля. При его реализации многие аспекты не учитываются, поэтому этот механизм не работает». Разворотнева предложила, чтобы ОП РФ и ОП регионов приобрели право проведения нулевых чтений не только законопроектов, но и постановлений правительства. «Методика платы за содержание жилья требует пересчета, и, пока это не произойдет, ситуация кардинально не изменится в лучшую сторону», — заявила эксперт.

Модератор встречи, председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор заявил, что был изначально против введения лицензирования управляющих компаний (УК). И на сегодняшний день, по его мнению, внедрение этой практики не принесло позитивных результатов.

«Сегодня нам надо говорить о том, есть ли результат или его нет. Теоретики говорят — есть, а практики — нет. Я изначально говорил, что лицензирование УК было реализовано неверно и с огрехами, и теперь мы пожинаем плоды. Я постоянно посещаю регионы и сталкиваюсь с проблемами со стороны как УК, так и жителей. Наша комиссия получает тысячи писем, где ругают УК, и часто мы находим несправедливыми и необоснованными эти обвинения», — сказал общественник.

Исполнительный директор СРО НП «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры» Александр Тарасенко считает, что лицензирование не дает возможности развиваться управляющим организациям и создавать здоровую конкуренцию на этом рынке.

«Лицензированием не удалось достичь того, что хотели. Это мощное административно-карательное действие, которое не дает профессионального развития УК. Считаем, что СРО (саморегулируемые организации) необходимо интегрировать с лицензированием, чтобы лицензию получали только члены СРО», — предложил Александр Тарасенко.

С претензиями к лицензионному контролю согласился генеральный директор консалтинговой компании «Инноватика» Дмитрий Стригуненко.

«Лицензирование должно было урегулировать отношения между потребителями и УК и их взаимодействие вывести в сферу не административного воздействия, а гражданско-правового поля, но получился сильный перекос в сторону потребителя. Сейчас есть наказания в виде штрафа и отзыва лицензии — и то и другое приводит к уходу компании с рынка», — сказал он.

Эту же проблему упомянул директор ООО «Эксперт-право» Евгений Сапрыкин: «После штрафа в 250–300 тысяч рублей компания неизбежно ликвидируется. Это экономически невыгодно. УК должны ресурсоснабжающим организациям, потребители не платят за коммунальные услуги, и УК банкротятся за долги и штрафы».

Сапрыкин предложил переходить на прямые договоры потребителей с ресурсоснабжающими организациями, но при этом усовершенствовать правовое регулирование, внеся изменения в законодательство. А также смягчить штрафную политику для УК.

Директор партнерства АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая рассказала, что сегодня проходит большое количество внеплановых проверок УК по различным направлениям их деятельности и выписывается много штрафов.

«Считаю, должны существовать жесткие процедуры внеплановых проверок. Не следует проводить полные проверки по всем направлениям, а только по тем аспектам деятельности УК, на которые поступили жалобы, и выявлять именно то нарушение, о котором сообщили граждане. Необходимо предоставлять компании возможность реабилитироваться до следующей проверки. Там, где низкий процент штрафа, там меньше нарушений. Позитивный опыт у Москвы», — отметила Татьяна Вепрецкая.

Начальник отдела антимонопольного контроля управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС РФ Сурен Оганесян пообещал, что все предложения, высказанные в рамках круглого стола, будут учтены ведомством и при обосновании приняты меры реагирования.

«Мы уделяем особое внимание сигналам со стороны общественных организаций. Полномочия у нас ограничены, и мы реагируем тогда, когда есть нарушения именно антимонопольного законодательства», — сказал Сурен Оганесян.

Председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Лариса Борисенко отметила, что население не почувствовало плюсов от введения лицензирования, люди не заметили, что для них произошли перемены: «Перед этим заседанием мы провели срез мнений граждан Московской области и выявили, что жители не знают, как себя вести и что именно для них изменилось».

Заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Ольга Олейникова представила позицию отраслевого министерства.

«В Минстрой поступает много жалоб и многие недовольны своими УК. Мы согласны, что собственники сегодня неактивны, поэтому без лицензионного контроля никак не получится. Мы наблюдаем, что после вынесения предписаний государственной жилищной инспекцией многие УК исправляют то, на что поступила жалоба, и не доводят ситуацию до штрафа. Считаем, что лицензионный контроль — эффективный инструмент воздействия на УК, они стали бояться совершать нарушения, которые раньше никак не регулировались», — считает Ольга Олейникова.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов предложил ужесточить лицензионный контроль для УК, чтобы механизм все же работал: «Получить лицензию сложно, потерять — легко». По его мнению, на рынке ЖКХ много недобросовестных организаций, и благодаря лицензированию удастся отфильтровать лучших: «Если с рынка уйдет половина компаний, он ничего не потеряет, а, наоборот, приобретет улучшения», — заявил общественник.

порядков проведения органами государственного жилищного надзора проверок

при осуществлении государственного жилищного надзора и лицензионного контроля

(в отношении управляющих организаций)

Органом государственного жилищного надзора проводятся плановые (ч.4.1 ст.20 ЖК РФ) и внеплановые (ч.4.2 ст.20 ЖК РФ) проверки. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст.11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон) (ч.11 ст.9 данного закона);Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст.11 и 12 Закона (ч.4 ст.10 Закона)

Это интересно:  Регистрация права собственности на дом: оформление, сроки, госпошлина 2019 год

В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и внеплановые выездные проверки (ч.6 ст.19закона№ 99-ФЗ);

Плановые(ч.11 ст.9 закона 294-ФЗ) и внеплановые (ч.4 ст.10закона 294-ФЗ)проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.в порядке, установленном соответственно ст.11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

2) окончания проведения последней плановой проверкиюридического лица, индивидуального предпринимателя (ч.4.1 ст.20 ЖК РФ).

Плановые проверки проводятсяв соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, утвержденным лицензирующим органом, по следующим основаниям:

истечение 1 года со дня принятия решения о предоставлении (переоформлении) лицензии;

истечение 3 лет со дня окончания последней плановой проверки (ч.10 ст.19 закона « 99-ФЗ).

Наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием внеплановой проверкиявляется:

1) поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению МКД (далее — управляющая организация (УО), в целях заключения с УО договора управления МКД, решения о заключении с УО договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, решения о заключении с указанными в ч.1 ст.164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств,

предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (ч.4.2 ст.20 ЖК РФ),

Кроме того, согласно ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, основаниями для внеплановой проверки являются:

2) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений о фактахгрубых нарушений лицензиатом лицензионных требований (ч.2 ст.10 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ч.11 ст.19 закона№ 99-ФЗ). В Федеральном законе от 21.07.2014 №255-ФЗ, в Положении о лицензированиипонятие «грубое нарушение» не раскрыто,данный перечень отсутствует.

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных ч.7 и 9 ст.18 закона № 99-ФЗ, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям(ч.5 ст.19 закона № 99-ФЗ).

В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых МКД является лицензированной.

Субъекты хозяйствования, изъявившие желание осуществлять некоторые виды деятельности, в том числе в области ЖКХ, сталкиваются с таким понятием, как лицензионный контроль. Что это такое? Каковы функции, требования и формы проведения лицензионного контроля? Обо всем, что связано с этим понятием, вы узнаете из данной статьи.

Это интересно:  Оформление договора аренды земельного участка: формы аренды, порядок процедуры 2019 год

Лицензионный контроль (в том числе и жилищный) – это административно-правовая процедура, направленная на установление и устранение имеющихся правовых нарушений в сфере деятельности, связанной с лицензированием.

Контроль за соблюдением лицензионных требований, применим к юрлицам и ИП, которые проводят лицензированную деятельность. В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых многоквартирных домов является лицензированной.

В стадии лицензионного контроля входит:

  • получение контролирующими субъектами необходимых данных;
  • анализ и сопоставление данных (сравнительный анализ);
  • определение правовой квалификации;
  • принятие решения и установленных законом мер в отношении лицензиата.

Целью лицензионного контроля является осуществление проверочных функций, связанных с полнотой и достоверностью информации о соискателе либо о лицензиате. Такая информация содержится в заявлениях на получение лицензии, в документации, определяющей возможность выполнять лицензионные требования и условия, а также в проверке соблюдения лицензионных требований и условий в процессе деятельности.

Лицензирование – это не только деятельность, направленная на выдачу или переоформление лицензий. В данное понятие входит и контроль лицензирующего органа за выполнением установленных требований при ведении деятельности.

Контролировать выполнение таких требований вправе лицензирующий орган (субъект лицензионного контроля), на которого возложены соответствующие функции в пределах его компетенции.

Порядок организации и осуществления контроля предусмотрен ст.19 ФЗ от 4.05.11 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения документальных проверок, в ходе которых сопоставляются сведения, предоставленные субъектом хозяйствования с данными ЕГР юрлиц и ИП.

Субъекты лицензионного контроля проводят документальные проверки, которые, согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», бывают выездные и невыездные, плановые и внеплановые.

Выездные документальные проверки, в отличие от невыездных, проводятся по месту расположения юрлица или ИП.

Жилищным Кодексом предусмотрены такие понятия, как государственный жилищный надзор, муниципальный и общественный жилищный контроль. Фактически это деятельность уполномоченных органов, в функции которых входит установление фактов нарушения правил и требований, определенных нормативными актами жилищного законодательства, законодательства о повышении энергоэффективности и энергосбережения, порядка формирования и использования фонда капремонта.

Плановые проверки субъекта хозяйствования предусмотрены годовым графиком (планом проверок), который разрабатывается и утверждается в установленном законом порядке. Существуют следующие основания для включения субъекта хозяйствования в госплан:

  • если с момента оформления либо переоформления лицензии прошел 1 год;
  • по истечении 3 лет с момента проведения плановой документальной проверки;
  • по истечении установленных законодательством сроков с момента проведения проверки субъекта хозяйствования, который проводит лицензируемую деятельность в определенных сферах.

Внеплановые проверки проводятся:

  • по истечении срока выполнения субъектом хозяйствования предписания об устранении нарушений лицензионных требований;
  • в случае письменного обращения граждан, ИП, юрлиц, а также при поступлении информации от органов госвласти, из медиа-средств о грубых нарушениях правил лицензирования;
  • по истечении срока приостановления действия разрешительного документа;
  • при наличии ходатайств субъекта лицензирования;
  • при наличии распоряжения или требования, выданного субъектом лицензирования на основании поручений высших органов власти.

С целью получения или переоформления лицензии в органы, осуществляющие функции контроля, подается соответствующее заявление. Предметом внеплановых документарных проверок соискателей или лицензиатов являются данные, которые содержатся в документах и самом заявлении и их сравнительная оценка с данными, отраженными в ЕГР юрлиц и ИП, а также в иных государственных информационных источниках.

Кроме этого, в процессе проведения внеплановой выездной проверки проверяется наличие сотрудников, удостоверяется надлежащее техсостояние помещения, здания, сооружения, средств и оборудования, а также других объектов, использование которых предполагается при осуществлении лицензированной деятельности субъектом хозяйствования. То есть проверяется возможность осуществления функций, заявленных в регистрационных документах.

Подробный и полный перечень нарушений установлен нормативными актами о лицензировании соответствующего вида хозяйственной деятельности. Как правило, к ним относят нарушения, связанные:

  • с риском нанесения значительного вреда жизни и здоровья людей;
  • с угрозой людских жертв или причинения значительного вреда здоровью людей, причинения вреда средней тяжести здоровью 2 и более людей;
  • с нанесением ущерба правам и интересам граждан, обороноспособности и безопасности страны;
  • с нанесением вреда флоре и фауне;
  • с нанесением вреда историческим и культурным памятникам;
  • с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (техногенной катастрофы).

Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, вправе привлекать экспертные организации к проведению проверки. Предоставление документов для проведения документальной проверки осуществляется на основании письменного запроса уполномоченных органов местного самоуправления.

При проведении документальных проверок, должностные лица наделены следующими функциями:

  • запросить и получить от соискателя или лицензиата документы, которые касаются предмета такой проверки, проводить их анализ, при необходимости изготавливать копии;
  • использовать при проведении проверки техсредства: компьютеры, электронные носители информации, калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны, средства фиксации (аудио- и видеосвязи), фотоаппараты;
  • потребовать от субъекта хозяйствования необходимые письменные объяснения, если в процессе проверки выявлены нарушения, противоречия в предоставленных документах, ошибки или несоответствия данных, предоставленных к проверке с данными, полученными субъектом лицензионного контроля;
  • осуществлять в ходе проведения проверки иные, предусмотренные законом, действия.

В обязанности должностных лиц, осуществляющих лицензионный контроль, входит:

  • своевременное и в полном объеме выполнение полномочий, связанных с предупреждением нарушений условий лицензирования;
  • соблюдение требований законов РФ, устанавливающих права и законные интересы проверяемых субъектов хозяйствования;
  • проведение проверок на законных;
  • осуществление проверки исключительно в период выполнения своих должностных обязанностей;
  • предъявление служебного удостоверения, распоряжения либо приказа на проверку;
  • допуск к проверке руководителя или представителя субъекта хозяйствования, предоставление разъяснений по поводу выявленных нарушений или несоответствий;
  • предоставление присутствующим должностным лицам субъекта хозяйствования документов или данных, которые относятся к проверке;
  • ознакомление руководителя либо представителей субъекта хозяйствования с полученными результатами;
  • при обжаловании действий, обосновывать их проведение в порядке, установленном законом;
  • соблюдение установленных сроков проведения проверки;
  • ознакомление должностных лиц с регламентом проведения проверки;
  • соблюдение порядка выхода на проверку.
Это интересно:  Подать в суд на управляющую компанию: подробная инструкция 2019 год

Требование документов, не связанных с проведением проверки и предоставление которых не предусмотрено законодательством, запрещено.

В своем официальном письме от 5 августа 2015 года Минстрой РФ ответил на самые часто задаваемые вопросы об осуществлении лицензионного контроля по управлению МКД. В целом были даны ответы на 2 злободневных вопроса: касательно ведения реестров лицензий, выданных УК, и проверок расчетов управляющих компаний с РСО по коммунальным ресурсам.

Согласно ч.2 ст.198 Жилищного кодекса, в течение 3 дней с момента заключения договора управления УК должна передать данные сведения в орган ГЖН, а также опубликовать информацию на Реформе ЖКХ, в ГИС ЖКХ и на своем официальном сайте в рамках Стандарта раскрытия информации. После того, как орган ГЖН внесет необходимые изменения в реестр лицензий субъекта РФ, управляющая компания вправе приступить к своей деятельности по управлению 1 новым домом или несколькими добавленными домами.

Порядок и сроки внесения соответствующих корректировок в реестр лицензий устанавливает орган ГЖН, что регламентировано ч.3 ст.198 ЖК РФ. А до этого момента, как утверждает Минстрой, необходимо пройти проверку на соблюдение лицензионных требований управляющей компанией (подробнее об этом в другой статье).

Напоминаем, что все УК должны соблюдать лицензионные требования по управлению МКД согласно положению о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, закрепленному в Постановлении Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года.

Что это значит? Это значит, что когда управляющая компания обращается в орган ГЖН с просьбой включить МКД в реестр лицензий, то ведомство должно осуществить проверку полноты раскрытия информации и достоверности предоставленных в заявлении и приложенных документах сведений.

Также Минстрой ссылается на то, что в перечне документов должны быть в обязательном порядке приложены копии протоколов ОСС, договора управления, который подписан в строгом соответствии с требованиями Жилищного кодекса. Если же управляющая компания была выбрана посредством открытого конкурса, то должна быть обязательно приложена копия протокола конкурсной комиссии и договора управления, который подписан управляющей компанией.

Если управляющей компании удастся подтвердить полноту и достоверность предоставленных сведений, то соответствующие изменения будут внесены в реестр лицензий. Эта норма отражена в ФЗ №255 от 21.07.2014 года. Если орган ГЖН выявит расхождения или неполноту раскрытия информации, то будет назначена и проведена проверка на предмет соблюдения управляющей компанией лицензионных требований в сроки, установленные административным регламентом ведомства.

Также Минстрой напомнил всем управляющим компаниям об изменениях, которые внесены Федеральным законом №176 от 29.06.2015 года в действующую редакцию ЖК РФ и которые ужесточают ответственность за фальсификацию протоколов ОСС. Этот закон придает протоколу ОСС статус официального документа, за фальсификацию которого может наступить уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Мы не будем останавливаться на этом подробно, так как посвятили этой теме отдельную статью.

Данная проверка проводится органом ГЖН в рамках осуществления лицензионного контроля. Как гласит подпункт “б” п.3 Положения о лицензировании, исполнение УК взятых на себя обязательств по договору управления МКД относится к числу лицензионных требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ. В рамках реализации этой статьи Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года определены Правила осуществления деятельности по управлению МКД.

Согласно подпункту «ж» п.4 Правил управления МКД, управляющей компанией с РСО должны осуществляться организация и расчеты за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая КУ. Поэтому соблюдение порядка осуществления расчетов УК с РСО относится к числу лицензионных требований и подлежит лицензионному контролю.

Если в орган ГЖН поступят жалобы от населения, обращения ИП, юридических лиц, заявления органов государственной власти и местного самоуправления, а также информация из СМИ о фактах нарушения управляющей компанией лицензионных требований, то ведомство должно будет провести проверку по вопросу соответствия УК лицензионным требованиям. Если будут выявлены и доказаны нарушения, то управляющую компанию привлекут к административной ответственности по ст.7.23.3. и 14.1.3. КоАп РФ.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь! Ксения Терлецкая

Поделитесь с коллегами и друзьями

В своем официальном письме от 5 августа 2015 года Минстрой РФ ответил на самые часто задаваемые вопросы об осуществлении лицензионного контроля по управлению МКД. В целом были даны ответы на 2 злободневных вопроса: касательно ведения реестров лицензий, выданных УК, и проверок расчетов управляющих компаний с РСО по коммунальным ресурсам.

Статья написана по материалам сайтов: gkhkontrol.ru, www.center-kgh.ru, advokat-malov.ru, roskvartal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector