Коррупция в сфере ЖКХ: ее проявления и как с этим бороться 2019 год

Авторы Жилищного кодекса в период вступления ЖК РФ в действие заявляли, что новый кодекс исключает коррупцию в принципе. Но в действительности новый Жилищный кодекс, 2005 года, добавил новые возможности для коррупции в области ЖКХ, как большие, так и малые, в отдельно взятой управляющей компании обслуживающей группу домов.

1.Согласно закона в настоящее время муниципальное жилье предоставляется лишь малоимущим. Однако кто такие малоимущие и по каким критериям они могут быть определены в ЖК РФ не указывает. Поскольку определения кто такие малоимущие, и что этот термин подразумевает, в законе не дано, а то малоимущая ваша семья или нет, определяет местный чиновник. За время работы ЖК РФ малоимущими, гражданами, которые могли бы получить право встать в очередь на предоставление жилья практически почти никто не признан. Вопрос ясен – малоимущие не имеют средств на дачу презента чиновникам, однако если даже гражданин получит статус малоимущего и встанет на очередь для получения жилья, то процесс ожидания жилья весьма долгий.

2. Согласно ЖК РФ кого надлежит выселить за неуплату поручено определять местным чиновникам. Поскольку предполагался индивидуальный подход по этому вопросу, значит окончательное решение отдано на усмотрение чиновников. В настоящее время вышеуказанные положения ЖК РФ применяются не в достаточной мере, но еще не вечер. Если должен за ЖКУ и не платишь долги – задобри чиновника и ты не будешь признан злостным неплательщиком и окажется, что твои долги возникли по уважительным причинам. Авторы реформы ЖКХ полагают, что главная проблема сферы ЖКХ – монополия на предоставление услуг. Жилищный кодекс как бы разрушает данную гипотизу, так как вводит понятия – непосредственное управление, ТСЖ, управляющие компании. В действительности при создании Управляющих компаний никакой рыночный механизм не закладывается, и создаются они на базе старых организаций коммунального комплекса. Практически акционировались бывшие государственные и муниципальные структуры. Предполагатся передача акций созданных управляющих компаний в доверительное управление фирмам афилированным городским властям. Таким образом, создается не рынок по предоставлению услуг населению, а мощная монополия, не государственная а коммерческая. Малый и средний бизнес здесь неуместен. При государственной монополии государство само поддерживало жилищный фонд, т.к. оно само обеспечивало жильем население. Коммерческая монополия умышленно разрушает жилищный фонд, в наиболее пристижных районах для того, чтобы на месте старых домов строить элитное дома, а жителей старых домов переселить в некачественное жилье, расположенное в отдаленных районах. Это гораздо выгоднее ЖКХ. В ряде случаев жителей вновь построенных домов понуждают заключать договора на содержание и обслуживание с указанными застройщиком управляющими компаниями. Выходит пикантная ситуация дом еще не сдан, жителей нет, а управляющая организация за которую жители голосуют уже есть. Вдобавок ко всему надо оплатить не предоставленные услуги не много не мало, а за полгода вперед. Такие предприятия организуются на остатках бывших предприятий коммунального комплекса афилированными городским властям. Согласно ЖК РФ для выбора управляющей компании должно проводиться общее собрание жильцов-собственников, которое принимает решение о выборе управляющей компании. Но в действительности общее собрание не проводится, решение жильцами-собственниками не принимается, а протокол общего собрания фальсифицируется. Договор на содержание и обслуживание дома составляется с максимальным учетом интересов управляющей компании. Эта управляющая компания может установить любые тарифы на предоставляемые ею услуги, назначать дополнительные платежи – и все как бы по закону и никаких нарушений, а о коррупции и речи нет.

Согласно ЖК РФ, если жителями не проведено общее собрание собственников и не выбран способ управления домом до 01.01.2007 года, то тогда муниципалитет объявляет конкурс и выбирает им управляющую компанию. Этим указанием ЖК РФ дал хорошую почву для коррупции, т.к. на самом деле никакие конкурсы проведены не были, а если и были, то жители для участия в них не допускалось. Все регионы РФ начали вести работу по модернизации ЖКХ и в этой связи ими приняты соответствующие программы. Средства для финансирования этих программ поступают из федерального бюджета. Как распределять эти средства решается в высоких кабинетах.

Процесс формирования тарифов на ЖКУ местной властью в отдельно взятых населенных пунктах может явиться причиной коррупционных проявлений в сфере ЖКХ.

Местные монополисты устанавливают нам тарифы на услуги по снабжению электричеством газом, теплом, водой, телефонной связью, а местные власти их утверждают.

Каким образом происходит процедура утверждения никому не известно, кроме тех, кто в этом участвует. Все расчеты основываются на средней норме прибыли получаемой монополистами, но как они конкретно ведутся — это тайна. Этим создается питательная среда для коррупции. Для ликвидации коррупции в сфере ЖКУ необходимо централизовать всю тарифную политику. Почву для коррупционных проявлений в сфере ЖКХ создают не предоставленные услуги, иногда создающие солидную экономию поставщикам, и оплаченные населением.

ЖКХ содержит в себе много возможностей получать прибыль, без улучшения качества предоставляемых услуг и практически не производя никакой работы для потребителей. Это затяжка на многие годы ремонта домов, коммуникаций и др. Расчет властей здесь простой: потребитель все это оплатил, зачем что-то делать, все это со временем спишется, т.к. новый ЖК РФ переложил бремя содержания и ремонта домов на жителей-собственников.

В квитанциях на оплату ЖКУ прописаны две графы «техобслуживание» куда входят содержание жилья и текущий ремонт, «капитальный ремонт». Однако никакой ремонт не делается, хотя согласно нормативов в каждом платеже за ЖКУ содержится 2% отчисляемые на капитальный ремонт, которые по мере поступления должны накапливаться. Это огромные деньги, но где они и на какие цели потрачены неизвестно. По этому Президент РФ В.В. Путин, в одном из своих выступлений признал необходимым установление самого жесткого контроля за сферой ЖКХ. ЖК РФ поставил задачу установить рыночные механизмы в ЖКХ, но эти механизмы служат не ужесточению контроля, а освобождению сферы ЖКХ от какого бы то нибыло контроля. Правительство заверило население РФ, что будет проведена независимая экспертиза реальных затрат в ЖКХ, но эта экспертиза проведена так и не была. Видимо это кому — то очень не выгодно. Власти постоянно, с помощью средств массовой информации внушают гражданам, что никому в настоящее время ни под силу нести бремя затрат по содержанию ЖКХ ни населению, большинство которого в результате проводимых в РФ реформ поставлено на грань выживания, ни государству. Однако власти умалчивают о том, что если решить проблемы коррупции и казнокрадства, это бремя вполне может осилить государство. По какой причине создалось такое критическое положение? На ЖКХ ежегодно выделяются около 40% из региональных бюджетов, кроме того, отчисляются не малые деньги федеральным бюджетом и все это на фоне непомерно растущих тарифов и постоянно увеличивающихся расходов граждан. Где же эти средства, куда они уходят? Ответ простой средства эти делятся между чиновниками и работниками сферы ЖКХ, каждому, как говорится, согласно его ранга.

Приняв Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, ратифицированную Советом Европы, РФ еще не установила никакой ответственности за коррупцию. Не публиковалось сообщений о наказании коррупционеров-работников сферы ЖКХ. Бороться с коррупцией однобоко в сфере ЖКХ-сизифов труд. Невозможно победить коррупцию в отдельно взятой сфере ЖКХ т.к. в ней вращаются огромные деньги.

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Новикова М. А.

В статье рассмотрены проблемы определения понятия коррупции , проводится анализ основных коррупционных схем в сфере жилищно коммунального хозяйства в Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Новикова М.А.,

The article considers the problem of the definition of corruption, an analysis of major corruption schemes in the area of housing and communal services in the Russian Federation.

This article reviews and analyzes characteristics of obtaining forensic relevant verbal information in cases of inappropriate use of budget funds. It also gives recommendations how to improve developing necessary investigative actions.

Key words: inappropriate use of a budget funds, interrogation, confrontation, evidence.

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

В статье рассмотрены проблемы определения понятия коррупции, проводится анализ основных коррупционных схем в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, жилищно-коммунальное хозяйство, коррупционные схемы, ресурсные компании.

Коррупция является одной из «вечных» проблем развития человеческого общества. Это сложное комплексное явление, в котором выделяются политические, экономические, социальные, моральные и собственно правовые аспекты. В толковом словаре Ожегова и Шведовой дается такое определение: «Коррупция — моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [1, С.36].

Коррупция (от латинского слова соггитреге — растлевать, подрывать, подкупать) — термин, обозначающий как правило использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству.

Законодательством Российской Федерации на сегодняшний день не дано определение коррупционного преступления, однако, исходя из вышеуказанного

определения коррупции и понятия преступления, закрепленного в ч. 1 ст. 14 УК РФ, под коррупционным преступлением понимается виновное совершенное физическим лицом общественно опасное деяние с незаконным использованием им своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе от имени или в интересах юридического лица, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания [3].

Совместным указанием Генпрокуратуры РФ N 450/85 и МВД РФ N 3 от 28.12.2010 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» определен перечень преступлений коррупционной направленности

Так, к наиболее распространенным преступлениям коррупционной направленности относится дача взятки (ст. 290 УК РФ), получение взятки (ст. 291 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), мошенничество, присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ), злоупотребление и превышение должностными полномочиями, совершенные с корыстным мотивом (ст.ст. 285, 286 УК РФ).

Это интересно:  Конкурс по выбору управляющей организации многоквартирным домом 2019 год

Сфера проявления коррупционной деятельности в общественных отношениях весьма широка и, как правило, протекает в скрытой, неочевидной форме (так как зачастую сопровождается сокрытием при помощи иных преступлений или злоупотреблений). В основе существования коррупции также лежит наличие системы иерархии должностей, системы разрядов должностных окладов.

Анализ современного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства показывает, что создаваемые управляющие компании наделяются значительными полномочиями в плане регулирования финансовых взаимоотношений основных участников рынка жилищно-коммунального хозяйства: ресурсных компаний и потребителей услуг. В то же время контроль за этим важнейшим звеном рынка жилищно-коммунального хозяйства еще не налажен должным образом и характерным признаком наличия коррупции в этой сфере является растущее недовольство населения бесконтрольным ростом платежей за услуги жилищно-коммунального хозяйства.

По данным фонда ИНДЕМ, приведенным в докладе «Диагностика российской коррупции: социологический анализ», риск коррупции во взаимоотношениях с жилищно-коммунальным хозяйством составляет 32 %, то есть почти одна треть обращений граждан в жилищно-коммунальные хозяйства подвергается коррупционному воздействию. Это четвертый показатель среди шестнадцати областей возможной бытовой коррупции во взаимоотношениях граждан и власти. Выше коррупционный риск только во взаимоотношениях с ГИБДД, сферой здравоохранения и военкоматами. При этом объем рынка

коррупционных услуг в данной сфере, то есть количество денег, затрачиваемых гражданами России в год на взятки жилищно-коммунальной службе, составляет 22, 7 млн. долларов — двенадцатый показатель из шестнадцати возможных. Эти данные позволяют предположить, что незначительная в сравнении с другими сферами взаимодействия граждан и власти сумма взяток в жилищно-коммунальном хозяйстве при их повсеместном распространении приводит к так называемому опривычиванию коррупции [5].

За последние годы на рынке жилищно-коммунальных услуг сложилась ситуация когда на смену муниципальным жилищным службам пришли частные компании. Если муниципальным службам было невыгодно экономить полученные средства, то приход в сферу содержания жилья частных компаний повернуло все прямо наоборот. Частному предпринимателю выгодно получить максимальную прибыль от своей работы, а она максимально в коммунальной сфере образуется только тогда, когда за полученные на содержание определённых услуг средства эти услуги не оказываются, а деньги остаются у предпринимателя.

Можно отметить, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства сложилось несколько коррупционных схем, которые можно разделить на следующие виды:

1) взимание платы за услугу, которая не оказывается либо двойное взимание за одну и ту же услугу, необоснованное завышение тарифов.

2) коррупция на этапе подключения к коммуникациям;

3) коррупция в садоводческих объединениях. Особенностью данного типа жалоб является то, что фактически, садоводческие объединения превращаются в жилые поселки с соответствующей жилищно-коммунальной инфраструктурой, находящейся в собственности садоводческих объединений; Коммунальная инфраструктура, находящаяся в собственности садоводческих хозяйств, является инструментом давления на собственников дачных участков и домов. Отсутствие прозрачности и государственного контроля за деятельностью такой коммунальной инфраструктуры приводит к массовым хищениях и злоупотреблениям, поскольку садоводческие объединения являются, фактически, посредниками между собственниками и поставщиками ЖКУ;

4) ограничение в предоставлении услуг жилищно-коммунального хозяйства с целью захвата недвижимого имущества;

5) коррупция при введении в эксплуатацию жилых объектов. Суть схемы заключается в том, что на стадии строительства объектов строительные компании, как правило, осуществляют закладку коммуникаций, строительство подъездных путей. Распространена схема, когда при продаже многоквартирных домов, домов в коттеджных поселках в собственности строительных компаний остаются все коммуникации и подъездные пути, что является грубым нарушением градостроительных норм [6].

Коррупция — главная причина плачевного положения в сфере жилищно-коммунального хозяйства по мнению большинства парламентариев.

Выявлены системные проблемы, характерные для всех регионов России: отсутствие гражданского контроля за деятельностью органов власти, отсутствие независимых СМИ, политической конкуренции, непрозрачность деятельности органов власти при гражданском контроле за ними.

По мнению Президента России Дмитрия Медведева, в жилищно-коммунальной сфере злоупотребления, хищения в ряде случаев вышли на уровень эпидемии, что очень сильно дестабилизирует ситуацию.

Для решения этих проблем Д.А. Медведев потребовал от реформированных органов внутренних дел решительно бороться с коррупцией, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и каждое дело доводить до конца, не только наказывая нарушителей, но и отслеживая эффективность использования бюджетных средств [7].

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что сфера жилищно-коммунального хозяйства является одной из наиболее коррумпированных, что, безусловно, негативно влияет на ее развитие и функционирование. Это обстоятельство, в свою очередь, ставит приоритетные задачи перед криминалистической наукой по разработке методических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в редакции от 11.07.2011) // Российская газета № 266 от 30.12.2008.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в редакции от 07.12.2011) // Российская газета N 113 от 18.06.1996.

4. Указание Генпрокуратуры РФ N 450/85 и МВД РФ N 3 от 28.12.2010 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» -[Электронный документ]. — URL:

5. Выдержки из доклада «Диагностика российской коррупции: социологический анализ», подготовленного фондом ИНДЕМ.- [Электронный документ]. — URL: http://www.indem.ru/corrupt/Uc2004/Glava2.pdf (по состоянию на 20.02.2012).

http://www.rusadvocat.com/node/39 (по состоянию на 17.01.2012). 7. Совещание с руководящим составом Министерства внутренних дел РФ 22 октября 2011 г. — [Электронный документ]. — URL: http://www.stopcorruption.ru/item 1386.htm (по состоянию на 15.02.2012).

CORRUPTION IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: CONCEPT TYPES The article considers the problem of the definition of corruption, an analysis of major corruption schemes in the area of housing and communal services in the Russian Federation.

Keywords: corruption, housing and communal services, corruption schemes, resource companies.

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены вопросы выездных и камеральных проверок, проводимых с целью выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования

Контроль, надзор, выездные и камеральные проверки, образование.

Полномочия по контролю в сфере образования в России возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) образованную в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере образования осуществляется путем выездных и камеральных проверок.

Выездные проверки представляют собой комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству Российской Федерации в области образования деятельности проверяемых организаций и обеспечивающих их деятельность правовых актов. Проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых организаций, к которым относятся образовательные учреждения (организации), научные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, иные организации, проверка которых входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ (далее — проверяемые организации). Целями выездных проверок являются:

1. Обеспечение соблюдения (исполнения) проверяемыми образовательными учреждениями, органами местного самоуправления,

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, зав.кафедрой частного права Филиала Российского государственного гуманитарного университета, РФ, г. Великий Новгород

CORRUPTION RELATIONS IN THE SPHERE OF HOUSING AND PUBLIC

Andreeva Lybove

candidate of juridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian University, head.the Department of private law branch of Russian state University for Humanities, Russia, Veliky Novgorod

Статья посвящена проблемам противодействия коррупционным проявлениям в жилищно-коммунальной сфере, системам организации управления жилищным фондом, финансированию учреждений и предприятий, оказывающих коммунальные услуги населению.

The article is devoted to problems of anti-corruption in housing and communal services, systems management housing Fund, financing institutions and enterprises providing public services to the population.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; учреждение; организация; муниципальное образование; органы государственной власти; коммунальные услуги.

Keywords: housing and utilities; establishment; organization; municipality; public authorities; utilities.

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс является одним из определяющих развитие экономики России. Отраслевой анализ показывает, что сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является наиболее коррумпированной отраслью экономики страны. Совершенствование управления жилищно-коммунальной сферой является одной из важнейших проблем. Однако внедрение новых форм и методов управления осложняется специфическими особенностями экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, а также социальной направленностью сферы экономики. Одним из достижений реформы ЖКХ стал переход на стопроцентную оплату населением коммунальных услуг, однако, несмотря на это инвестиционная активность в отрасли остается низкой, возрастает физический износ объектов коммунальной инфраструктуры, учащаются аварии систем жизнеобеспечения городов и регионов страны.

Управление жилищной сферой испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и жилищных организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями. Особое значение имеет проведение жилищной реформы в городах, так как в них проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций.

Вместе с тем, проблемы в области ЖКХ в России связаны с коллизиями гражданского и жилищного законодательства, что приводит к увеличению коррупционных рисков.

Во-первых, борьба с коррупцией в сфере ЖКХ заключается в том, чтобы выявить нормы жилищного и гражданского законодательства, которые используют коррупционеры и связанные с ними лица с целью нанесения ущерба правам граждан.

Например, в статье 36 ЖК РФ [4] указаны нормы, которые имеют одну из ключевых ролей в борьбе с коррупцией в ЖКХ. С одной стороны нормы статьи 36 ЖК РФ содержат положительные аспекты, с другой — негативные. В частности законодатель определил понятие «считать собственников помещений собственниками общего имущества в многоквартирном доме» [4]. Вместе с тем понятия «собственник помещений» и «участник общей собственности на общее имущество» не равнозначны. Собственник помещения является, согласно своему наименованию, только собственником помещения. Не собственник помещения, а физическое лицо, может быть участником общей собственности. Законодатель попытался заставить граждан становиться собственниками общего имущества для того, чтобы потом отнять право на жилье. Собственность граждане должны приобретать на добровольной основе и зная заранее то, что за этим последует. Вместе с тем, все общее имущество в многоквартирных домах и право на земельный участок находится в муниципальной собственности, а также существует механизм бесплатной передачи муниципального имущества в собственность граждан, которые хотят стать участниками общей собственности. Таким образом, не установлены виды и границы общего имущества в домовладении и его свойства, не определена возможная доля владельца помещения в праве общей долевой собственности. Никаким договором и актом передачи имущество и долевая собственность владельцам жилья не передана и никаким государственным свидетельством о праве собственности не подтверждена. Собственники помещений «объявлены» участниками общей долевой собственности, но таковыми участниками общей собственности не являются.

Это интересно:  Замена стояков ХВС и ГВС в квартире 2019 год

Например, в статье 37 ЖК РФ[4], определяя понятие «долевой собственности» и указывая, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, не определено понятие «доля».

Во-вторых, коррупционные преступления, совершенные в сфере ЖКХ, носят выраженную социальную окраску, так как похищенные или нецелевым образом использованные средства включаются в затратную часть управляющих компаний и увеличивают размер тарифов на коммунальные услуги. Вместе с тем, следует учесть, что значительная часть ЖКХ переведена в негосударственный сектор, в связи с чем, работники не являются чиновниками, но активно используют свои должностные полномочия для того, чтобы извлекать незаконный доход.

В-третьих, коррупционная схема выявляется на этапе подключения к коммуникациям. Проявления коррупции очевидны, когда энергоснабжающие организации не подключают к сетям тех граждан, которые отказываются платить взятку, в то время как другие жители получают подключение коммуникаций и ЖКХ в полном объеме.

В-четвертых, как показывает практика, коррупции «подвержены» садоводческие объединения. Коммунальная инфраструктура, находящаяся в собственности садоводческих хозяйств, является инструментом давления на собственников дачных участков и домов. Отсутствие прозрачности и государственного контроля за деятельностью коммунальной инфраструктуры садоводческих товариществ приводит к массовым хищениях и злоупотреблениям. При этом коррупционной составляющей является то, что представители садоводческих объединений являются, фактически, посредниками между собственниками и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Хищения возникают за счет разницы цены поставщика и тарифа, устанавливаемого в садоводческом объединении. Граждане указывают, что строительство трансформатора, водопровода оплачивались ими несколько раз, однако в реальности никакие работы не выполнялись вовсе, а для членов товариществ выработана система воздействия путём штрафов, отключения от коммуникаций, исключения из товарищества, запугивания судами, иные угрозы.

В-пятых, коррупция проявляется при введении в эксплуатацию жилых объектов. Суть схемы заключается в том, что на стадии строительства объектов строительные компании, как правило, осуществляют закладку коммуникаций, строительство подъездных путей, когда при продаже многоквартирных домов, домов в коттеджных поселках в собственности строительных компаний остаются все коммуникации и подъездные пути, что является грубым нарушением градостроительных норм, безусловно, без подкупа чиновников невозможно обойтись для осуществления данной схемы. Помимо оплаты взяток за перевод земель в иную категорию, разрешения на строительство компании-застройщики, существует негласное правило, обеспечивающее безвозмездно чиновников недвижимым имуществом в строящемся объекте: это могут быть руководители администрации, правоохранительных органов различного уровня. Квартиры, дома, как правило, оформляются на членов семьи. Таким образом, после завершения строительства компании-застройщики получают гарантированное покровительство практически на всех уровнях власти. Затем, компания-застройщик реорганизуется в управляющую компанию и предоставляет жителям услуги ЖКХ по собственным тарифам, что приводит к массовым злоупотреблениям правами жителей.

В-шестых, самая простая система бытовой коррупции представляет способ нажиться в сфере ЖКХ, используется работники обслуживающих организаций. Вызывая сантехника отремонтировать сломавшийся кран, бесплатное выполнение этих работ, кажется чем-то из ряда вон выходящим. По закону ни одного дополнительного рубля жильцы не обязаны платить за ремонтные услуги. В договоре с управляющей компанией, который жильцы чаще всего не представляют, указан достаточный перечень предоставляемых организацией услуг, и все эти работы уже заложены в коммунальные тарифы. Практикуемая годами система стандартных ответов о нехватке средств изматывает жильцов, которые более-менее осведомлены о своих возможностях, но пассивность жителей зачастую перерастает в их готовность к коррупционной ситуации, в которой, по их мнению, выигрывают все участники. Поощрение бытовой коррупции зачастую приводит к тому, что месяцами в домах может течь крыша, подвалы наполняются отходами, не убираются от грязи подъезды.

В-седьмых, в России нет централизованной тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, что приводит к коррупции в тарифах на услуги. Цены формируются местными властями в каждом отдельном населенном пункте на свое усмотрение. Тарифы на электроэнергию, услуги телефонных компаний, за газ, тепло, воду и так далее диктуют местные монополисты, а местные чиновники их утверждают. «Тарифная» проблема заключаются в том, что жильцы часто платят за работы, которые не были выполнены. В тарифы заложены все необходимые для нормального содержания дома коммунальные услуги, но половина из них порой не выполняется, а счета приходят исправно. Монополизм предоставления услуг — коррупционная проблема сферы ЖКХ. Например, управляющие компании, которые являются посредниками между организацией предоставляющей услуги и жильцами домов выбираются по субъективным признакам, в том числе по родственным связям, работать на рынке управляющих компаний без «кумовства» не представляется возможным. Например, на практике, жителей новостроек в целых кварталах обязывают подписывать договоры на обслуживание с конкретными управляющими компаниями. Право выбирать будущим жильцам не предоставляют, а предлагают подписать договор с одной конкретной фирмой, в некоторых случаях, оплатить услуги за полгода вперед. Вместе с тем, порядок выбора управляющей компании указан в Жилищном кодексе России [4]. Таким образом, решение общего собрания жильцов и протокол фальсифицируется. При этом договор на обслуживание составляется для тех, кто будет управлять домом. Они могут установить любую оплату своих услуг, ввести дополнительные платежи — и формально действовать по закону, вместе с тем, именно в этой схеме закладываются коррупционные механизмы.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 3.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, — 05.12.1994, — № 32, — ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, — 29.01.1996, — № 5, — ст. 410.
  3. Жилищный Кодекс Российской Федерации // [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.12.14)
  4. Конституция Российской Федерации// [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.12.14)
  5. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный Закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ / Собрание российского законодательства РФ. — 2007. — № 30 — Ст. 3799; 2012. — № 31 — Ст. 4322.
  6. О федеральной целевой Программе «Жилище» на 2011—2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050-ПРФ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 5 — Ст. 739.

ВЫДЕРЖКИ Из доклада в Общественной Палате Российской Федерации , Руководителя департамента антикоррупционных экспертиз нормативно — правовых актов РФ Общероссийской Общественной организации » «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» А.Б. Дондупая.

Полностью доклад можно прочитать

Поступившие жалобы в нашу организацию позволяет сделать вывод, что коррупция в ЖКХ достигла космических размеров! Население нашей страны уже привыкла к коррупции и обману со стороны управляющих компаний, своего же ТСЖ, потеряла веру в дееспособность государственной власти и в социальную справедливость. Эти негативные тенденции угрожают национальной безопасности и конституционному строю.

Правовое и юридическое обоснование необходимости борьбы с коррупцией в ЖКХ в России.

Высшими проблемами в области ЖКХ в России являются проблемы, порожденные крайне негативным федеральным законодательством.

Именно оно является основой для возникновения массовой коррупцией и ее крайне тяжелых последствий для всех граждан России.

В отсутствие профессионального Общественного гражданского Штаба по проектированию законов государства под заранее заданные цели, представительный законодательный орган власти неспособен предвидеть будущие последствия принятия законов и не может на кого-то возложить ответственность за негативные последствия действия принятых им законов. Возникает высшая безответственность за самые значимые решения. Эта причина является главной при принятии негативного законодательства.

Производя желаемую ими выборку из действующих законов, разные коррупционеры и связанные с ними разные социальные паразиты стремятся использовать созданные юридические ошибки, коллизии и неопределенности к своей выгоде и в ущерб жизненно важным правам граждан.

В то же время, в этом же законодательстве предусмотрены нормы и правила, которые такие коррупционеры и связанные с ними лица не могут соблюдать. Они нарушают большое число разных норм гражданского, административного, налогового и уголовного законодательства. Это обстоятельство позволяет ловить таких субъектов на нарушении Закона и привлекать их к соответствующей ответственности.

Первая задача в борьбе с коррупцией в сфере ЖКХ как раз и заключается в том, чтобы:

выявить нормы негативного законодательства, которые используют коррупционеры и связанные с ними лица для организации коррупции с целью нанесения ущерба правам граждан на жилище и жилье;

  • выявить те нормы Закона, которые нарушают коррупционеры и разные паразитические структуры под их «крышей». Привлечь их «одновременно» к гражданской, административной и к уголовной ответственности.

Сначала кратко рассмотрим первый вопрос этой задачи. Поскольку все содержание Жилищного кодекса РФ является крайне негативным, остановимся лишь на некоторых нормах этого закона. Приведем выдержки из этого закона и дадим комментарий к ним.

«Статья 16. Виды жилых помещений

1. К жилым помещениям относятся:

2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Это интересно:  Индивидуальное отопление в многоквартирном доме 2019 год

3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире».

В этой статье ЖК РФ дано искаженное представление о ЖКХ.

Исключено представление об общем коммунальном имуществе и ОЕМ в ЖКХ.

Сделано это следующим образом – весь дом, в том числе многоквартирный, объявлен «видом жилого помещения», т.е. воздушным пространством без стен и конструкций. Поскольку закон необходимо читать и понимать буквально так, как в нем написано, то возникает следующая ситуация. Согласно воле Законодателя любая часть реального многоквартирного дома, включая фрагмент стены, фундамента, канализационную трубу или общую лестничную площадку в доме, является «видом жилого помещения». Часть квартиры, включая туалет или кухню, тоже является видом жилого помещения.

Цель такой мистификации – исключение объектов коммунальной собственности и недопущение создания коммуны для самоуправления общежительством в общем доме.

Эта цель развивается, например, в статье 36 ЖК РФ.

«Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие и несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее – общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения решаются в судебном порядке».

6. В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.

Нормы этой статьи играют одну из ключевых ролей в борьбе с коррупцией в ЖКХ .

Поэтому остановимся на них несколько подробнее. С одной стороны нормы статьи 36 ЖК РФ содержат негативные аспекты, а с другой – прогрессивные.

Сначала обратим внимание на негативные аспекты этой статьи.

Законодатель постановил своей волей «считать собственников помещений собственниками общего имущества в многоквартирном доме».

Во-первых, это – грубая ошибка. Нельзя путать термины (и понятия) «собственник помещений» и «участник общей собственности на общее имущество» (член домовладельческой коммуны). Собственник помещения является, согласно своему наименованию, только собственником помещения. Не собственник помещения, а физическое лицо, которое является собственником помещения, может быть участником общей собственности.

Для пояснения характера ошибки можно привести следующий пример. Всякий человек является животным, но не всякое животное является человеком. Назвав собственника жилья совладельцем общего имущества, проектировщик Кодекса спланировал лишение граждан коллективного права на жилище, в котором находится жилое помещение.

Во-вторых, Законодатель «забыл», что никто не имеет права навязывать любому человеку собственность в обязательном порядке. Например, нельзя заставлять граждан принимать ядовитую пищу.

Нельзя заставлять граждан становиться собственниками общего имущества для того, чтобы потом у них отнять право на жилье. Собственность граждане должны приобретать на добровольной основе и зная заранее то, что за этим последует.

В-третьих, Законодатель «забыл», что все общее имущество в многоквартирных домах и право на земельный участок находится в муниципальной собственности. «Забыл», что существует механизм бесплатной передачи муниципального имущества в собственность граждан, которые хотят стать участниками общей собственности.

Возникла «дикая» ситуация. Никто не установил виды и границы общего имущества в домовладении и его свойства. Никто не определил возможную долю владельца помещения в праве общей долевой собственности. Никаким договором и актом передачи это имущество и долевая собственность владельцам жилья не передана и никаким государственным свидетельством о праве собственности не подтверждена. Собственники помещений «объявлены» участниками общей долевой собственности, но таковыми участниками общей собственности не стали (ни фактически, ни юридически).

В-четвертых, Законодатель «забыл», что «межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы в которых имеются инженерные коммуникации, …, а также крыши, ограждающие и несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами помещений и …, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства» не являются «помещением», в том числе жилым.

Такая «забывчивость» позволяет лицам, которые хотят выселить граждан на улицу, считать «переселение» граждан из квартир под кустик на улице «всего лишь» переселением из «одного помещения в другое помещение». Такая (буквальная) трактовка Закона недопустима. Ее необходимо исключить из Закона.

В-пятых, вводя представление о «долевой собственности» и развивая его в статье 37 ЖК РФ («Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения»), Законодатель «забыл» строго определить понятие «доля».

«Доля» представляет собой безразмерное отношение одной величины к другой величине:

Законодатель определил размер числителя («а»): а = Si, где Si –площадь квартиры i-того собственника.

Однако, определить величину знаменателя («б»),Законодатель «забыл».

Если в качестве величины «б» взять SSi, то будет соблюдаться условие нормировки и могут соблюдаться все нормы ЖК РФ, связанные с голосованием участников долевой собственности.

Забывчивость определения знаменателя дроби (d) привела к возникновению споров и к стремлению одной части собственников жилья паразитировать за счет средств других собственников жилья.

Используя неопределенность и некомпетентность юристов и судей, такие социальные паразиты добиваются использования в качестве знаменателя указанной дроби величины (SSi + Sобщ), где Sобщ – площадь мест общего пользования. Тем самым такие лица уменьшают свой вклад в содержание общего имущества в многоквартирном доме, что грозит разрушением такого имущества и дома в целом. Это – вредная неопределенность.

Рассмотрим это также на конкретном примере.

Согласно наших общественных исследований в ЖКХ повсюду в России имеется изношенность сетей, оборудования. Положение усугубляется тем, что именно в этой сфере, как нигде имеют место проявления коррупции.

Ситуация по г. Липецку:

Липецк сегодня, находится в авангарде «коррупционного движения».

Верховный суд Российской Федерации в обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2007 года указал, что наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирном доме до момента исполнения, если на момент приватизации дом требовал капитального ремонта.

Закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации введен в действие 4июля 1991г., т.е. государство законодательно пыталось уберечь своих граждан от ситуации, при которой они получали в собственность жилье, не соответствующее установленным нормам.

Однако, как это часто бывает, на региональном уровне чиновники, не разъясняя гражданам их прав, часто передавали им в собственность не пригодные для жилья руины, нарушая при этом федеральный закон, не неся при этом никакой ответственности

При этом не администрация города, ни администрация области не реагирует должным образом на ситуацию, которую, можно квалифицировать как критическую.

Статья написана по материалам сайтов: prodamtext.ru, cyberleninka.ru, sibac.info, newsland.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий