+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Госжилинспекции могут получить полномочия по проверке нормативов потребления ресурсов 2019 год

1) Госдума РФ приняла в первом чтении инициированный Минстроем России законопроект, вносящий поправки в Жилищный Кодекс Российской Федерации. Согласно им, органы государственного жилищного надзора будут наделены полномочиями по проверке нормативов потребления на общедомовые нужды. ГЖИ будет оценивать утвержденные субъектами нормативы потребления коммунальных услуг на их соответствие Правилам установления и определения нормативов. При выявлении нарушений уполномоченному органу исполнительной власти субъекта будут выданы предписания об устранении соответствующих нарушений. Также в Госжилинспекции могут обращаться граждане с заявлением о проверке нормативов в случае, если у в них возникнут сомнения в их корректности.

Последнее время работа ГЖИ получает массу отрицательных отзывов, как от населения, так и от экспертов в сфере ЖКХ. Как Вы считаете, сможет ли наделенная новыми полномочиями госжилинспекция навести порядок в сфере начисления ОДН?

2) Минстрой России внес проект постановления, согласно которому оплата ЖКУ с 1 января 2017 года будет изменена: например, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будут перенесены в жилищные услуги, а объем расходов будет ограничен нормативом.

По данным ведомства, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды выставляться гражданам не будет, за исключением случаев непосредственного управления жильцами своим МКД. Для собственников это означает, что изменится структура платежки за коммунальные услуги. Соответствующие строки переместятся из раздела «коммунальные услуги» в раздел «содержание и ремонт жилого помещения». То есть собственник будет четко понимать структуру своих расходов, которые состоят из платы за коммунальные ресурсы (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение), рассчитанные по индивидуальным приборам учета или нормативам, и фиксированной платы за жилищные услуги (обслуживание и текущий ремонт многоквартирного дома).

Как Вы считаете, смогут ли данные меры сделать процедуру оплаты ЖКУ прозрачнее?

3) Саратовская городская дала возможность органам местного проверять ТСЖ, в том числе проверять плату за коммунальные услуги. По словам замглавы Саратова по городскому хозяйству Сергея Пилипенко, «предлагается расширить полномочия органов местного самоуправления в рамках муниципального жилищного контроля по проведению проверок в отношении многоквартирных домов, управление которыми осуществляется ТСЖ, в том числе, по правильности начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги».

Согласны ли Вы с мнением депутатов, что данный проект облегчит для жильцов возможность обращаться за помощью, в том числе в случае неправильного расчета квартплаты?

Сергей НЕСТЕРОВ, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной Думы:

В рамках предоставляемых полномочий, органы государственного жилищного надзора будут сверять действующие нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, утвержденные уполномоченными органами власти субъекта Российской Федерации (в частности – комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области), на их соответствие Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, и в случае выявления фактов нарушений требований к установлению нормативов потребления коммунальных услуг орган государственного жилищного надзора будет вправе выдавать уполномоченному органу исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении соответствующих нарушений.

Следовательно, предоставляемые полномочия не расширяют обязанности органов государственного жилищного надзора по проверке правильности начисления управляющими организациями платы за общедомовые нужды, а лишь дают возможность таким органам контролировать правильность установления нормативов комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области.

Данная мера позволит более активно, в том числе по запросам общественности, осуществлять раскрытие информации по установлению нормативов, из чего они состоят и как образуются. В случае выявлении нарушений это позволит более оперативно принимать соответствующие меры по их снижению.

2) Изменить структуру платы граждан за коммунальные услуги не возможно без внесения соответствующих изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.

Такие изменения были внесены Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ в редакции от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этим изменениям плата за общедомовые нужды будет переведена из коммунальных услуг в жилищные услуги с 1 января 2017 года.

В настоящее время в случае аварии на сетях тепло- и водоснабжения эти расходы будут оплачивать жители через ОДН. Изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации позволят исключить риск начисления платы за весь объем израсходованных в доме коммунальных ресурсов. Эти меры будут мотивировать управляющие организации к энергосбережению и борьбе с воровством ресурсов, так как все расходы на ОДН, превышающие установленный норматив, будут оплачивать сами управляющие организации.

Кроме того, с 1 июля 2016 года в соответствии со статьей 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603) ресурсоснабжающие организации должны выставлять объем коммунальной услуги предоставленной на общедомовые нужды собственникам помещений за расчетный период не превышающий объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления, независимо от способа управления многоквартирным домом.

Данная мера позволит сделать структуру платы за жилищно-коммунальную услугу более понятной для граждан и более справедливой.

3) Да, действительно, 19 октября 2016 года Саратовской городской Думой в порядке законодательной инициативы в Саратовскую областную Думу был внесен проект закона Саратовской области «О внесении изменения в Закон Саратовской области от 25 сентября 2012 года № 145-ЗСО «О муниципальном жилищном контроле», которым планируется расширение полномочий органов местного самоуправления в рамках муниципального жилищного контроля по проведению проверок в отношении многоквартирных домов, управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами. В настоящее время он находится на рассмотрении в нашем комитете.

Многоквартирные дома, находящихся в управлении ТСЖ и ЖСК не подпадают под закон о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Полагаю, что данное изменение позволит оперативно проводить проверки в отношении таких многоквартирных домов по следующим вопросам:

— использование и сохранность жилых помещений;
— соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
— осуществление мероприятий по подготовке муниципального жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
— правильность начисления нанимателям юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
— наличие в многоквартирных домах установленных в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о — повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов (в случае если конструктивные особенности таких домов позволяют размещать указанные приборы) и их состояние;
— исполнение предписаний, право на составление которых органы муниципального контроля имеют в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области, муниципальными правовыми актами;
— порядок принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядок утверждения условий такого договора;
— иные вопросы контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Михаил Жуковский, руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области»:

1) Расширение полномочий Госжилинспекций – это объективная и правильная тенденция. Проблема в том, расширение полномочий не предусматривает расширение штата специалистов. Дополнительная нагрузка ляжет все на тех же сотрудников, которые, в большинстве регионов, уже сейчас не справляются с объемом работы. Из-за этого и негативные отзывы и недовольство граждан.

2) Изменения вводятся для того, чтобы собственники жилья с большей ответственностью относились не только к своему, но и к общедомовому имуществу.

Это интересно:  Приватизация квартиры по договору социального найма 2019 год

Собственник должен исполнять требования закона – установить в своей квартире или доме счетчики на свет и на воду, экономить ресурсы, вовремя передавать показания. Однако есть и «подводные камни», которые во внимание не принимаются. Например, как будет работать эта система при переходе на прямые платежи с ресурсоснабжающими организациями? Сейчас этот вопрос открыт и он волнует управляющие компании, так как непрозрачность системы может привести к банкротству УК.

3) Начнем с того, что и сейчас гражданин может обратиться за помощью в любую инстанцию. Вопрос в том, насколько это будет эффективно. Гораздо продуктивнее будет вести с собственниками работу, разъяснять их права и обязанности, а также права и обязанности управляющих компаний в сфере ЖКХ. По сути, любая жалоба – это показатель низкого уровня взаимодействия и сотрудничества управляющей компании с жильцами.

Сергей ПЕТУНИН, шеф-редактор газеты»КоммерсантЪ — Средняя Волга»:

1) Проблема не в том, кто конкретно будет контролировать те или иные расходы, у нас достаточно надзорных органов и само по себе то, что дополнительными надзорными функциями будет наделена ГЖИ. То есть предлагаемая схема в принципе нормальная и рабочая, почему нет. Проблема в том, что коммунальная и строительная сфера в стране тотально коррумпирована. И именно этот фактор будет в итоге влиять на качество исполнения инспекцией своих функций.

2) Там, где работают добросовестные управляющие компании, и нынешняя процедура достаточно прозрачна. Недобросовестные же и в новых правилах найдут «лазейки».

3) Как и в первом случае, считаю, что в коммунальной сфере контролирующих органов много не бывает, если они не входят в конфликт друг с другом. Тогда может начаться путаница, когда граждан будут «футболить» от одного ревизора к другому. Так что во многом результат будет зависеть от того, как будет работать человеческий и коррупционный факторы.

Галина Хованская о наделении органов жилищного надзора полномочиями по проверке норматива потребления коммунальных услуг

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые депутаты!

Я бы этот законопроект отметила звёздочкой как очень важный, и сейчас вы поймёте, почему.

На сегодняшний день что мы с вами контролируем? Тарифы на коммунальные услуги. Да, мы в Жилищном кодексе предусмотрели предельные индексы. Да, вот как раз только за этим сейчас может следить жилищный надзор, государственный жилищный надзор.

Кто у нас устанавливает тарифы? Тарифы у нас устанавливает высшее должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Федерации. Он же практически устанавливает и норматив. И если по тарифам у нас всё-таки есть контроль на федеральном уровне по тем методикам, и сейчас Федеральная служба по тарифам вошла в Федеральную антимонопольную службу, вот этот орган у нас контролирует эту часть нашего платежа, и здесь как бы стало более-менее всё понятно, и какой-то контроль есть. Но мы же говорим об ограничении платежа.

А что такое наш платёж? Это умноженная цена вопроса, то есть тариф, о котором я сейчас сказала, на потребление, на объём. Но далеко не всегда мы можем этот объём установить с помощью счётчика.

Я вам приведу простые примеры: нет технической возможности. Здесь мы ещё должны поработать, чтобы освободить стариков, чтобы никто не бегал и не доказывал, что у него нет технической возможности, особенно в старом жилищном фонде. Первое.

Второе. Устанавливаем льготы, устанавливаем субсидии в соответствии с чем, с нормативами? Значит, никуда пока от них не деться, от этих нормативов.

Но как раз здесь и идёт игра. Одну часть мы зафиксировали, предельным индексом ограничили, и начинается в субъектах Федерации уже игра на нормативах. Иногда мы видим факты необоснованного обогащения ресурсоснабжающих организаций. Так что контроль нужен.

И принципиально мы поддерживаем эту идею контроля за нормативом, тем более, что у нас возникают две ситуации буквально в следующем году.

Первая – это пресловутые ОДНы, общедомовые расходы, нормативы возникают, они у нас переходят в жилищную услугу. Значит, впервые в жилищной услуге возникает момент, который нужно регулировать, потому что остальную часть мы устанавливаем на общем собрании, и вправе это делать. Если не установим, за нас это сделает власть.

И с другой стороны, у нас уходит в коммунальную услугу то, что связано с вывозом бытовых отходов, это становится коммунальной услугой.

Но я думаю, что и первую, и вторую ситуацию сможет решить во втором чтении при подготовке Министерство строительства.

Есть проблема, на которую я хочу обратить ваше пристальное внимание: на кого возлагается этот контроль? На государственный жилищный надзор. А как формируются в субъектах Федерации эти органы? Они формируются в структурах исполнительной власти субъекта.

Предписание вынесет жилищный инспектор. А, скажите, пожалуйста, он будет выносить предписание в отношении своего начальника? Я сильно сомневаюсь.

У нас есть примеры по Удмуртии, например. Что, вообще, входит в структуру министерства, которое определяет нормативы? Вы представляете, что происходит?

Поэтому в этой части у нас очень серьезные сомнения, и мы считаем, что здесь возникают очень большие риски. И мне кажется, что надо подумать о том, что, не снимая контрольных функций с жилищного инспектора, это всё-таки должно быть передано в Федеральную антимонопольную службу. И логика в этом определённая есть.

И последнее. Предписание вынесли – замечательно. Вынесли предписание, должно последовать наказание, если оно не выполнено. Никаких возможностей наказать на сегодняшний день в законодательной инициативе нет. Так что давайте подумаем и ко второму чтению определимся. Может быть, даже слушания стоит провести. 17-го – круглый стол, приглашаю всех принять участие. Спасибо за внимание.

Заключительное слово Галины Хованской:

– Коллеги, прозвучало то, что у нас якобы нормативы – расчётные, а тарифы как бы не расчётные.

Я хочу напомнить Борису Михайловичу Гладких (депутат фракции «ЕР» – Прим. ред.), что у нас есть постановление о стандартах раскрытия информации, ещё до выпуска 731-го, постановление 1140, и это тоже расчётная цифра. И вообще мы говорим об ограничении общего размера платежа, а не только об ограничении тарифов. Так что прошу не вводить в заблуждение в этой части.

Второе. Хочу сказать следующее, что в домах, где должен проводиться капитальный ремонт, и где нормативные сроки эксплуатации коммуникаций по той же воде, по теплу и по другим элементам инфраструктуры истекли, нельзя применять повышающие коэффициенты для граждан, категорически нельзя. Почему они должны доказывать, что у них нет технической возможности? Я считаю, коллеги, поддержите меня, мы эту норму должны внести в закон. Потому что независимо от состояния дома, каждый ходит сейчас, старик ползёт 80-летний и доказывает, что у него нет технической возможности установить эти счётчики, потому что иначе будет протечка по всем этажам. Разве можно это допускать?

То есть надо перевернуть эту пирамиду. Не каждый ходит. А управляющая организация, ТСЖ, ЖСК заявляет о том, что в доме до капитального ремонта нельзя устанавливать счётчики индивидуальные. Понимаете?

Я вас очень прошу, если вы меня услышали, поддержите эту идею.

Качкаев Павел Рюрикович (депутат фракции «ЕР» в ГД VI созыва – Прим. ред.) говорил: завышенные нормативы выгодны ресурсоснабжающим организациям. Он был совершенно прав.

Идёт очень некрасивая политика, когда они сами забирают эти счетчики и полтора-два года не возвращают их, за этот период вынимают из карманов наших граждан дополнительно очень приличные средства, они в несколько млн на дом выходят. Этого допускать нельзя. Это необоснованное обогащение ресурсоснабжающих организаций.

Это интересно:  Задолженность по квартплате: насущный вопрос и нюансы его решения 2019 год

Да, частично проблему мы сможем решить с помощью прямых договоров.

Андрей Владимирович (Чибис, заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ – Прим. ред.) меня не слушает, а когда у нас, наконец, будут поправки по прямым договорам? Обещали полтора года назад. До сих пор воз и ныне там. Я не понимаю, в чем дело. Объясните.

Мы давно готовы, уже обсуждали эту проблему, потому что прямой договор значит, что я не несу ответственность за того, кто не платит.

По электроэнергии мы платим по счетчику, и ни у кого не возникает проблем. А тут начинаются всякие выдумки о том, что это, якобы, трудно, нельзя почему-то, и так далее.

Абонентскую базу можно сделать, это разовая трата. Не возникает этой проблемы у электроснабжающих организаций и у тех, кто нам услуги газоснабжения предоставляют.

Пусть это сделают тепловики, пусть это сделают те, кто предоставляет нам услуги водоснабжения.

Так что давайте не залезать в период кризиса в карманы граждан.

Управляющая организация узнаёт о внеплановой проверке в день её проведения. Подготовить нужные документы сотрудники УО не успевают и проверка становится настоящим испытанием. Возникает вопрос: почему ГЖИ не предупредила о предстоящей проверке.

Разберёмся, почему проводятся внеплановые проверки, какие последствия они могут нести и должны ли органы ГЖН предупреждать о них.

Жильцы недовольны тем, как управляющая организация справляется со своими обязанностями и жалуются, что она нарушает права собственников помещений. Они пишут претензии в управляющую организацию и дублируют их в органы ГЖН. Именно жалобы потребителей – наиболее частая причина проведения внеплановых проверок.

Другой причиной становится угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства и угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этом случае в орган ГЖН также должно поступить заявление от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти или СМИ.

Последняя причина – истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований или требований муниципальных актов.

Перед внеплановой проверкой органы ГЖН проверяют достоверность поступивших обращений. Для этого с 01.01.2017 в ч. 3.2 ст. 10 Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ введена процедура предварительной проверки. В ходе её проведения жилищные инспекторы:

  • рассматривают документы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющиеся в распоряжении ГЖИ;
  • проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями и без возложения на них обязанности предоставлять информацию и исполнять требования.

Когда инспектор ГЖИ выполняет предварительную проверку, он может запросить пояснения по полученной информации. Предоставлять такие пояснения и иные документы проверяемые организации не обязаны. Но если руководство УО уверено, что документы в порядке и нарушений нет, то документы можно подготовить для того, чтобы инспектор знал, что УО добросовестно выполняет свои обязательства по управлению и содержанию МКД.

Если в результате предварительной проверки выявлены нарушения, то они становятся основанием для внеплановой проверки (ч. ч. 3.2 и 3.3 ст. 10 Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Такая проверка может быть выездной и документарной.

Выездная проверка выполняется в том случае, если в распоряжении ГЖИ недостаточно документов, чтобы оценить соответствие управляющей организации установленным требованиям. О проведении выездной проверки управляющая организация должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала её проведения.

Перед проведением проверки государственные жилищные инспекторы должны предъявить руководителю организации удостоверения, личные штампы с указанием фамилии сотрудника и наименования организации и приказ, на основе которого проводятся мероприятия по контролю. В приказе прописывают:

  • номер и дату;
  • наименование органа государственного контроля;
  • ФИО и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;
  • наименование юридического лица, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;
  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Любая проверка длится не более 20 дней.

Ст. 15 Федерального Закона от 26.12.2008 №294-ФЗ для органов ГЖН введены ограничения при проведении мероприятий по контролю. Инспекторы не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа ГЖН, от имени которого действуют должностные лица;
  • требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;
  • изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы продукции для проведения их исследований без оформления акта об отборе проб продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

По результатам внеплановой проверки управляющая организация может получить предписания:

  • о прекращении нарушений обязательных требований;
  • об устранении выявленных нарушений;
  • о проведении мероприятий по соблюдению обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого нарушения.

Предписание прилагается к акту проверки. Если управляющая организация не согласна с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, и выданным предписанием, то она вправе в течение пятнадцати дней с даты получения предписания предоставить в ГЖИ возражения в письменной форме.

Если проверка инициирована с целью проверить, выполнены ли ранее выданные предписания и УО не исправила недочёты, то её привлекут к административной ответственности по ч.1 ст. 19. 5 КоАП РФ и выпишут повторное предписание. Ксения Терлецкая

Поделитесь с коллегами и друзьями

Разберёмся, почему проводятся внеплановые проверки, какие последствия они могут нести и должны ли органы ГЖН предупреждать о них.

Рекомендация предоставлена экспертами справочной системы «управление многоквартирным домом»

С государственным жилищным надзором (далее — ГЖН) могут столкнуться ТСЖ, ЖК и ЖСК.

  • кто и в каких целях проводит ГЖН;
  • какие способы для этого используют;
  • какие есть виды проверок;
  • когда надзорные органы вправе обратиться в суд.

Вместе с тем такой надзор не проводят в отношении УО, которые управляют МКД на основании лицензии (ч. 7 ст. 20 ЖК РФ). Для них действует лицензионный контроль.

ГЖН проводят уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Как правило, в их роли выступают государственные жилищные инспекции (далее — госжилинспекции).

Цели ГЖН — предупреждать, выявлять и пресекать нарушения требований к жилищному фонду независимо от его форм собственности. Эти правила предусматривает ч. 1 ст. 20 ЖК РФ.

Если решение суда об отмене предписания не вступило в силу, такое предписание может быть надлежащим доказательством для того, чтобы орган ГЖН возбудил дело об административном правонарушении и составил постановление о назначении административного наказания.

Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при ГЖН устанавливают административные регламенты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373. Это указано в п. 12 постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493.

Если должностные лица обнаружили достаточные данные, которые указывают на административное правонарушение, то это повод для возбуждения дела безотносительно к основаниям и видам проводимой проверки (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Доказательства по делу — любые фактические данные, на основании которых устанавливают (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ):

  • наличие или отсутствие события административного правонарушения;
  • виновность лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Это интересно:  Нормы качества питьевой воды 2019 год

Нельзя использовать доказательства, если при проведении проверки в ходе госконтроля (надзора) их получили незаконно (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

В ходе ГЖН госжилинспекции:

  • организуют и проводят проверки;
  • принимают меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (выдают предписание, составляют протокол об административном правонарушении и т. п.);
  • систематически наблюдают за исполнением обязательных требований;
  • проводят анализ и прогнозирование того, как эти требования исполняют организации, индивидуальные предприниматели и граждане.

Эти правила предусматривает ч. 1 ст. 20 ЖК РФ.

Виды проверок устанавливает Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294‑ФЗ). Проверки могут быть:

Плановые проверки проводят не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294‑ФЗ). Их основание — ежегодные планы, которые разрабатывают и утверждают органы ГЖН в соответствии со своими полномочиями.

Проверку включают в ежегодный план, если прошло три года со дня, когда (ч. 8 ст. 9 Закона № 294‑ФЗ):

  • зарегистрировали юридическое лицо;
  • закончилась последняя плановая проверка юридического лица;
  • юридическое лицо начало вести предпринимательскую деятельность.

Внеплановую проверку проводят, если сложилась хотя бы одна из четырех ситуаций:

1) закончился срок, в течение которого нужно было исполнить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

2) в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля поступило заявление предоставить правовой статус, специальное разрешение (лицензию), чтобы выполнять отдельные виды деятельности, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусматривают правила предоставления такого статуса, лицензии или разрешения;

3) руководитель госжилинспекции издал приказ или распоряжение по поручению Президента РФ или Правительства РФ;

4) должностное лицо органа ГЖН направило в письменной форме руководителю или заместителю руководителя такого органа мотивированное представление по результатам:

  • анализа итогов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
  • рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы ГЖН обращений.

Эти основания устанавливает ч. 2 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ.

Также основанием для внеплановой проверки может быть поступление обращений и заявлений (от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) или информации (от органов госвласти или МСУ) о фактах (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ):

  • нарушения требований к порядку создания ТСЖ, ЖК, ЖСК, к уставу ТСЖ, ЖК, ЖСК и порядку внесения в него изменений;
  • нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе УО, чтобы заключить с ней договор управления МКД, о заключении с УО договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о заключении с указанными в ч. 1 ст. 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения;
  • нарушения требований к порядку содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений в МКД;
  • нарушения обязательств, предусмотренных условиями договора управления МКД;
  • нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
  • необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
  • нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма.

Такие обращения могут поступить в т. ч. с помощью ГИС ЖКХ, а внеплановая проверка на их основании проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении проверки.

Плановые и внеплановые проверки проводят в форме документарной или выездной проверки. Срок проведения каждой из них не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона № 294‑ФЗ).

Законодательство не ограничивает круг лиц, которые обладают правом подать обращение для проведения проверки в рамках ГЖН. Это следует в т. ч. из ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ.

Предварительную проверку могут провести, если у органа ГЖН отсутствуют:

  • достоверная информация о лице, допустившем нарушение обязательных требований;
  • достаточные данные о нарушении обязательных требований либо о фактах, которые могут служить основаниями для внеплановой проверки.

В ходе проведения предварительной проверки органы ГЖН:

  • запрашивают дополнительные сведения и материалы (в т. ч. в устном порядке) у лиц, которые направили заявления и обращения, представили информацию;
  • рассматривают документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа ГЖН;
  • при необходимости проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями и без возложения на них обязанности представить информацию и исполнить требования органа ГЖН.

Инспектор может лишь запросить пояснения по полученной информации. Представлять такие пояснения и иные документы проверяемые организации не обязаны.

Выявленные в ходе предварительной проверки нарушения могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Это предусматривают ч. 3.2 и 3.3 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ.

Госжилинспекции вправе обратиться в суд с заявлениями (ч. 6 ст. 20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения, которое общее собрание собственников помещений в МКД либо общее собрание членов ТСЖ, ЖК, ЖСК приняло с нарушением требований ЖК РФ;
  • о ликвидации ТСЖ, ЖК, ЖСК, если они вовремя не исполнили предписание госжилинспекции об устранении несоответствия устава законодательству;
  • о признании недействительными договора управления МКД, договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД либо договора оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ, касающихся соответствующего договора;
  • в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению;
  • в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если нарушены обязательные требования;
  • о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным, если вовремя не исполнено предписание об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям ЖК РФ.

Кроме того, если обращение или заявление гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя содержало заведомо ложные сведения, то орган ГЖН вправе обратиться в суд с иском о взыскании расходов, связанных с рассмотрением такого обращения (ч. 3.5 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ).

Должны ли госжилинспекции проводить внеплановую проверку на основании анонимного обращения?

Госжилинспекция вправе оставить анонимное сообщение без внимания.

Если обращение или заявление не позволяет установить обратившееся в госжилинспекцию лицо, то этот документ не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Однако должностное лицо органа ГЖН обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица, если:

изложенная в обращении или заявлении информация может быть основанием для проведения внеплановой проверки;

должностное лицо имеет обоснованные сомнения в авторстве обращения или заявления.

Это предусматривает ч. 3 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ.

Статья написана по материалам сайтов: gkh64.ru, www.spravedlivo.ru, roskvartal.ru, www.belgji.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector